Бизнесмены нежного возраста

Тревожный факт: каждый четвертый безработный в республике – молодой человек в возрасте 20-29 лет. Что делать «туче» вчерашних школьников, студентов без опыта работы, если рынок труда не фонтанирует предложениями? Может, реализовать свой жизненный потенциал в собственном деле?

Автор статьи: Альсина ГАЗИЗОВА

information_items_69871

Тревожный факт: каждый четвертый безработный в республике – молодой человек в возрасте 20-29 лет. Что делать «туче» вчерашних школьников, студентов без опыта работы, если рынок труда не фонтанирует предложениями? Может, реализовать свой жизненный потенциал в собственном деле?

Знакомая для многих ситуация: окончив один из казанских вузов, Эльмира Сабирова долго не могла найти работу по специальности и с достойной зарплатой.

– Пыталась трудоустроиться, но… У работодателей свое мнение: мол, поработаю немного и уйду в декретный отпуск. Решила попробовать открыть собственное дело, – вспоминает Эльмира.

Она обратилась в центр занятости. За месяц прошла обучение на индивидуального предпринимателя и участвовала в программе «Самозанятость».

– Было тяжело со своим бизнес-планом выдержать собеседование с требовательной комиссией. Вероятно, обо мне, как о самой молодой участнице, думали, что не справлюсь. Бюджет-то программы ограниченный, деньги стараются выделять только на рентабельный бизнес. Но всегда нужно помнить: предпринимательская деятельность построена на базовом принципе – вере в себя, – рассуждает Эльмира.

Неунывающей девушке удалось получить положенные 59 тысяч рублей. Добавив свои сбережения, она открыла мини-прачечную для обслуживания населения. Дело пошло.

В целом за прошлый год с помощью программы «Самозанятость» открыли дело более шести тысяч татарстанцев, они в свою очередь предоставили более четырех тысяч новых рабочих мест.

В этом году предполагают создать бизнес всего чуть более тысячи человек. Почему так мало? Прекратилось федеральное субсидирование, которое осуществлялось в посткризисные годы. Возможность, в том числе для молодежи, открыть собственное дело с помощью этой программы поддержки, значительно уменьшилась.

А так ли уж много желающих? По данным фонда «Общественное мнение», тридцать шесть процентов молодых людей от шестнадцати до тридцати лет планируют когда-нибудь начать свое дело. А вот собственный бизнес, по данным опроса «Георейтинг», имеют только четыре процента российской молодежи.

Что делать с молодыми?

А нужно ли стремиться вовлекать юношей и девушек в предпринимательство? Руководитель комитета по развитию молодежного предпринимательства Торгово-промышленной палаты РТ Максим Маркелов уверен: такая большая социальная группа, как молодежь, – хорошая почва для создания активного среднего класса, надежной опоры инновационных преобразований в экономике и социальной сфере.

Без продыха

Многие проблемы этой сферы, по мнению Максима Маркелова, кроются в самих молодых людях – их неуверенности в себе, боязни риска, нежелания экспериментировать и брать на себя ответственность. Для таких опыт казанца Булата Залялова может послужить примером.

Ему чуть больше двадцати. Компания, созданная им шесть лет назад, оказывает бухгалтерские и юридические услуги. В штате – четыре человека. Собственный бизнес он задумал в десятом классе. А уже будучи первокурсником, начал получать прибыль от своей затеи.

– А начало дела напоминает локомотив, в топку которого нужно кидать и кидать уголь. И это самое трудное. Морально и физически тяжело непрерывно работать, тем более когда ты молод. Вместо того чтобы общаться с друзьями, наслаждаться искусством, природой, приходилось выкладываться, забыв об отдыхе и погрузившись в работу даже во сне, – рассказывает Булат.

  • «Начало дела напоминает локомотив, в топку которого нужно кидать и кидать уголь, и это самое трудное. Морально и физически тяжело непрерывно работать, тем более когда ты молод», – делится Булат Залялов

Научите бизнесу

Молодым людям сложно стать бизнесменами еще и потому, что потенциальные партнеры частенько не воспринимают их всерьез, а банки отказывают в кредитах. Так, казанец Александр Чесноков, будучи студентом четвертого курса университета, для создания своей первой компании, помогающей молодежи получить дополнительное образование за рубежом, в поисках партнера добрался аж до Санкт-Петербурга. Там в него поверили, приобрели несколько компьютеров, принтер и оплатили аренду офиса за три месяца. Через год все расходы окупились, и он со своей командой начал получать прибыль. Эта международная компания работает уже одиннадцать лет, Александр является ее учредителем, а оперативное управление передал другим.

Дабы облегчить жизнь бизнесменам, все активнее внедряется государственная помощь им через программы финансовой и имущественной поддержки. Предпринимателям предлагаются вне зависимости от возраста гранты, лизинг, субсидии, компенсации, для них также действует система бизнес-инкубаторов, промышленных парков, им оказывается информационно-консультативная поддержка.

Но гранты нужно еще суметь реализовать, случаи их возврата не в новинку.

Знания – вот чего действительно не хватает молодым людям, уверен Максим Маркелов. «Если дать ребятам знания основ предпринимательства, останутся на плаву те, кто действительно хочет и уже умеет работать», – считает он.

Этим летом Кабинет Министров утвердил программу  «Молодежное предпринимательство Республики Татарстан на 2012 – 2016 годы». Кстати, одним из оснований для ее разработки стало соответствующее поручение Президента Рустама Минниханова после его встречи с участниками Республиканского молодежного форума в конце прошлого года.

Программа ориентирована на поддержку начинающих бизнесменов и решение, пожалуй, самой главной проблемы – ликвидацию экономической безграмотности.

– Предполагается привлечь к участию в программе около пятнадцати тысяч молодых начинателей собственного бизнеса и получить не менее двухсот пятидесяти предприятий или субъектов малого бизнеса за год, – рассказывает Руфия Мухамадеева, один из основных разработчиков этого проекта.

Суть программы – в сопровождении начинающих молодых предпринимателей при создании и развитии собственного дела, консультационной поддержке и частичном инвестировании в их проекты.

Кроме того, в программе есть и задачи нематериального порядка – например, сформировать культуру молодежного бизнеса в Татарстане. «Ведь у нас принцип ведения дел до сих пор напоминает лихие девяностые годы, только криминала нет», – поведал мне один из начинающих предпринимателей.

На реализацию программы предполагается выделить более 30 миллионов рублей, из них 60 процентов – доля федерального субсидирования. Если реализация программы будет успешной, это станет шагом к системному подходу в развитии молодежных бизнес-инициатив, чего республике как раз таки и не хватает.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще