Система межведомственного электронного взаимодействия призвана покончить хождениями по мукам»
«Нужно избавить людей от необходимости ходить по инстанциям за ненужными справками. Глядишь – в Казани и общественный транспорт разгрузится, и пробок будет меньше. Ведь только за минувшую неделю чиновники заставили более трех тысяч казанцев получать лишние бумаги!» – заявил Премьер-министр Ильдар Халиков на традиционном субботнем совещании в Доме Правительства, подвергнув резкой критике некоторых руководителей министерств и муниципалитетов за несоблюдение законодательства о межведомственном электронном взаимодействии.
Напомним, что с 1 июля текущего года вступил в силу Федеральный закон №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с которым чиновникам при оказании госуслуг запрещается требовать от граждан какие-либо бумажные справки, выписки и так далее. При необходимости госслужащие вправе попросить только документы личного хранения, к коим относятся паспорта, трудовые книжки, военные билеты, дипломы об окончании учебных заведений и другие – полный перечень из восемнадцати пунктов можно найти в статье 7 этого закона либо на портале www.210fz.ru. То есть страна (и наша республика не исключение) с 1 июля должна была полностью перейти на систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), при которой чиновники через Всемирную паутину обязаны сами запрашивать в соответствующих органах нужные документы, а не напрягать по этому поводу обратившихся к ним за государственными услугами граждан.
Какова на сегодня ситуация в Татарстане, рассказал вице-премьер – министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов на пресс-конференции накануне вышеупомянутого совещания.
- Если в какой-то госструктуре с вас востребовали дополнительную бумажную справку, не входящую в перечень документов личного хранения, сообщайте об этом на «горячую линию» (843) 5-114-115
ЖАЛУЙТЕСЬ, ГОСПОДА ХОРОШИЕ!
Каждый человек в тот или иной момент жизни пользуется госуслугами, за которые мы расплачиваемся своими налоговыми отчислениями. И государство пошло на, казалось бы, беспрецедентный для нашего забюрократизированного общества шаг – избавить граждан от бесконечных походов по кабинетам, изнурительных ожиданий в очередях в целях сбора пакета документов, к примеру, на вхождение в госпрограмму по улучшению жилищных условий, получение субсидий, лицензий, разрешений на определенный вид деятельности и так далее.
– В Татарстане, как наиболее продвинутом с точки зрения инфраструктуры коммуникаций регионе, СМЭВ заработала раньше, нежели в других субъектах Федерации, – утверждает Роман Шайхутдинов. – Кроме того, республика пошла дальше, развивая региональную систему межведомственного взаимодействия, которая является интерфейсом для стыковки с федеральной системой. На сегодня к СМЭВ подключены 20 органов госвласти РТ, около тысячи их подразделений во всех 45 муниципальных образованиях, а также более четырех тысяч сотрудников. Это очень важно. Во многих регионах России не могут обеспечить полноценное внедрение СМЭВ, поскольку там отсутствуют определенные каналы информации.
В общем, как утверждает глава Минсвязи, в настоящее время все министерства, ведомства, органы исполнительной власти республики подключены к СМЭВ, значит, у них есть полный набор технологических инструментов для обмена между собой и с федеральными структурами информацией в электронном виде. И если в какой-то инстанции с вас востребовали дополнительную бумажную справку, не входящую в перечень документов личного хранения, смело сообщайте об этом на «горячую линию» технической поддержки СМЭВ по номеру (843) 5-114-115. Министр обещает, что ни одна жалоба без внимания не останется.
Однако немало татарстанцев продолжают жертвовать своим временем и по старинке сами собирают нужные для получения госуслуги бумаги. Хотя могут ограничиться только одним заявлением. А ведь, допустим, чтобы оставаться участником республиканской программы социальной ипотеки, необходимо периодически документально подтверждать свое соответствие условиям этого проекта. Неужели приятно каждый раз бегать по кабинетам? К слову, Государственный жилищный фонд – куратор соципотеки, по данным Минсвязи, до недавнего времени грешил тем, что запрашивал у органов местного самоуправления заверенные бумажные выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Вместо того чтобы напрямую востребовать их по «электронке» в Регистрационной палате.
НАКАЗАНИЕ РУБЛЕМ
По словам Романа Шайхутдинова, на предоставление одной услуги по системе межведомственного электронного взаимодействия должно направляться не менее двух запросов (для ответа отводится пять дней), то есть требуется как минимум две справки. И чем сложнее сервис, тем больше сведений нужно заполучить. Статистика использования СМЭВ показала: если в августе для оказания 13346 услуг было сделано всего лишь 12400 запросов, то уже в сентябре – соответственно около 8000 и 16450. А за период с 15 по 25 октября министерства и муниципалитеты в среднем направили 2,5 запроса (в начале пути, в июле, этот показатель составлял менее единицы). То есть участники проекта в целом неплохо к нему адаптируются.
Но имеются и исключения. В последнее время большие претензии татарстанцы предъявляют к органам социальной защиты, собирающим с населения пакеты из немалого количества бумаг (копий ИНН, выписок из Регпалаты и других) для начисления «тепловых» субсидий, введенных в республике с 1 сентября после отмены перекрестного субсидирования в теплоэнергетике. Вице-премьер – министр информатизации и связи объясняет это инертностью иных служб, которые, между прочим, оснащены системой межведомственного документооборота. Мол, нужно разбираться отдельно в конкретных случаях.
– Минсельхозпрод и Минтранс республики по каждой второй услуге в нарушение 210-го закона запрашивают документы, – сообщил Роман Шайхутдинов на субботнем совещании в Доме Правительства, после чего Премьер-министр Ильдар Халиков потребовал объяснений у министра транспорта и дорожного хозяйства Ленара Сафина.
– Речь идет о разрешениях на перевозки пассажиров легковым транспортом, то есть такси, – пояснил Ленар Сафин. – В любом случае по закону мы требуем от предприятий эти документы – как минимум продублировать нам копии. И часть документов начинаем сейчас запрашивать через электронные услуги.
– Не понял. Что значит вы обязаны по закону требовать с них копии, по какому такому закону? – возмутился Премьер-министр. – Я вам четко могу сказать: ваша только что произнесенная фраза подпадает под Административный кодекс Российской Федерации. Ни по какому другому закону из соответствующего перечня документов вы не имеете права запрашивать у людей ни один из них. Вы не только не обязаны, но и не вправе требовать никакие копии. Прошу сегодня же разобраться с этим вопросом и проинформировать все предприятия, работающие на таксомоторном рынке, о минимальном перечне документов, которые они должны приносить.
Ильдар Халиков также поручил Роману Шайхутдинову на будущее давать показатели в сравнении с другими регионами РФ, заметив при этом, что министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров наверняка ведет такую статистику.
- Для нарушителей 210-го закона предусмотрены вполне ощутимые штрафы: на должностных лиц – до десяти тысяч рублей, на рядовых работников – до трех тысяч
Кстати, Президент Рустам Минниханов еще в конце августа поручал штрафовать за «требование бумажки» при действующей СМЭВ. Премьер-министр на минувшем совещании также напомнил присутствующим об административных санкциях, которым должны подвергаться нарушители 210-го закона. А для чиновников при их небольших официальных окладах предусмотрены вполне ощутимые штрафы: на должностных лиц – до десяти тысяч рублей, на рядовых работников – до трех тысяч. Но пока в Татарстане ни один служащий за такую провинность не пострадал.
ЗАБАВНАЯ СТАТИСТИКА
На пресс-конференции Роман Шайхутдинов привел довольно любопытную статистику, так сказать, популярности госуслуг, оказанных татарстанскими госорганами с августа прошлого года до августа нынешнего. Выяснилось, что самыми востребованными стали сервисы Министерства образования и науки – это прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в дошкольные учреждения (71643 факта). На втором месте – лицензирование розничной продажи алкогольной продукции в Госалкогольинспекции (36759 случаев). На третьей строчке – выдача и аннулирование охотничьих билетов (19511). Затем следует регистрация в Ростехнадзоре тракторов, самоходных машин и прочей техники (11700 фактов).
Но эти скрупулезно регистрируемые данные не совсем отражают реальную действительность. Всего в республике предоставляется более 140 государственных сервисов, но не все они оказываются в электронном виде и не для всех нужна система межведомственного электронного взаимодействия, так как ряд услуг выдается, что называется, «здесь и сейчас». Однако если татарстанцы будут в полной мере пользоваться своими правами – получать госуслуги через Интернет и посредством СМЭВ, то вышеприведенная картина, безусловно, изменится. В конце концов, не многие из нас торгуют алкоголем, становятся охотниками и покупают самоходные машины…
Мировая тенденция движется к тому, чтобы ограничивать, а в идеале – исключить использование каких бы то ни было документов в любых целях, основываясь только на уникальных биометрических данных человека. И апогеем того, что касается взаимоотношения государства, его подданных и финансовых организаций, будет беспроводная авторизация по биометрическим показателям при оказании государственных и финансовых услуг. К сожалению, России в обозримой перспективе это не грозит.