Ход муниципальной реформы в республике на примере Лаишевского района предметно обсудили участники вчерашнего выездного заседания Президиума Госсовета, которое провел руководитель республиканского парламента Фарид Мухаметшин.
Речь, в частности, шла о том, как в рамках собственных полномочий в районе решаются вопросы местного значения, то есть выполняются федеральный и республиканский законы, регулирующие сферу МСУ. Как отметил Фарид Мухаметшин, логично, что к этой теме Президиум обратился именно в конце года. Проблемы, с которыми при исполнении переданных государственных и собственных полномочий сталкиваются руководители различных уровней на местах, депутаты Госсовета постоянно держат в центре внимания, рассматривая их в том числе и на выездных заседаниях Президиума Госсовета.
– Нарождение в России местного самоуправления фактически началось год и десять месяцев назад. Это заседание, по сути, своеобразный итог нашей пусть и небольшой пока практики, – напомнил Фарид Мухаметшин. – Мы поставили перед собой задачу – увидеть, как этот процесс идет во всех 999 муниципальных образованиях республики, понять, какие изменения необходимо внести в республиканский закон, а может быть, и в федеральный, – подчеркнул он.
Интерес в этом плане к Лаишевскому району объясним. Здесь есть особенности, присущие другим районам Татарстана, расположенным вблизи Казани.
Надо учесть и другой немаловажный фактор. Как выяснилось, в стабильно работающем и собирающем нужный объем налогов районе собственными доходами обеспечивают себя далеко не все местные поселения. Причем разница колеблется от 6 до 90 процентов. В районе этот диспаритет объясняют прежде всего недостаточным финансированием. Как пояснил глава района Александр Тимофеев, только 9,4 процента от общего числа местных вопросов финансируются полностью, 25 процентов – частично и 65,6 процента не финансируются вовсе.
– Складывается неприглядная ситуация, когда мы вынуждены ждать помощи от республики, то есть фактически сидеть у нее на шее, а это нам, конечно, не нравится, – эмоционально добавил глава. По его словам, руководство района сложа руки не сидит, например, налаживает дополнительные производства, создает рабочие места. Однако есть участки, где своими силами местная власть не справится, тут без федеральной или республиканской поддержки, как ни крути, не обойтись. В частности, это проблемы, связанные с трудным, по выражению Александра Тимофеева, земельным налогом, сопровождаемым массой специфических для района нюансов. Например, это касается земельных участков, которые горожане охотно скупают или арендуют под застройку домов, однако не регистрируют их должным порядком, живут в Казани, а все коммунальное обслуживание их ложится на местные инфраструктуры.
Одним словом, разговор, в котором помимо членов Президиума участвовал также местный актив, получился конструктивным (подробности его – в ближайшем номере нашей газеты).
Участники заседания также рассмотрели другие вопросы повестки дня, в том числе ход подготовки тридцать четвертого заседания Госсовета, намеченного на 6 декабря, передачу на рассмотрение в парламентские комитеты ряда республиканских и федеральных законопроектов.
Также вчера участники Президиума посетили ряд промышленных предприятий и социальных объектов района, в частности, ознакомились с производствами маслоэкстракционного завода и Казанского жирового комбината.