Чистопольцы верят: у древнего собора есть не только славное прошлое, но и будущее
Если спросить у чистопольца, где у него дача или сад, он наверняка ответит: в Змиёво. Некогда зажиточное село в пяти километрах к востоку от города – сегодня крупнейший в республике дачный поселок.
Географический центр республики
Благодаря протяженным низинам Змиёво* отлично просматривается с окраин Чистополя и с Камы. Ориентиром служит старинная Воскресенская церковь, расположенная на центральной площади села. Несмотря на заброшенное состояние, храм с высокой шатровой колокольней впечатляет размерами и изяществом.
До революции население села на живописном речном берегу составляло шестьсот дворов. Занимались земледелием, разведением скота, кузнечным, плотничным промыслами, изготовлением вожжей и веревок. Местные крестьяне относились к категории помещичьих, то есть являлись крепостными. В отличие от соседнего Булдыря, государственные крестьяне которого были приписаны к уральским заводам промышленников Демидовых.
До 1920 года Змиёво входило в Больше-Толкишевскую волость Чистопольского уезда, граничившего с Мензелинским уездом Уфимской губернии. После образования Татарской республики село вошло в состав Чистопольского кантона. По данным Татарской энциклопедии, тогда здесь проживали 1342 человека. В 1989 году население села составило уже всего-то 42 человека, а сегодня здесь зарегистрированы лишь семеро.
Однако летом население Змиёва разрастается как минимум до трех с половиной тысяч – по числу дачных участков.
Старожилы именуют Змиёво «пупом Татарстана», утверждая, что географически село расположено точно по центру республики. Именно к такому заключению еще в 2001 году пришли участники научной экспедиции Казанского государственного университета.
Впрочем, символический камень с соответствующей записью заложили чуть поодаль у дороги на Нижнекамск, у поворота на село Булдырь. В любом случае символично, с гордостью говорят чистопольцы, что село с именем персонажа, сошедшего с герба Казанской губернии, оказалось ныне географическим центром Татарстана.
На даче светлейшей княгини
Накануне революции Змиёво принадлежало княгине Елене Ливен – начальнице Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге. В архивах упоминается, что поместье в Чистопольском уезде было «экономией», то есть загородной собственностью аристократки. Ничего удивительного в этом нет – многие столичные небожители владели поместьями в глуши, куда в теплое время года приезжали на отдых, или, как тогда говорили, «на летние квартиры».
Елена Александровна происходила из аристократического курляндского рода и была внучкой Шарлотты Карловны Ливен, урожденной баронессы Гаугребен – воспитательницы детей Павла I. Более сорока лет прослужила она при дворе Екатерины Великой, а затем императоров Павла и Александра I. В день коронации Николая І графиня Ливен была возведена с ее потомством в княжеское достоинство.
Как часто начальница лучшего в Российской империи женского учебного заведения наведывалась на дачи в Казанскую губернию? Точных сведений об этом нет. Известно только, что госпожа Ливен скончалась в 1915 или 1917 году. Революционных потрясений она, к счастью, не застала, а если бы и застала, то горько пожалела бы – ее деревянная усадьба не пережила последовавших политических катаклизмов, будучи сожженной бедняками в 1919-м.
Само село считалось, однако, кулацким. В дни противостояния с белочехами в Змиёве располагался один из их военных штабов. Здесь же был организован перевалочный пункт белой армии, отступающей из Казани осенью 1918 года.
У засечной черты
Воскресенская церковь в Змиёво – памятник архитектуры, занесенный в республиканский реестр. Это самый старый храм Закамья. По преданию, его деревянная предшественница была сооружена еще в 1694 году на средства помещика Ивана Гавриловича Змиёва. От его фамилии, по всей видимости, и пошло название села, входившего тогда в так называемую засечную черту. В старых документах оно фигурирует как «Змиёво городище» и первоначально представляло собой типичную казачью заставу.
Царское правительство поощряло переселение служивых людей в эти края для их охраны от набегов степных кочевников. Вероятно, Иван Змиёв вместе с казаками и добровольцами был одним из таких переселенцев. К сожалению, других сведений о помещике в «Летописном своде» нет, за исключением упоминания о том, что после его кончины Змиёво числилось в расположении войск оренбургского казачества.
В 1742 году на месте деревянного храма был сооружен большой каменный в честь Христова Воскресения. Деньги для этого выделила московская помещица Анна Николаевна Стрекалова – дальняя родственница будущего казанского военного губернатора Степана Стрекалова.
Тень самозванца
Цвести бы селу и дальше, да только в 1773 году храм осквернили пугачевцы. Один из арьергардов войск самозванца шел на Казань противоположным берегом Камы. Но, прослышав о достатке Змиёва и тайной готовности большинства его жителей из числа старообрядцев поддержать восставших, повернул влево и вышел к берегу Камы. Переправились быстро – благо берег в этих местах низкий, а сама река узкая. Церковь покорила пугачевцев роскошью убранства, часть коего они не преминули «позаимствовать».
- Местный настоятель, отец Савватий, сочувствующий старообрядцам, совершил благодарственный молебен в честь чудом спасшегося «императора Петра Феодоровича», как именовал себя самозванец. Это и сыграло роковую роль в дальнейшей судьбе храма
Между прочим, именно старообрядцы составили в казанском крае костяк армии Емельяна Пугачева. Местный настоятель, отец Савватий, сочувствующий старообрядцам, совершил благодарственный молебен в честь чудом спасшегося «императора Петра Феодоровича», как именовал себя самозванец. Это и сыграло роковую роль в дальнейшей судьбе храма. После окончания Крестьянской войны Савватий был подвергнут жестокой расправе за измену. Его клеймили и сослали на вечную каторгу в Сибирь.
Воскресенская же церковь долгое время находится в «полунебрежении», подвергшись, если верить архивам, «великому запустению».
Спасибо купцам из крепостных
К началу XIX века жизнь в Змиёве постепенно наладилась. Ожил и храм, в котором теперь окончательно заправляли старообрядцы.
По-настоящему новая страница в истории Воскресенской церкви начинается в 1881–1883 годах, когда за ее восстановление взялись братья Плясовы – Иван и Василий Назаровичи, бывшие крепостные помещиков Стрекаловых, ставшие разбогатевшими купцами. В свое время они заплатили немалые деньги за личную свободу и теперь владели несколькими магазинами, конным заводом в Чистополе. Об их состоятельности свидетельствует тот факт, что во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов (а позднее и Русско-японской) Плясовы являлись поставщиками провианта для российского военного ведомства.
- Исполнилось 270 лет со времени постройки самого древнего православного храма Закамья – каменной Воскресенской церкви, обновленной и перестроенной в 1881-1883 годах под руководством архитектора Льва Хрщоновича на средства купцов – бывших крепостных крестьян Плясовых
Кроме Плясовых деньги на святое дело пожертвовала местная купчиха Агриппина Петровна Остолоповская. Перестройку храма поручили Льву Хрщоновичу, автору многочисленных архитектурных шедевров в Казани. Лев Казимирович лично руководил строительством. В результате протяженное в плане здание церкви оказалось представлено сразу тремя разновеликими объемами. В архитектуре памятника слились разные стили – русский теремной, классицизм, псевдорусский.
Шедевр инженерного искусства
Перестроенная церковь стала двухпрестольной. Главный, холодный предел, – в честь обновления храма – Воскресения Христова; теплый с левой стороны – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в которых совершались ежедневные богослужения.
В колокольне имеется квадратная комната, куда снизу ведет узкая винтовая лестница. Она служила убежищем, в случае нападения в этой комнате прятались женщины с детьми из селения и семейство помещика.
Воскресенский храм явился сложным инженерным сооружением. Несмотря на эклектику построек, ансамбль стал восприниматься как единое целое, приобрел неповторимую художественную выразительность. Сегодня складывается впечатление, что церковь строили величайшие зодчие, но это были обыкновенные местные каменщики, или, как тогда их называли, камнездатели.
Рядом с храмом Плясовы возвели для себя роскошную усадьбу, остатки которой сохранились по сей день. Позднее купцы щедро помогали также содержать открытую в 1886 году земскую школу.
Крест склонился к земле
После революции Змиёво оказалось в эпицентре Гражданской войны. Позже большевики сколотили на селе коммуну, однако просуществовала она недолго.
В июне 1929-го на празднике атеизма (были такие увеселения в годы войны с религией) местные активисты проголосовали за закрытие и разрушение Воскресенской церкви. Ее купола до сих пор хранят следы надругательств. Кресты гонители намеревались срезать пулеметными очередями. Но на колокольне им это сделать не удалось. Крест завалился на бок и простоял в таком положении больше восьмидесяти лет.
* * *
Недавно в Воскресенской церкви состоялся молебен – первый после долгих лет забвения. После большого субботника на фасаде храма в торжественной обстановке установили мемориальную доску. Случились эти отрадные события в рамках проекта «Святыни республики», реализуемого при поддержке нескольких городских предприятий в Год историко-архитектурного наследия Татарстана региональным отделением Русского географического общества.
Так что не за горами, будем верить, новое возрождение храма.
* Официальное название населенного пункта в настоящее время – Змеёво. В частности, именно это написание зафиксировано в справочниках «Татарской энциклопедии». В данной публикации автор придерживается дореволюционной нормы, восходящей к фамилии основателя села.
При написании материала использованы факты, изложенные в поздних комментариях к «Лицевому летописному своду» и в родовых фондах землевладельцев Змиёвых. Среди последних – списки (копии) с переписных книг.