В них конкурентное преимущество «ТАНЕКО»
Комплекс «ТАНЕКО» уже сегодня готов увеличить объем переработки нефти до 9 миллионов тонн. Об этом заявил в Нижнекамске Президент Рустам Минниханов.
Важно пояснить: речь идет о такой нефти, которая по своим кондициям не соответствует экспортным требованиям. В экспортную трубу попадает только сырье, в котором содержание серы не превышает 1,3–1,4 процента. Наш же, татарстанский, комплекс в состоянии «переварить» нефть с содержанием серы до 1,8 процента. Иными словами, «ТАНЕКО» призвано не просто обеспечить высочайшую глубину переработки сырья, но и стать своего рода фильтром для нефтяного потока, отправляемого зарубежным покупателям.
Впрочем, пока возможности «ТАНЕКО» ограничены рамками первой очереди, которая сдана в промышленную эксплуатацию в декабре прошлого года. Следующая задача – пуск комбинированной установки гидрокрекинга. С вводом ее в строй глубина переработки нефти заметно возрастет (сейчас она составляет 73,1 процента). Ход сооружения новых мощностей и стал главной темой совещания, которое провел в четверг на «ТАНЕКО» Президент Рустам Минниханов.
«Плохая» сера стала товаром
Перед совещанием Президент осмотрел ряд ключевых объектов действующего нефтеперерабатывающего завода и сооружаемые мощности. Он, в частности, побывал на производстве гранулированной серы, которое было запущено в августе. Процесс уже отлажен до мелочей. Из самого вредоносного компонента углеводородного сырья, снижающего качество нефти, получается востребованный на рынке продукт. Кстати, именно пуск мощностей по выпуску гранулированной серы стал завершающим этапом технологической цепочки первого этапа «ТАНЕКО».
Осматривая новое производство, Рустам Минниханов не ограничился пояснениями специалистов. Со свойственной ему дотошностью интересовался даже второстепенными, на первый взгляд, деталями. Увидев, как гранулы пакуются в полипропиленовые мешки, спросил, откуда они поставляются. Названный адрес, судя по реакции, не впечатлил. Почему не покупают у местного производителя?
– Да они, определяя цену, всегда умножают ее на три, – пояснил сотрудник комплекса.
«Мелкая» тема, не исключено, еще найдет свое продолжение. Понятно, чем больше татарстанских партнеров будет у гигантского нефтеперерабатывающего комплекса, тем выгоднее для республики. Разумеется, если это партнерство на здоровой конкурентной основе. Возможностей для этого множество, уже сегодня среди поставщиков оборудования, материалов на «ТАНЕКО» – десятки татарстанских фирм.
Вторая производственная цепочка «ТАНЕКО» постепенно приобретает зримые очертания. Многие компоненты будущей комбинированной установки гидрокрекинга уже смонтированы. Каждый день на площадке в три смены работают около двух с половиной тысяч человек. А в сентябре на главную понизительную подстанцию №2, питающую объекты второй очереди «ТАНЕКО», подано проектное напряжение. Событие, между прочим, знаковое, оно означает, что через несколько месяцев специалисты смогут приступить к пусконаладочным работам. Отметим: подстанция была построена в рекордно короткие сроки – всего за год.
Цель – глубокая переработка
Совещание в республиканском штабе стройки, по существу, стало продолжением разговора, начатого еще на площадке. О согласованности действий подрядчиков и проектных организаций, поставках оборудования и некоторых сбоях, без которых не обходится ни одна стройка, тем более такая грандиозная, как нижнекамская. Подводя итоги совещания, Рустам Минниханов сообщил журналистам:
– У строителей отставания от графика практически нет, и никаких сложностей по этой части мы не видим. Есть задержки поставок по технологическому оборудованию, здесь вопросы к некоторым корейским и российским компаниям. Пусконаладка начнется в срок, в 2013 году, но окончательно мы сможем завершить комплекс в 2015 году.
По словам Рустама Минниханова, претензий к «Татнефти» нет, компания выстроила четкую систему управления и контроля над реализацией проекта. Президент еще раз напомнил: первый пусковой комплекс сдан и успешно действует. Выход светлых нефтепродуктов здесь – практически 50 процентов. Ежесуточно
«ТАНЕКО» перерабатывает более 21 тонны нефти. Задачи по строительству комплекса глубокой переработки также решаются.
– Более того, вместо семи миллионов тонн высокосернистой нефти в год мы можем перерабатывать на действующей площадке девять миллионов тонн. Установка на будущее – увеличить объемы переработки до 14 миллионов тонн и даже больше, и эту работу мы тоже планируем начать, – заявил Рустам Минниханов.
По существу сказанное Президентом стало ответом на появившиеся в СМИ высказывания о том, что «Татнефть» якобы задерживает ввод комплекса гидрокрекинга и тем самым ухудшает качество экспортного сырья.
– Претензии по качеству экспорта несправедливы, – сообщил Рустам Минниханов. – Сегодня «ТАНЕКО» перерабатывает нефть с содержанием серы 1,8 процента. То, что мы забираем сюда семь миллионов тонн нефти, только повышает качество экспорта. Сернистость – это не только наша проблема, ее уровень будет повышаться и в нефти с более молодых месторождений. Другие заводы перерабатывают легкую нефть. Я бы не стал критиковать «ТАНЕКО». Во-первых, завод выдерживает график переработки, а во-вторых, экономическая ситуация несколько ухудшилась со времен утверждения бизнес-плана, мы начинали с другого сценария. По-моему, компания, вложившая миллиарды долларов в это производство, заслуживает только слова благодарности.
Время «самоваров» прошло
Что мы получим в 2015 году, когда комплекс гидрокрекинга войдет в строй? Здесь будет перерабатываться до 2,9 миллиона тонн вакуумного газойля. Из этого «остатка» первой очереди, который пока используется в качестве печного топлива, будут получаться высококачественное моторное топливо класса Евро-5 и масла. А следующим этапом реализации проекта «ТАНЕКО», в который уже инвестировано более 200 миллиардов рублей, станет создание комплекса глубокой переработки. В результате глубина переработки нефти достигнет немыслимой для нынешних российских НПЗ цифры – 97 процентов.
Не появятся у «ТАНЕКО» к 2015 году достойные конкуренты? На этот вопрос одного из журналистов Рустам Минниханов ответил более чем убедительно:
– Сколько времени прошло с тех пор, как мы задумали эту стройку? Семь? Если