Защищать детей от информационной интоксикации будут прежде всего родители и профессионально работающие с ними специалисты
На днях состоялась всероссийская видеоконференция руководства Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и журналистов из 17 региональных СМИ. Общение представителей казанских изданий и руководства Роскомнадзора проходило в здании Управления службы по Татарстану в присутствии его руководителя Айрата Зарипова.
Напомним, что согласно Федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» телеканалы, печатные и сетевые издания должны маркировать свою продукцию, не предназначенную для просмотра детьми в том или ином возрасте. Документ направлен на защиту несовершеннолетних от разрушительного, травмирующего психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации.
Закон вступил в действие с 1 сентября. По исследованиям ВЦИОМ, закон замечен населением: 80 процентов опрошенных поддержали его принятие. На видеоконференции обсуждались тонкости его реализации.
Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров начал с того, что еще до вступления закона в силу была собрана «вся палитра мнений»: проводили совещания с представителями электронных, печатных СМИ (включая глянцевые журналы), радио, телеканалов, в том числе иностранных. Состоялось 770 встреч с представителями СМИ, направлено более 4,5 тысячи писем с разъяснениями, проведено более 3,5 тысячи онлайн-консультаций для территориальных органов и региональных СМИ. Так что за появлением маркировки на телеэкранах и в печатных СМИ стоит большая работа надзорного органа и созданного при нем экспертного совета, который состоит из видных детских психологов, педагогов, правозащитников.
Поясним, что общественно-политические издания и новостные ленты маркировке согласно закону не подлежат. Отдельные материалы, которые подпадают под них, маркируются. Глянцевые журналы и СМИ, которые полностью подпадают под ограничения закона, должны маркироваться на первой странице либо на упаковке издания. Маркер должен располагаться в верхней части главной страницы. Новый закон вводит несколько степеней ограничения: «6+», «12+», «16+» и «18+». Классифицировать свои продукты по категориям должны сами производители и распространители, при желании привлекая аккредитованных экспертов.
- Александр ЖАРОВ – глава Роскомнадзора РФ: «Проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения соцопрос россиян показал, что 70 процентов респондентов не отметили в последние два месяца снижения уровня агрессии, демонстрируемой в СМИ. Это ярко показывает, что закон не влияет на наполняемость эфира и редакционную политику».
По словам Александра Жарова, двухмесячный опыт исполнения закона показал, что статистика по нарушениям есть, но намеренных, грубых не было ни одного:
– Выработана консолидированная позиция по правоприменению закона в тех секторах, где нормы его прописаны нечетко, и в настоящее время нарушения исчезли. Наименьшее количество нарушений было у телевизионных и радио-СМИ.
Было много рассуждений, что закон создаст ограничения для свободы слова. Как показала практика, это не так. Закон ориентирован прежде всего на родителей, на учителей, воспитателей, чтобы они могли сориентироваться в информационной продукции. Видят маркировку и сами принимают решение – будет ребенок допущен до этой продукции или нет.
В дальнейшем разрешать споры, которые возникнут между Роскомнадзором и СМИ по правоприменению закона, будет экспертная комиссия. По словам главы Роскомнадзора РФ, все они считают, что закон является первым шагом на пути ограждения детей от вредоносной информации. Надо отметить, что главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев, который входит в экспертную комиссию, предложил на экспертном совете выработать хартию журналистов, которая бы в дальнейшем могла заменить этот закон, если все СМИ будут придерживаться ее.
Участники видеоконференции подробно разобрали множество конкретных вопросов, касающихся реализации закона. Была затронута и тема показа в телеэфире мультфильмов, содержащих сцены курения и распития спиртного, в частности «Ну, погоди!», а также фильмов о Великой Отечественной войне, многие из которых иллюстрируют ужасы военного времени сценами насилия.
– Есть много мультипликационных и художественных лент, на которых выросло не одно поколение, – ответил Александр Жаров. – Они признаны историческими и культурными ценностями, а значит, требования закона о введении возрастного ценза на них не распространяются.
В Роскомнадзоре не исключают, что в качестве маркетингового хода производители контента будут завышать возрастную планку и, например, вместо «12+» указывать «18+». А пока кое-где доходит до смешного. Красноярские журналисты сообщили, что в местных магазинах продают мультфильм «Серая Шейка» с наклейкой «18+», но зато на диске певца Тимати стоит ограничение «6+»… «Оцифровкой» подобных исполнителей, по словам Александра Жарова, займется Национальная ассоциация телевещателей – российскую эстраду для удобства телерадиокомпаний разобьют по возрастной таблице.
Руководитель Роскомнадзора сообщил, что Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» стал первым шагом на пути ограждения детей от негативной информации. Следующий – защита несовершеннолетней аудитории Интернета от порнографии, пропаганды суицида и наркотиков путем создания «черного списка» сайтов, размещающих подобную информацию.
Кстати, Александра Жарова попросили прокомментировать мнение о том, что новый закон является неадекватным по отношению к интернет-изданиям.
– Давайте дождемся его правоприменения, после этого решим, адекватный закон или нет, – ответил он.
Реальная борьба с вредоносным контентом началась с 1 ноября. Под удар надзорного органа попали интернет-сайты, содержащие детскую порнографию, призывающие к суициду и пропагандирующие употребление наркотиков.
По оценке Александра Жарова, это «абсолютное зло». Только сайтов с детской порнографией специалисты насчитали около трех тысяч. Их доменные имена находятся не только в зоне «ру», но и за рубежом. Хостинг-провайдерам будет предложено в течение суток свернуть сайты. Если же они не откликнутся, то их отключат операторы связи.
Разговор шел и о новостных лентах в интернет-СМИ. В частности, журналистов интересовал вопрос, нужно ли ставить маркер «18+» на криминальной новости, если большая часть новостей имеет общественно-политическую направленность? Оказывается, не нужно. Другое дело, если речь идет о снятом видеоклипе, иллюстрирующем новость, или фотоснимке, которые подпадают под категорию «18+». В этом случае маркер обязателен.
Участники видеоконференции интересовались, кто именно несет ответственность за маркировку продукции и какие санкции предусмотрены за нарушение данного закона. По словам главы Роскомнадзора, – правообладатель информационного продукта, редакция газеты, например. Что касается санкций, то для юридических лиц это штрафы от 20 тысяч до 200 тысяч рублей и вплоть до лишения лицензии. Александр Жаров подчеркнул, что Роскомнадзор не ставит цель наказать кого-либо, а заинтересован в том, чтобы до родителей доходила адекватная информация, стоит ли их детям знакомиться с тем или иным контентом.
Заместитель руководителя Роскомнадзора по Республике Татарстан Елена Григорьева рассказала корреспонденту «РТ»:
– Мы не применяли санкций за время тестового действия закона. Сейчас политика будет более жесткой, потому что уже отрегулировали с представителями СМИ все вопросы. Даже если
Безусловно, позитивная сторона закона о защите детей в том, что он резко сдвинул ситуацию с мертвой точки. К слову, в ряде стран не существует законов для маркировки контента. Но есть кодексы вещателей, издателей, и регулирование идет изнутри. Поэтому все-таки возникают вопросы, как уберечь детей от шокирующей информации в новостных лентах, которые, как уже говорилось, не подлежат маркировке.
Елена Григорьева считает:
– Эти вопросы больше относятся к журналистской этике и редакционной политике. Я думаю, здесь нам очень помогла бы журналистская хартия, о которой говорилось на видеоконференции с главой Роскомнадзора РФ. Будем ждать, что таковая появится.
За время тестового действия закона с 1 сентября в Татарстане проведен мониторинг 2375 экземпляров СМИ: в их числе 2163 экземпляра печатных изданий, 93 выпуска телеканалов, 24 радиоканала, 552 выпуска сетевых изданий и сайтов информационных агентств. Выявлено 661 нарушение, из них 20 – у телеканалов, 1 – у радиоканала, 92 – в сетевых изданиях, 528 – в печатных СМИ. Основная масса нарушений – отсутствие маркировки. В адрес редакций СМИ и вещательных организаций направлено 76 рекомендательных писем, проведено пять встреч с главными редакторами СМИ и представителями вещательных организаций, проконсультировано по «горячей линии» 36 обратившихся, разослано 1835 информационных сообщений по электронным адресам СМИ.