Вчера Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин провел парламентский урок на тему конституционных прав и обязанностей для учеников восьмых и девятых классов Актанышской гуманитарной гимназии-интерната для одаренных детей. Полтора часа общения пролетели незаметно и доставили искреннее удовольствие и взрослым, и детям.
Первым делом гостей с дальней дороги накормили, а затем пригласили на экскурсию по парламентскому центру – в большой зал заседаний, где проходят заседания Госсовета, в музей, в рабочие помещения пресс-центра. Молодые люди с нескрываемым любопытством знакомились с новой для них обстановкой. Их привлекла книга отзывов, в которой расписываются высокие гости парламента. Осторожно пролистав «экспонат», кое-кто из представителей актанышской «поросли» заявил с юношеским апломбом: через несколько лет и мы оставим здесь свои автографы!
Вообще-то высокой самооценки этим 13-15-летним подросткам не занимать. Но ведь и учатся они не в простой школе, а для одаренных детей. По словам директора гимназии Лейсан Нурлыевой, ее ученики отличаются от своих сверстников достаточно зрелым мышлением, умением четко сформулировать и донести до собеседника свои мысли, поставить и добиться конкретной цели, углубленной работой над собой. Результаты налицо: победы в многочисленных школьных олимпиадах и конкурсах республиканского и всероссийского уровней.
В гимназии, куда принимают с седьмого класса, сегодня учатся дети из Татарстана, Башкортостана, Красноярска, Магнитогорска, Оренбурга, Таджикистана. Все они представляют татарские диаспоры в этих регионах. Разными путями они попали в Татарстан:
Основная специализация гимназии гуманитарная. Особенность преподавания в том, что первую половину дня дети занимаются по обычной учебной программе, а после обеда им дается интенсивная языковая нагрузка. Смысл в том, чтобы по выходу из учебного заведения выпускник свободно говорил на русском, татарском и английском языках.
Вылавливаю из толпы исследователей депутатского бытия нескольких гостей.
Алина Галиева, 14 лет, Актаныш:
«Я пишу рассказы о животных. Печаталась в районных и республиканских изданиях. Что знаю о теме парламентского урока? Каждый, и не только взрослый человек, но и школьник, должен знать о своих гражданских правах и обязанностях. Мне это интересно». Со своим будущим Алина определилась – хочет стать переводчиком с английского и китайского языков, побывать во многих странах.
Элина Миниярова, 13 лет, город Турсунзаде, Таджикистан:
«Родители знают, как мне всегда хотелось изучить татарский язык, попасть на историческую родину, в Татарстан. Мои бабушки и дедушки – выходцы из этих краев. За год жизни в Актаныше я обрела много друзей, они помогают справляться с языковыми трудностями.
- Бесспорно, нынешние старшеклассники не из робкого десятка, они не боятся задавать сложные вопросы и могут кое-чему полезному научить и нас, взрослых. Например, уверенно чувствовать себя в любой представительной обстановке
Идея парламентского урока важна. Мы, молодые люди, должны знать законы и республики, и Российской Федерации. Тем более что на таких уроках можно высказать свое мнение, получить полезную информацию». Симпатичная кареглазая девочка в восторге от мечети Кул Шариф и от Казанского Кремля. И не скрывает амбиций на будущее: «Хотела бы стать, не улыбайтесь, президентом Татарстана, но это, скорее всего, так и останется мечтой. Тогда хотя бы политиком. Или пойду в науку».
Данил Ахметшин, 15 лет, Красноярск:
«Для изучения родного языка нет преград. Некоторым может показаться странным, что для этого нужно преодолевать тысячи километров. Но есть ведь и чувство патриотизма? Что касается парламентского урока, то знаю, что многие из нас грезят стать депутатами, политиками, а эти уроки открывают двери в парламент, дают возможность прямого диалога с известными людьми, такими как Председатель Госсовета Фарид Хайруллович Мухаметшин. А сам я даже очень интересуюсь политикой, каждое утро начинаю с новостей, изучаю судьбы тех, кто занимается большой политикой, хочу понять, как они пришли к этому. Со своим будущим пока не определился. Мои кумиры? Гаяз Исхаки. И Стив Джобс!» Данил рассказал, что в Красноярске действует татарская общественная организация «Кызыл яр», пользуется успехом фольклорный ансамбль «Яр».
Свое будущее на литературном поприще видит гимназистка Фируза Шайхуллина, уроженка Актаныша. Писательская миссия, по ее словам, во все времена одинаковая: оставить будущим поколениям правдивые воспоминания о своем времени. Ее призвание, считает девушка, передалось от предков – известных татарских писателей. Вот так – ни больше ни меньше.
Традиционный парламентский урок, напомню, является совместным проектом депутатов Госсовета и Министерства образования и науки. Нынче он проходит в школах республики с 22 по 27 октября.
Урок посвящен теме конституционных прав и обязанностей гражданина, поскольку состоится в преддверии 20-летия принятия Конституции Республики Татарстан. Эту значимую политическую дату в республике мы отметим 6 ноября.
Урок начался с приветствий Фарида Мухаметшина и министра образования и науки Энгеля Фаттахова. По словам руководителя республиканского парламента, решение провести такую встречу с одаренными детьми налагает на организаторов урока ответственность. И как в воду глядел – чуть позже старшеклассники не раз удивили каверзными вопросами даже такого опытного политика, как Председатель Госсовета. Для «затравки» разговора, как выразился Фарид Мухаметшин, юным слушателям и сопровождавшим их педагогам продемонстрировали небольшой фильм об истории становления Татарстана, о том, как принимались в свое время варианты Основных Законов. Честно говоря, и нам, представителям прессы, отнюдь не помешало освежить память о тех незабываемых моментах двадцатилетней давности, когда в республике путем референдума решался вопрос: какой «политической» дорогой идти дальше? Итог сегодня всем известен – 6 ноября 1992 года на сессии Верховного Совета РТ (в этом статусе законодательный орган республики действовал до 1998 года) была принята Конституция Татарстана, которая стала основополагающим документом для всего последующего развития республики, без преувеличения, ее путеводной звездой.
Нужно отдать должное Фариду Хайрулловичу – весьма сложной аудитории он простым и доступным языком рассказал и об исторических нюансах, сопровождавших работу над Конституцией Татарстана, и о том, как складывались договорные отношения с федеральным центром.
Конституция РТ будет и впредь служить народу республики и России, не сомневается Фарид Мухаметшин. Не случайно же модель жизни в Татарстане становится достоянием и на европейском уровне. Такое «узнавание», конечно, только на руку республике, оно позволяет нам и себя показать, и завоевать доверие инвесторов, что тоже немаловажно. Ведь впереди у республики Универсиада, другие интересные проекты, которых хватит еще не на один десяток лет.
«Эти проекты вам, ребята, когда подрастете, получите образование, будете жить в Татарстане, и предстоит реализовывать!» – завершил свое выступление Фарид Мухаметшин.
Ой, о чем только любопытные дети после этого его не спросили! И почему Мензелинск не является городом республиканского значения. И когда будет готов текст Государственного гимна Татарстана? И почему в России Президентом может стать гражданин старше 35 лет, а в Татарстане – старше 30?
Всем Фарид Мухаметшин терпеливо и подробно ответил. Министру образования также «досталось», его спрашивали про бюджетные места в вузах, про правила приема в них. В диалоге, который шел на татарском и русском языках, также принимала участие заместитель Председателя Госсовета Римма Ратникова.
Гимназисты показали и свой фильм-презентацию.
…В общем, закруглились, когда время, официально отведенное на встречу, давным-давно истекло. В заключение обменялись подарками, сфотографировались на память.
Интересно было бы через много лет, глядя на эти фото, узнать, а кем стали участники этого парламентского урока? Кем бы ни стали, априори можно утверждать: настоящими гражданами, патриотами республики и страны. В этом можно не сомневаться.