Несмотря на то что сегодня Казань имеет немало многоэтажных и подземных паркингов, центральные улицы города по-прежнему запружены стоящими на обочинах автомобилями.
Уже сегодня внутри Малого казанского кольца современные паркинги расположены так, что при правильном выборе добраться до любой точки в центре города можно за 10-15 минут. Почему же автовладельцы отказываются от благ цивилизации, ведь, по некоторым данным, казанские паркинги заполнены в лучшем случае на 5-7 процентов? И хотя, по сути, это вопрос местного значения, разбираться в нем пришлось всем составом правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, причем на внеочередном ее заседании.
Напомним, что по поручению Президента Татарстана двенадцать паркингов внесены в список первоочередных построек и должны быть запущены до Универсиады. После этого общее количество машиномест на парковках составит около 5,5 тысячи. Вдобавок к уже существующим паркингам на улицах Кремлевской, на пересечении улиц Маркса и Батурина, парковке на станции метро «Горки» и другим к концу этого года планируется завершить строительство еще семи таких объектов, проинформировал участников заседания и.о. руководителя исполкома Казани Рустам Нигматуллин.
В общем паркингов в Казани скоро будет совсем много, чуть ли не больше потребности. Но, как напомнил глава УГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов, когда начинали программу по парковкам, не задались вопросом: а обеспечат ли наши дороги подъезды к ним? Ведь утром «город еле движется», вечером – тоже. С усилением работы ГИБДД по полосам общественного транспорта движение еще больше замедлится. И как в такой ситуации добраться до этих парковок?
Кстати, автовладельцев в столице республики ждет еще одно не слишком позитивное новшество. Стоянка на казанских улицах – для начала центральных – станет платной. Полученные средства пойдут «на организацию дорожного движения в городе». Разработка нормативной базы по организации платных парковок идет полным ходом, осталось подготовить техзадание, определить улицы и тарифы.
Впрочем, по сути, платными для парковки центральные улицы Казани уже стали. Ведь штраф за стоянку в неположенном месте составляет полторы тысячи рублей, ежемесячно фиксируется от 4 до 6 тысяч подобных нарушений.
По мнению ведущего заседание комиссии заместителя Премьер-министра Асгата Сафарова, «хамам, которые не понимают нормального языка и даже штрафов не боятся», нужно давать отпор. Спрашивать с нарушителей правил парковки еще жестче, кроме того – выкладывать видеозаписи нарушений в Интернет. И вообще, убежден Асгат Сафаров, необходимо развернуть широкомасштабную кампанию по борьбе с нарушителями, привлечь к ней широкую общественность.
Правда, не совсем ясно, как действовать общественникам в случае обнаружения нарушителя. Меры вроде обклеивания его авто липкой лентой или плакатами, как известно, противозаконны, а призывы к совести вряд ли окажутся действенными. Получается, самыми реальными остаются карательные меры – наказание рублем. Вчера в Казани стартовал месячник под условным названием «Парковка», то есть и без того пристальное внимание к нарушителям правил парковки как минимум удвоится.
И все-таки проблема нежелания пользоваться паркингами несколько глубже, чем кажется на первый взгляд. Почему автовладельцев не сдерживают штрафы? Наверное, потому, что их можно и избежать, если повезет. А вот деньги за стоянку – от 20 до 100 рублей в час – точно придется отдать. Но в наших сегодняшних отношениях с паркингами проявляются проблемы не только финансовые и ментальные. Например, с ходу найти в городе стоянку непросто даже коренному казанцу, что уж говорить о гостях столицы. Разумно было бы владельцам раскошелиться и на знаки, щиты, растяжки, подсказывающие, как добраться до паркинга. Очень кстати оказались бы и инфоматы на въездах, указывающие, есть ли на стоянке свободные места. Правда, по мнению Асгата Сафарова, мэрия не меньше предпринимателей заинтересована в заполнении парковок. Так что расходы на информацию можно и поделить.
Надо признать и то, что, к сожалению, далеко не все казанские паркинги удобны. К примеру, известная многоэтажка возле магазина XL. Снаружи посмотришь – душа радуется. Но почему пробираться к въездным воротам паркинга приходится сквозь плотный строй машин, оставленных на обширной площади перед торговым центром? Оказывается, из шести этажей паркинга собственно под парковку отдан только верхний, самый неудобный, не имеющий выхода в торговые залы. Пять же остальных отданы в аренду многочисленным автосалонам… Вы согласитесь шагать по полутемному «серпантину» с шестого на первый через улицу в магазин, а потом наверх с покупками? Похожая картина в центре «Сувар-плаза», только здесь за парковку придется еще и заплатить, если оставляешь машину более чем на 15 минут. Современные паркинги на улицах Островского, Профсоюзной, Кремлевской тоже практически пусты.
Пожалуй, действительно удобны разве что площадки и крытые одноэтажные паркинги около «Меги», «Корстона» и «Тандема», открытая стоянка на Батурина. А уж паркинги возле «Ашана», «Сувар-плазы», «Кольца» и, увы, главных воздушных ворот столицы Татарстана будто созданы для того, чтобы сформировать о себе неблагоприятное впечатление.
Так что нежелание автовладельцев пользоваться парковками имеет разную природу. И прежде чем пугать их карательными мерами, лучше бы сделать паркинги удобными.