«Правильный» закон может спасти жизнь

Необходимо ужесточать наказания за те нарушения правил дорожного движения, которые становятся основной причиной гибели людей, считают в Госавтоинспекции республики.

Автор статьи: Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ

information_items_70404

Необходимо ужесточать наказания за те нарушения правил дорожного движения, которые становятся основной причиной гибели людей, считают в Госавтоинспекции республики.

Госдума планирует кардинально ужесточить наказания для водителей, садящихся за руль в нетрезвом состоянии. Серьезно увеличиваются штрафы и за другие нарушения. Эту новость обсуждают автомобилисты всей страны. Однако в Казани существуют и некоторые специфические поводы для обсуждений – в связи со строительством объектов Универсиады в городе сегодня крайне затруднено движение автотранспорта. Как к этим проблемам автомобилистов относятся в руководстве республиканской Госавтоинспекции и какие видят пути их разрешения? Об этом – в нашей беседе с заместителем главы УГИБДД МВД по РТ Масхутом Мифтаховым.

– Масхут Бахманович, сначала о самой «горячей» теме – гибели людей на дорогах. За последнее время в стране случилось несколько резонансных происшествий с участием пьяных водителей, в результате которых погибли люди. Госдума отреагировала на это разработкой законов по кардинальному ужесточению наказаний для пьяных водителей. Как вы относитесь к этому?

– Мы в республике давно выработали четкую позицию по этому вопросу и готовы ее отстаивать. Если жестко, вплоть до осуждения к длительным срокам заключения, будут наказывать водителей, севших за руль в нетрезвом виде, тем более когда они совершат аварию, где по-
страдали или погибли люди, то это шаг, думаю, вполне оправданный. В обществе, как показывают социсследования, существует некий запрос на такие жесткие меры. Но если говорить о серьезной, продуманной и долговременной борьбе со смертностью на дорогах, надо обратиться к статистике. В нашей республике за девять месяцев текущего года на дорогах погибли 512 человек, из которых 172 человека лишились жизни в ситуации, когда водитель выехал на встречную полосу. Еще 32 процента всех смертей происходит из-за превышения скорости. Понятно, что эти два нарушения идут «рука об руку», но вдумайтесь: они дают в сумме 70 процентов всей смертности на дорогах!

Вот главное, ключевое зло, с которым надо жестко и бескомпромиссно бороться. И у нас есть такой опыт. В 1993 году, когда в республике появилась своя собственная система штрафов за нарушение правил вождения, на дорогах погибли 812 человек. Нам удалось тогда убедить депутатов Госсовета резко увеличить штрафы за превышение скорости и выезд на встречку. И к 2000 году при увеличении числа машин нам удалось снизить смертность до 676 человек. Затем в 2002 году после перехода на общероссийскую систему штрафов республика потеряла на дорогах уже 862 человека. Эти цифры однозначно подтверждают правильность нашего подхода к решению этой проблемы.

Сегодня в Татарстане в авариях с участием нетрезвых водителей гибнут 10 процентов от общего числа жертв на дорогах. Это тоже очень много, и с пьянством за рулем, безусловно, надо жестко бороться. Но названные выше нарушения – главный бич, за это надо серьезно карать, если мы хотим уменьшить число трагедий на дорогах.

Приведу пример: в 1972 году в Финляндии число погибших на дорогах составляло 1400 человек, затем был принят закон – за превышение скорости всего лишь на пять километров в час нарушитель стал платить штраф в размере месячной зарплаты. Сейчас количество погибших здесь колеблется от 350 до 400 человек – снижение примерно в четыре раза. При этом представьте, во сколько раз за 40 лет увеличилось число автомобилей. Вот пример того, как грамотные законы в буквальном смысле сохраняют человеческие жизни. Так же должно быть и у нас.

– Теперь к другой теме. Можно ли было, по вашему мнению, хоть немного улучшить состояние дел с автомобильными заторами во время масштабного строительства в Казани в преддверии Универсиады?

– Думаю, в чем-то частично было можно. Например, не так давно одновременно начали ремонтировать две крупные параллельные улицы – Московскую и Г.Тукая. Здесь сразу возник транспортный паралич. Такие работы надо, безусловно, разводить по времени.

  • Сегодня в Татарстане в авариях с участием нетрезвых водителей гибнут 10 процентов от общего числа жертв на дорогах. Это тоже очень много, и с пьянством за рулем, безусловно, надо жестко бороться

Серьезную роль тут играет и менталитет людей. В условиях тесноты на дорогах машины тормозят на остановках – водителям, видите ли, так удобно. Но из-за этого автобусы, высаживая пассажиров, встают на соседнюю полосу и перекрывают движение. Кстати, за такое нарушение с первого июля предусмотрен штраф в тысячу рублей, а если автомобиль помешал автобусу – в две тысячи. К слову, при подобных нарушениях мы нередко действуем по сигналу жителей – недавно по звонку казанцев был наведен порядок на улицах Мира, Парковой.

– Представим: все, что запланировано, в Казани сделано – появились двухуровневые перекрестки, развязки, новые дороги и другая инфраструктура. Но число автомобилей неуклонно увеличивается, и возникновение пробок, только на «другом уровне», – дело времени. Как с этим бороться?

– Рост числа машин действительно впечатляет. Только за 9 месяцев этого года автопарк республики увеличился почти на 65 тысяч единиц и составил почти 1 млн. 100 тысяч. На тысячу жителей в Казани приходится 288 машин. Кстати, эта цифра, которая к тому же постоянно растет, зачастую совершенно не учитывается проектировщиками строительства. Возводится огромный многоквартирный дом, а стояночных мест для транспорта проект не предусматривает. Почему-то проектировщики об этом не думают.

А вообще, борьба с заторами на дорогах должна вестись по нескольким направлениям. Одно из основных – перераспределение транспортных потоков в городе. Как бы ни оценивали перемещение в Казани большой части рыночных торговых площадей в Новую Туру, это существенно облегчит транспортную ситуацию в городе. Большой проблемой столицы является наличие так называемого вьетнамского рынка, на подъездах и вблизи которого тоже возникает масса заторов. Существенный вклад в улучшение транспортной ситуации должны внести и строительство целого города – Иннополиса в Верхнеуслонском районе, а также планируемое возведение подобного объекта в Лаишевском районе. Серьезным подспорьем станет новая дорога от улицы Пушкина к Танковому кольцу. О ее необходимости мы говорили еще в 2005 году. Ну, и очень помогает строительство метро. Вспомните: Булак просто был парализован до того момента, как запустили станцию «Козья Слобода». Теперь же ситуация там значительно легче.

– Во многих крупных городах, особенно европейских, давно ограничивают потоки автомобилей, особенно в центре города. Где-то взимается плата за въезд, где-то применяют другие меры. Как вы думаете, в Казани настало время вводить такие ограничения? Если нет, то где сегодня выход?

– Думаю, вводить плату за въезд в центр города пока рано, так как не исчерпаны другие меры. Мне кажется, наш путь – организация эффективной работы современного общественного транспорта. Если комфортабельный автобус будет двигаться по свободной выделенной полосе, а поток машин станет стоять в пробке, большинство людей сделает правильный выбор. Ведь сегодня, по моим наблюдениям, в салонах семи машин из десяти сидит по одному водителю. И машины эти, как правило, по габаритам немаленькие…

О метро даже не говорю – уже сегодня многие наши сотрудники, живущие за Казанкой и имеющие автомобили, пользуются этим видом транспорта.

Еще одна мера – заблаговременное планирование и строительство подземных парковок, а также перехватывающих паркингов возле станций метрополитена, что уже успешно реализуется. Когда люди поймут, что штрафы за неправильную стоянку выше платы за такой вид паркинга, они неизбежно «спустятся под землю». И, конечно, предстоит выведение объектов, которые посещает большое число людей, за пределы центра, а то и города. Также большое значение имеют подземные пешеходные переходы. К сожалению, далеко не на всех больших улицах при строительстве они были сделаны, а сейчас только перенос коммуникаций порой составляет половину стоимости возведения самого объекта.

Вместе с тем время идет, и, возможно, когда-то дело дойдет до ограничения движения в центральной части с помощью взимания платы, других мер. Только делаться это должно примерно на таком техническом уровне, как в Сингапуре – там специальные считыватели снимают деньги со счета водителя автоматически при пересечении автомобилем полосы въезда в центр города.

– Масхут Бахманович, когда едешь, например, по трассе Казань – Челны, да и по другим дорогам республики, встречаешь немало знаков, которые установлены необоснованно. Строительные работы давно закончены, а ограничение скорости осталось, или, к примеру, дорога ровная и хорошо просматривается, а на ней стоит знак «Обгон запрещен». Не пора ли сделать ревизию и убрать с дорог все лишнее?

– Совершенно с вами согласен – необоснованно установленные знаки только вредят движению. Мы этим регулярно занимаемся и надеемся на помощь граждан. Сообщайте нам о подобных вещах.

– Кстати, насколько легко направить обращение, замечание или жалобу в ваше ведомство? Ведь обратная связь с населением – это сильная сторона в работе любой структуры, а тем более вашей.

– Мы открыты для работы с гражданами. Во-первых, круглосуточно действует «телефон доверия» – (843)2-912-002. Также на нашем портале www.rpolice.ru можно послать обращение или предложение в окнах «Для жалоб и обращений граждан» и «Что не так на наших дорогах». Все послания рассматриваются, и по ним принимаются необходимые меры.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще