Российское общество проверяется сегодня на прочность в том числе отношением к традиционному для нас представлению о брачных семейных узах
Кто не слышал о том, что «семья – ячейка общества»? А кто заботится ныне о подлинности и полноценности этих «ячеек» – кирпичиков, обеспечивающих прочность государства? Что произойдет, если кирпичики качественно изменятся или их станет меньше? Кризис семьи на Западе, связанный с толерантным отношением к однополым бракам, исключающим рождение в них детей, медленно, но верно проникает в наше законодательство, готовя почву для трансформации традиционных для России понятий «брак» и «семья».
По сути, это вопрос государственной безопасности. Тектонические сдвиги в этой сфере давно беспокоят специалистов-семьеведов, однако что они могут противопоставить им? Каковы силы тех, кто занимается ныне укреплением полноценной традиционной семьи – в стране и республике?
Однако начнем не с конкретной работы на этой ниве малочисленного татарстанского отделения Национального общественного комитета «Российская семья», а с экскурса в историю изменения российского законодательства о браке и семье.
Новации и традиции
Новый Семейный кодекс РФ был разработан в 1995 году. Он вобрал в себя передовые идеи зарубежного законодательства о браке и семье. Поэтому не содержит определения понятия «брак».
До 1917 года оно составляло, так сказать, оселок семейного права России. В «Курсе русского гражданского права» профессора Г.Ф.Шершеневича брак определялся как «союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме». Определение, кстати, имеет сходство с каноном из Кормчей книги (древнего сборника церковных и светских законов): «Брак есть мужеве и жене сочетание, сбытие по всей жизни, Божественныя и человеческия правды общение».
В нынешних учебниках для студентов-юристов вместо четкого определения брака приводятся разные его теории. Сначала излагается древнеримская теория брака как договора. Далее – умозаключения Канта, христианская теория брака как таинства… В общем, читатель может ознакомиться с любой, как правило, не замечая, что в большинстве современных изданий традиционное для нашего семейного права определение брака не упоминается, будто и не существовало на протяжении столетий.
Дело в том, что, если предпочесть определению брака многочисленные его теории, можно оправдать так называемую «плюралистическую» его модель. При которой лица, вступающие в брак, получат право с помощью договора выработать для себя ту модель брака, которая для них приемлема, а государство будет лишь регистрировать их выбор. Адекватной научной оценки этой ситуации с точки зрения традиционных для России правовых и нравственных установок мы не встретили. А ведь со времен Адама и Евы люди придумали столько форм брачного и внебрачного сожительства, что все и не перечислить. Но свингерство, групповой, однополый брак в данном контексте не упомянуть нельзя.
На Каирской международной конференции ООН по народонаселению и развитию в 1994 году среди участников были и представители России. Конференция утвердила «Программу действий по регулированию народонаселения». Она закрепила равноправие и равноценность разных типов брачных союзов, включая однополые. Постулат вызвал негативную оценку со стороны делегаций Ватикана и стран Латинской Америки. Российская не высказалась. В то время в нашей стране этот вопрос был неактуален – в сознании многих был укоренен тот факт, что статья 121 УК РСФСР 1960 года рассматривала гомосексуализм как преступление. Сегодня этот запрет снят, и российское общество вплотную встало перед проблемой легализации «нетрадиционной семьи».
В новом УК РФ мужеложство и лесбиянство не рассматриваются как преступления. Государство, отказавшись от традиционно негативной оценки этих явлений, по существу, санкционировало их.
Впрочем, составители Международной классификации болезней (МКБ) во время предпоследнего ее пересмотра отнесли гомосексуализм к разряду половых извращений и нарушений. Это обстоятельство не позволяло в полной мере приравнивать гомосексуальные отношения к законному сожительству мужа и жены. Однако при последнем пересмотре МКБ от такой практики отказались…
- В нынешних учебниках для студентов-юристов вместо четкого определения брака приводятся разные его теории
Почем детишки?
Не перестаешь поражаться новостям всепобеждающей толерантности и политкорректности: как сообщил Госдепартамент США, с февраля 2011 года в заявлениях на получение паспорта в этой стране вносятся изменения. В графе о родителях слова «отец» и «мать» заменены на «родитель 1» и «родитель 2». Госдепартамент разъяснил, что «эти улучшения сделаны, чтобы гарантировать нейтральное обозначение пола родителей ребенка и в знак признания различных типов семьи».
По словам Дженнифер Крайслер, главы американского «Совета за равенство семей», замена терминов «отец» и «мать» на «родитель» позволит различным типам семей обращаться за паспортами для своих детей без чувства, будто государство не признает их семьями.
Страдания легкоранимых геев, усыновляющих детей, понятны. Ни один из них не является фактически ни матерью, ни отцом, называть их цифрами правильно. А назвать гея мамой, а лесбиянку отцом – уж вовсе неприлично… Мы бы не язвили на этот счет, если бы «политкорректная версия» не была в иных случаях просто прикрытием для очень нехорошего бизнеса.
Сейчас в американских гомосексуальных семьях воспитывается около 450 тысяч детей. По прогнозам, в скором времени их число вырастет, возможно, до миллиона. Поэтому манипуляции с внедрением однополых браков как нормы имеют объяснение: рынок усыновлений и продажи «живого товара» в США растет огромными темпами. Если число гей-усыновлений дойдет до ожидаемого миллиона детей, то при американских ценах на этот специфический «товар» сумма продаж достигнет нескольких десятков миллиардов долларов. Это существенная сумма даже по американским меркам. Стоит ли удивляться настырному проталкиванию ювенальных актов в российское законодательство, о смысле которых мы говорили в статье «Западный монстр рвется в Россию» ( «РТ» от 25.10.2012 г.)?
Бизнес-интересы профессиональных торговцев «живым товаром» и влиятельного в США адвокатского сообщества, собирающего с этого бизнеса львиную долю доходов в виде адвокатских и посреднических услуг по оформлению документов и комиссионных, просматриваются внятно. Что может остановить этот процесс в России? Только массовое его осознание.
Люди женятся. Пока
Иван К., молодожен из Казани, – участник занятий в школе правовых знаний при Уполномоченном по правам человека РТ. С октября ежемесячно полсотни молодоженов занимаются здесь по программе, разработанной председателем Татарстанского регионального отделения национального общественного комитета «Российская семья» Лидией Карцевой.
Иван: «Я против однополых браков. В России менталитет не тот, чтобы большинство пошло по этому пути. Это в странах Бенилюкс, например, много геев и лесбиянок. Поэтому государствам пришлось идти им навстречу. Но у нас пока это явление не массовое. Но почему все же это есть? Государство ничего не делает для укрепления института здоровой семьи».
А вот мнение молодоженов Рустема и Наили: «Мы за нормальную семью! Если нестандартных семей будет много, то будет плохо, а если единицы – пусть. Хотя, представьте, идут по улице двое мужчин, обнимаются, целуются, что это за зрелище!»
- Специалисты загсов сегодня говорят о том, что число заключенных браков за 9 месяцев этого года на 861 меньше, чем в прошлом
Слова Ивана о том, что государство не занимается укреплением семьи, мнению профессора Лидии Карцевой не противоречат. «Я даже к депутатам Госсовета обращалась с резолюциями конференции „Проблемы брака и супружества в условиях полиэтничного общества“, которую мы провели 15 мая в Казанском государственном университете культуры и искусств, – говорит она. – В резолюции сказано, что надо объединить усилия пяти министерств – культуры, здравоохранения, труда, занятости и социальной защиты, образования и науки и по делам молодежи, спорта и туризма, чтобы поднять на более высокий уровень институт семьи. Ни одна структура, кроме Уполномоченного по правам человека, не открыла нам двери».
А омбудсмен Сария Сабурская связалась по своим каналам с Министерством образования и науки РТ. В результате шесть преподавателей казанских вузов, члены «Российской семьи», ведут курсы семьеведения в двух школах, расположенных в поселке Мирном и в Приволжском районе Казани – далеко от места их основной работы. Люди, обеспокоенные кризисом семьи на Западе, который медленно, но верно перемещается в Россию, взяли на себя эту, заметьте, общественную нагрузку. «Если бы министерство не подключилось, у нас бы практическое движение было бы только в направлении молодоженов… Не знаю, в какие ворота стучать – складывается впечатление, что это никого не интересует», – говорит Лидия Карцева.
Однако ТРО НОК «Российская семья», которую она возглавляет, уже имеет два начинания – обучение молодоженов и школьников. Насколько это будет работать, пока неясно. Понятно лишь, что 25 молодых пар и два старших класса в разных школах татарстанской столицы погоды не сделают.
- По мнению специалистов-семьеведов, государство ничего не делает для укрепления института здоровой семьи
«В вашу газету, – говорит Лидия Карцева, – я обратилась для того, чтобы нас услышали, поняли, поддержали другие… Чтобы социум стал внимательнее к семьям – собственным и чужим. Чтобы молодежь понимала, для чего нужны брак и семья. Волна неосведомленности об этом в молодежной среде нам очевидна. При социологических опросах многие говорят о том, что брак необязателен. Если они и собираются жениться, то для проформы – потому что этого требуют окружающие».
На самом деле специалисты загсов сегодня говорят о том, что число заключенных браков за 9 месяцев этого года на 861 меньше, чем в прошлом. Если это объясняется демографическим спадом, понятно. А что если это предвестник кризиса в сознании молодежи? Ведь она воспитана в эпоху толерантности к нетрадиционным явлениям, которые пропагандируются без критического анализа. Посмотрите на телесериалы и полнометражные фильмы, на жизнь «звезд», которые являются кумирами молодежи: измены и разводы здесь – норма жизни.
Что делать
Итак, специалисты-семьеведы в республике существуют. Их мало, но у них есть ясная программа действий.
«Надо собрать министерства и создать координационный совет по содействию семье, – уверена Лидия Карцева. – Одновременно нужно внедрять курс семьеведения по всей республике. В зимние каникулы постараемся собрать общественный республиканский педсовет. Я доложу свои впечатления от занятий со старшеклассниками, директора школ – свои. Мальчик-старшеклассник спрашивает: «Лидия Валерьевна, а семьеведение будет преподаваться в других школах?» Пока не могу однозначно ответить «да». Как решат министерства… Остро стоит вопрос и выхода нашей организации на республиканскую взрослую аудиторию. В отношении общества к комплексному обсуждению вопросов семьи и брака у нас пока «табула раса» – чистая доска. Ее надо заполнять, иначе нравственные нормы будут съезжать в сторону представлений о браке и семье, для России нехарактерных, антиобщественных, чуждых».