И транспорт сохранить, и пенсионеров не обидеть

Проезд в общественном транспорте, в том числе и на коммерческих маршрутах, вопреки многочисленным слухам, не подорожает как минимум в течение первого квартала этого года, заявил заместитель Премьер-министра – министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Владимир Швецов на прошедшем в министерстве расширенном совещании.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

Проезд в общественном транспорте, в том числе и на коммерческих маршрутах, вопреки многочисленным слухам, не подорожает как минимум в течение первого квартала этого года, заявил заместитель Премьер-министра – министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Владимир Швецов на прошедшем в министерстве расширенном совещании.


Однако в связи с монетизацией льгот и отменой бесплатного проезда для подавляющего числа льготников республики назвать сегодня положение транспортников простым не решится никто из специалистов. Казалось бы, наступила прекрасная пора: все пассажиры теперь будут оплачивать свой проезд, не нужно ждать как манны небесной дотаций от государства. Работай на совесть – и доходы транспортных предприятий резко подскочат. По данным министра, транспорт всех городов и районов республики работает с 1 января без перебоев, срывов рейсов не было даже у частников, не в пример прошлому году. Но первые десять дней года наступившего показали, что число желающих проехаться на автобусах-троллейбусах уменьшилось более чем на десять процентов (это в праздники-то, хотя в прошлом году, например, именно первые десять дней января были рекордными по сбору выручки) и продолжает снижаться.


По мнению специалистов, уменьшение пассажиропотока можно объяснить многими причинами. К примеру, вы знаете, исходя из каких данных рассчитывались дотации транспортным предприятиям? Предполагалось, что вся армия льготников ездит в городском транспорте… два раза в день. Понятно, что значительная часть наших пенсионеров-инвалидов из дома либо не выходит вообще, либо ездит очень редко. А денежки на них предприятиям перечислялись пусть не всегда вовремя и в полном объеме, но все же более-менее сводить концы с концами они могли. А сейчас их просто посадили “на голодный паек”, и как АТП будут выходить из этого положения, непонятно.


На пригородных и междугородных маршрутах граждан, недовольных нововведениями, немного, заметил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Азат Галиахметов. Ведь коммерческие рейсы, на которых ни для кого нет льгот, вводились в течение всего прошлого года, постепенно. Народ и привык. А вот отменой городского бесплатного проезда возмущение куда сильнее. Понять можно: больше двадцати лет для людей, верой и правдой отслуживших государству положенное число лет или получивших это право какими-то другими особыми заслугами, проезд в общественном транспорте был бесплатным. Вроде бы мелочь – пять рублей за проезд, но она помогала сохранить некоторую часть скромного пенсионного бюджета и к тому же создавала впечатление, что, мол, ценит общество меня, старика, и уважает. Возможно, в значительной степени выступления пенсионеров во многом обусловлены именно вот такими душевными обидами. Водителям и кондукторам общественного транспорта приходится сегодня проявлять чудеса такта и выдержки, общаясь с недовольными пассажирами. Но вежливостью напряженность не снимешь, вопрос нужно решать иначе.


Сохранять или нет бесплатный проезд?

До 1 января этого года льготами пользовались около 60 категорий граждан Татарстана. Отныне бесплатным проездом в городском транспорте смогут воспользоваться Герои Советского Союза и Соцтруда, Герои России, полные кавалеры орденов Славы, сотрудники МВД и военнослужащие органов федеральной службы безопасности при исполнении служебных обязанностей и предъявлении служебного удостоверения, а также члены Совета Федерации, депутаты Госдумы и их помощники. Представителям трех последних категорий, как вы понимаете, бесплатный проезд в общественном транспорте “необходим как воздух”, но раз закон разрешает…






 В Екатеринбурге одна поездка в трамвае, троллейбусе и автобусе общего пользования обходится пассажиру в 5 рублей, в Йошкар-Оле – 4 рубля, в Кирове – 5,5 рубля, в Москве 11 рублей стоит билет в электротранспорте, 13 – в метро и 15 – в автобусе, в Нижнем Новгороде – 6 и 5 рублей соответственно. Самара берет с пассажира 7 рублей за билет, Пермь – 7, Санкт-Петербург – 10 рублей, Уфа – 5 и 5, Чебоксары – 4 – 4,5. Татарстанские города пока явно не в числе самых дорогих.


По мнению выступившего на совещании первого заместителя министра соцобеспечения РТ Гумара Гарифова, не стоит вести разговор об отмене льгот – это на самом деле замена их денежными выплатами. Сегодня в республике 950 тысяч пенсионеров, почти 700 из них – это федеральные и республиканские, они свои выплаты получат или уже получили. Те пенсионеры по старости, чья пенсия меньше 1416 рублей, будут получать ежемесячно 100 рублей на проезд. За чертой же социальной поддержки остались, таким образом, около 180 тысяч пенсионеров, у которых размер пенсии выше указанной суммы – 1416 рублей.


По некоторым подсчетам, только на транспортные расходы бывшим льготникам из бюджетов разных уровней будет выделено 1 миллиард 298 миллионов рублей. Эти денежки, предположительно, должны прийти от них в виде оплаты за проезд в транспортные предприятия.


Только целевыми-то эти деньги не назовешь: любая старушка лучше себе лишнюю пачку чая купит, а уж поедет куда-нибудь только при самой крайней необходимости…


Кстати, часть льгот транспортники сохранили уже по собственной инициативе. Так, например, студентам, а в некоторых районах и школьникам на внутриреспубликанских и междугородных маршрутах реализуются проездные билеты стоимостью от 50 до 70 процентов полной цены. По мнению замминистра, эту практику можно внедрить и на городских маршрутах.


С бесплатным проездом несколько сложнее.


Недовольство населения прокатилось волной возмущений, акций протеста с остановкой работы транспорта по многим городам России, не обойдя и нашу республику. Дабы как-то успокоить обиженных пенсионеров, в городах Татарстана, где прошли акции, администрациями принимаются определенные меры по снижению тарифов, восстановлению для части населения льгот по бесплатному проезду. Однако, по мнению старейшего транспортника республики, возглавляющего сегодня КПОГАТ-3, Олега Горлика, этим проблему не решишь. По его наблюдениям, возмущены отменой бесплатного проезда в основном… работающие пенсионеры – те, кто как минимум два раза в день пользуется городскими автобусами. Один из самых серьезных недостатков введения закона об отмене льгот, на взгляд О.Горлика, – слишком резкое его введение. “Приучать к этому пассажиров нужно постепенно, – сказал он. – К примеру, у нас Юдино обслуживает 25 автобусов, и выручка за эти дни не упала. Потому что мы два года планомерно готовили людей к полной оплате проезда. Но снижать тарифы сегодня нельзя – транспорт просто парализует”.


Как умиротворить и тех, и других

Распоряжением Кабинета Министров республики № 985 от 21 июля 2003 года определены предельные тарифы на перевозку пассажиров городским автомобильным и электрическим транспортом в 5 рублей. Этот нормативный акт не отменен и действителен по сей день. Вот только долго протянуть на этих тарифах вряд ли получится: цены на автомобильный бензин только за 2004 год подросли на 48 процентов, на дизтопливо – на 51 процент, да и повышать зарплату работникам транспортных предприятий необходимо.


В некоторых городах республики усилиями администрации и органов местного самоуправления сохранены льготы на проезд самой массовой части льготников – пенсионерам. Однако не надо забывать о том, что российским законом льготы сегодня отменены, и в том случае, если главы администраций посчитают необходимым их сохранить, такое решение должно сопровождаться материальной компенсацией предприятию. Иначе автобусные перевозки будут обречены на вымирание, сами предприятия столь непосильную ношу не потянут. Уже сегодня добрая половина маршрутов, обслуживаемых машинами ассоциации “Татавто-


транс”, по признанию ее генерального директора Динара Минуллина, грозит стать убыточной.


Путей решения проблемы специалисты видят несколько. Например, внести коррективы в расписание движения автобусов. Отмена бюджетной компенсации выпадающих доходов от перевозки льготных пассажиров автотранспортным предприятиям уже привела к сокращению числа рейсов по пригородным и междугородным маршрутам республики, внутрипоселковых маршрутов приблизительно на 10 процентов именно по причине уменьшения пассажиропотока.


В общем, тарифы хоть на какое-то время можно оставить на том же уровне, а вот число автобусов в так называемое межпиковое время существенно снизить. И еще – замена автобусов большой вместимости на машины малой или особо малой, билеты вполцены для некоторых категорий населения по особым дням недели или часам суток, например, с 10 утра до четырех вечера, реализация проездных билетов на определенные маршруты. Необходимо полное изучение пассажиропотока республики, которое, кстати, не проводилось уже лет двадцать.


Однако, как сказал В.Швецов, решать эти проблемы нужно во всех предприятиях одновременно, не допуская применения разных методов в разных городах и районах.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще