С января будущего года полностью вступает в силу федеральный закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя
Как пивные лобби ни сопротивляются, как ни упираются, но вынуждены постепенно сдавать свои позиции. Пиво в нашей стране наконец-то приравнено к алкоголю, а значит, жить отныне пенному бизнесу – по другим, более жестким правилам.
Мало того что пиво, как и его «старших братьев» – водку, бренди и другие крепкоалкогольные напитки, – нельзя будет купить в ночное время, но с нового года его запретят продавать в ларьках и киосках.
Мелкорозничная торговля от такого ужесточения законодательства пребывает в панике. Оно и понятно: киоски, павильоны и тому подобные торговые точки рентабельны только за счет продажи пива и прилагающихся к ним товаров – чипсов, сухариков, орешков… Начальник Госалкогольинспекции РТ Игорь Марченко уточняет: доходы от продажи пива в мелких торговых точках, не считая сопутствующих и табачных товаров, составляют около 30 процентов всего торгового оборота. А если учесть, что в скором времени из ассортимента ларьков изымут табачные изделия, понятно, почему индивидуальным предпринимателям слышатся удары молотка по крышке гроба их бизнеса.
«Федеральный закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя был принят в июле 2011 года, а полностью вступает в силу в январе будущего года. Так что предприниматели имели в запасе полтора года на то, чтобы здраво оценить ситуацию и выбрать один из нескольких вариантов решения проблемы: перепрофилировать бизнес, построить стационарные павильоны или арендовать нежилые помещения первых этажей многоквартирных домов, – поясняет Игорь Марченко. – Те, кто оценил последствия, начали строить стационарные торговые объекты еще год назад, как только закон вступил в силу, а некоторые до сих пор ничего не делают. И каковы будут их действия после 1 января 2013 года? Возможно, будут торговать в нарушение закона, а возможно, лишившись самого рентабельного товара в системе доходов, прекратят свою деятельность».
По экспертной оценке, из-за закрытия павильонов и ларьков в Татарстане без работы могут остаться 5–6 тысяч человек, а в целом по России – 500 тысяч.
Предприниматели создали движение «Коалиция киоскеров», подготовили в адрес властей петицию с просьбой вернуть законопроект на доработку, мотивируя это тем, что ужесточение требований к торговле пивом вынудит их закрыть торговые точки, уволить работников и лишит их дохода. Сотрудники Госалкогольинспекции разъясняют, что ограничение реализации пива – не местечковое решение, а федеральный закон, и от того, что бизнесмены будут протестовать, ничего не изменится.
До часа «икс» остается полтора месяца, и владельцы киосков лихорадочно пытаются найти пути спасения бизнеса. Ильмир К., владелец трех киосков в Казани, намерен перепрофилировать бизнес. «Бессмысленно биться головой о стену, – говорит он. – Запретили пивом торговать, так запретили. Конечно, жалко доходный бизнес – столько лет налаживал… Жаль и сотрудников, которых придется увольнять. Пару киосков закрою, а в других поменяю ассортимент – попробую продавать картошку-морковку, мандарины, конфеты, цветы… Если удержатся на плаву, оставлю. Параллельно решил заняться продажей стройматериалов, а если удастся, в дальнейшем подберу бригаду отделочников – будем квартиры ремонтировать… Подтяну и своих уволенных сотрудников – тех, кто сможет перестроиться на другой алгоритм работы».
- С 1 января 2013 года пиво и напитки на его основе с содержанием спирта до 5 процентов можно будет продавать только в стационарных магазинах и заведениях общепита
«Что касается продавцов, думаю, они найдут себе работу, – считает Игорь Марченко. – Одновременно открываются магазины федеральных и региональных торговых сетей, в которые требуются продавцы, консультанты».
Мы попробовали поискать работу продавца посредством глобальной сети, и Интернет выдал более полутора тысяч вакансий в одной только Казани. Такого обилия рабочих мест нет, пожалуй, ни в какой иной сфере. Правда, те же федеральные сети делают ставку на молодых, амбициозных людей с высшим или средним образованием, предпочтительнее без опыта работы ( «легче выучить, чем переучить»), и предъявляют жесткие требования к кандидатам: сотрудники должны обладать хорошо поставленной речью и приятной внешностью, владеть компьютером, уметь вести кассовые расчеты, быть стрессоустойчивыми… В этих условиях выбор и шансы у уволенных киоскеров и лоточников, давайте признаемся, небольшие.
Наталье Б. в этом отношении легче, и она спокойна за свое будущее: более 10 лет проработала в ларьке, хозяин которого отстроил отдельный павильон, где продажа сигарет и пива будет легальной. «Я не потеряла рабочее место, теперь буду работать в закрытом помещении, со всеми удобствами. Может, поэтому более лояльно отношусь и к алкогольным нововведениям, и к запретам, – говорит Наталья. – Понимаю, что государство борется с разложением молодежи, и поддерживаю это. Сама я мать двоих уже взрослых сыновей, поэтому всегда с грустью смотрю на праздных подростков, которые бродят по ночам как раз в то время, когда их не видят родители. Они покупают пиво и
Впрочем, автору этих строк встречались бизнесмены, которые никогда не брались за алкогольный бизнес из моральных побуждений. Но таких сознательных предпринимателей, надо признать, немного. Когда на одну чашу весов ставится благополучие свое и семьи, а на другую – вопрос «спасения мира», последний, каким бы весомым и значимым в государственном масштабе ни был, вряд ли перевесит.
В глазах потребителя удар по ларькам выглядит все-таки не столь драматично. Бесспорным плюсом нововведения является то, что подростки покупают алкоголь чаще в ларьках, чем в крупных магазинах, поэтому с нового года доступ детей к хмельному зелью будет значительно ограничен со всеми вытекающими из этого положительными последствиями.