Здравствуй, чучело, или Почему таксидермист должен быть скульптором

Частые гости Музея природы Волжско-Камского заповедника – школьники. Ходят мимо экспонатов, широко раскрыв глаза, то и дело задают вопросы экскурсоводу.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

information_items_70424

Частые гости Музея природы Волжско-Камского заповедника – школьники. Ходят мимо экспонатов, широко раскрыв глаза, то и дело задают вопросы экскурсоводу. Чаще всего – про чучела животных, которых здесь очень много, и выглядят они ну совсем как живые. Однажды наблюдала за мальчишкой лет семи, который пристально всматривался в неподвижного орлана-белохвоста, а потом робко поинтересовался: «Может, он все-таки живой, только загипнотизированный…»

Детвора слушает его затаив дыхание…

В Музее природы можно полюбоваться не только отдельными чучелами, но и целыми группами животных, которые «разыгрывают» перед зрителями сюжеты лесных баталий. Приковывает внимание сценка из жизни бойцовских куликов – турухтанов. Перья у птиц взъерошенные, воротники вокруг шеи подняты дыбом, хвосты распушены веером, клювы-рапиры выставлены вперед – кажется, вот-вот они ринутся друг на друга, и начнется отчаянная драка. Дерутся эти птички размером чуть меньше голубя как заправские деревенские петухи, недаром их называют полевыми петушками. При этом турухтаны настолько внешне отличаются друг от друга, что не найдешь ни одной похожей по окраске птицы. Известный русский писатель Сергей Аксаков описывал, как всю жизнь гонялся за турухтанами, надеясь увидеть одинаковых. Не увидел: то черный в крапинку с воротником-гривой, то с ярко-рыжим ошейником и белыми, как у сивого деда, усами, то с голубоватым оперением и красным ободком вокруг шеи. Обычно рядом с драчунами беспечно ловят водяных клопов и улиток скромно окрашенные самочки турухтанов – те, ради кого проводят свои турниры цветастые кавалеры.

Еще одна драматичная музейная картинка: ястреб-тетеревятник нападает на зайца-русака. Через миг острые когти хищной птицы вонзятся в спину длинноухого.

А вот более мирная сцена: бобр в лоснящейся шубе победоносно сидит на стволе спиленного им дерева и, словно в улыбке, показывает свои длинные, крепкие зубы.

Неплохо бы смотрелось в Музее природы чучело медведя, только оно слишком большое, для него не хватает места. Хотя, наверное, чучело медведя (этот зверь порой заходит в раифский лес с территории Марий Эл) по праву стало бы одним из самых популярных экспонатов.

Чижи, куропатки, суслики, горностай, глухарь, краснозобая казарка, неясыть длиннохвостая, рябчик, цапля, енотовидная собака, даже щука (совсем как живая, того и гляди за палец цапнет) – у каждого здешнего экспоната своя история, свой путь к таксидермисту. Кто-то из животных замерз, кто-то попал в капкан, кого-то задавила машина, кто-то умер в зоопарке…

Автором большинства чучел в Музее природы является сотрудник заповедника Евгений Прохоров. Он же чаще всего бывает здесь экскурсоводом. Детвора слушает его рассказы о животных, затаив дыхание.

Вот голова лося с огромными ветвистыми рогами – Прохоров изготовил этот экспонат еще в годы работы в университете. Кстати, сам добыл на охоте этого большого быка.

  • Таксидермия – это способ изготовления чучела, основой для которого служит шкура животного. Она натягивается на болванку, а полость внутри заполняется наполнителем

– Лосиная голова долго висела у меня дома, потом переехала в музей, – рассказывает Евгений Васильевич. – Здесь она уже много лет, и ничего с ней не делается, потому что обработана специальным составом. Но лучше и надежнее хранить чучела за стеклом, которое предохраняет их от моли и пыли.

Конечно, ничто не сравнится с живой природой, которую мы обязаны всячески оберегать и защищать. Но попробуй рассмотреть и изучить животных в их естественной среде, в лесу – не получится, потому что они прячутся, многие вовсе ведут ночной образ жизни.

– Когда идешь по лесу, многого не увидишь, – рассказывает Евгений Прохоров. – Совсем другое дело – чучело. Искусно сделанное, оно дает возможность в деталях познакомиться с тем или иным животным. Все можно рассмотреть вблизи: и клюв, и перышки, и характерные пятнышки. Это особенно интересно ребятишкам.

Призвание родом из детства

Прохоров был подростком, когда кто-то из взрослых принес с охоты белку. Евгений долго присматривался к трофею, изучал строение, а потом решил сделать из тушки чучело – чтобы белка была как живая. Трудился долго и тщательно: сначала нужно было снять шкурку, потом мездрить, выделывать, обезжиривать, обрабатывать ядом, снимать соответствующие размеры. Зато белка получилась на славу – и впрямь как живая. Евгений прикрепил чучело к стене, с гордостью показывал друзьям свое творение. А те недоверчиво трогали изделие руками: неужели и впрямь эта белка – только чучело…

Ну а дальше, как говорят, пошло-поехало. Увлечение таксидермией захватило так сильно, что Евгений решил связать с ним свою судьбу. Но в советские времена (да, собственно, и сейчас) не существовало государственного обучения этому ремеслу. Базой отечественной таксидермии по сей день служат студии, которые специализируются на изготовлении, даже можно сказать, штамповке охотничьих трофеев. Неизбежно при этом теряется определенный элемент творчества. Прохорову же хотелось именно творить, а не «штамповать» изделия. А для этого нужно изучить животное в природе, знать его характер, повадки, поведение. И тогда Евгений поступил на биологический факультет КГУ.

Буквально с первых дней молодой человек стал завсегдатаем университетского зоологического музея. Сначала приходил туда из любопытства – поглазеть на многочисленные чучела млекопитающих, птиц, рыб. Постепенно втянулся в музейную работу, и вот уже на полках появились экспонаты, сделанные руками Евгения Прохорова. С 1974 года, будучи еще студентом, он становится главным таксидермистом зоомузея. Хотя такой должности в университете не было – в штатном расписании значился лаборант.

История этой удивительной «кунсткамеры» на биофаке КГУ насчитывает две сотни лет. Расцвет ее пришелся на 1828–1860 годы, когда зоомузеем руководил член-корреспондент Петербургской академии наук профессор
Э.Эверсманн – знаменитый путешественник и биогеограф. В своей известной актовой речи в 1839 году он подчеркивал необходимость постигать явления «всегда юной природы, которая не стареет, не слабеет, в которой находит ум новые предметы для своих исследований, хотя бы века для людей проходили в этих непрерывных занятиях».

При Эверсманне зоомузей получил статус систематизированного собрания зоологических коллекций. В это время начались значительные регулярные поступления препаратов за счет приобретений у частных коллекционеров и покупок за границей – в Висбадене, Лейпциге, Берлине и особенно в Гамбурге у владельца торговой фирмы Брандта. Благодаря именно этим приобретениям музей сейчас имеет большое количество ценных экспонатов.

С 1909 по 1966 год таксидермистом в музее работал Яков Коксин. Это был настоящий мастер, человек незаурядный, преданный любимому делу, болеющий за судьбу отечественной таксидермии.

Одно из известных чучел Коксина – рысь – уже более пятидесяти лет украшает музей природы Волжско-Камского заповедника.

– Эта рысь была добыта в селе Атабаево Лаишевского района, на окраине поселения собирала картофельные очистки, – рассказывает Евгений Прохоров. – Охотники привезли рысь в Казань, она попала в руки Якова Петровича Коксина, и он сделал из нее чучело. Выглядит рысь замечательно, годы над ней не властны. Чучело хорошо сохранилось потому, что обработано мышьяком, моль его не ест, а стекло защищает от пыли. Сейчас вместо мышьяка таксидермисты используют более современные препараты.

Напомню, что Коксин создал также замечательную экспозицию в республиканском краеведческом музее (сейчас это Национальный музей). Увы, эту экспозицию уничтожил пожар двадцатилетней давности. Другие ценные экспонаты пострадали от воды при его тушении. Обидно, что до сих пор отдел природы в музее так и не восстановлен.

Сложно ли быть таксидермистом?

Этот вопрос я задала Евгению Прохорову.

– Спросите у летчика – сложно ли сидеть за штурвалом. Скажет – нет… – улыбается Прохоров и тут же становится серьезным. – Конечно, чтобы успешно заниматься таксидермией, нужна мастерская, соответствующие инструменты, химикаты. Это дело, требующее терпения и, несомненно, таланта скульптора. Процесс изготовления чучела длится от месяца и больше. Конечно, если речь идет об уникальном экспонате. А попробовать себя в этом интересном деле может каждый. Учебные фильмы для этого есть. Сейчас, кстати, имеются готовые пенопластовые манекены, можно купить их, выделать шкурку с помощью определенного набора химикатов и одеть. Вот тебе и чучело!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще