Когда-то интуристовские круизы по великой реке начинались в Казани
Речные круизы – один из видов туризма, который Татарстану, как говорится, сам бог велел развивать. Волга, Кама, Вятка… Протяженность водных путей по территории республики превышает расстояние от Казани до Москвы. Какие исторические и архитектурные шедевры расположены на берегах рек, думается, можно не напоминать – одни только Болгар, Свияжск, Елабуга чего стоят! И действительно, даже двадцать лет назад 14 местных туристических компаний за сезон организовывали круизы на 22 теплоходах. А сегодня? Сегодня – только на двух, огорошил меня действительный член Национальной академии туризма, председатель комиссии по развитию туризма и санаторного комплекса ТПП РТ Вячеслав Самолин.
– Вячеслав Андреевич, как же так, в европейских странах спрос на путешествия по рекам стабильно растет. А у нас, выходит, все наоборот? Спрос упал катастрофически?
– Спрос есть. В этом году татарстанские туристические агентства исправно продавали путевки на круизы по Волге, Каме и Дону. Вот только организаторами этих круизов, то есть туроператорами, выступали московские, самарские, нижегородские фирмы. У Казани же нынче были только два своих теплохода. Впервые. В прежние годы у нас всегда имелся десяток своих туроператоров, многие маршруты начинались в столице Татарстана, а путевки на наши круизные теплоходы покупали и жители других регионов, и иностранцы.
– Но мне, как потенциальному клиенту, честно говоря, все равно, кто организует тур, местная компания или заморская. Главное – уровень сервиса и цены…
– Если вы покупаете тур не непосредственно у тур-оператора, а у турагента, путевка, при соблюдении определенных правил, дороже не станет. Но если круиз организован не у нас, а, допустим, в Москве, шансов приобрести подходящую путевку на проходящий теплоход у вас меньше. Да и турпродукт, созданный в соседней области, «работает» прежде всего на то, чтобы развивать туристический потенциал своего региона. И если ваш теплоход проплывет мимо замечательного острова-града Свияжска, даже не заметив его, я не удивлюсь.
А теперь самое главное. Если бы в этом году у нас в Татарстане 14 туроператоров, как и двадцать лет назад, выступили организаторами круизов на двадцати двух теплоходах, республиканский бюджет получил бы миллионы рублей одних только налогов. В сравнении с названной суммой налоги, которые перечислили в бюджет местные фирмы, продававшие путевки туроператоров-соседей, – это, извините, кошкины слезы…
Правила экономики просты: есть доходы от продаж, есть инвестиции – отрасль здорова. Нет – значит, ни о каком развитии не может быть и речи. Так и в туризме. Я уж не говорю про потерянные рабочие места…
– Почему же татарстанские организаторы туров дружно перешли в категорию агентов? Не выдержали конкуренции?
– Без поддержки государства развивать в регионе речные круизы почти невозможно. В Самаре и Нижнем Новгороде речной туризм поддерживают, и не на словах, а на деле. Например, организуют поездки для детей, ветеранов и т. д. Есть целевые программы, которые реализуются исполнительной властью на местах. Поэтому сегодня на круизном рынке Самары – больше двадцати теплоходов! У нас в республике таких программ, увы, нет. Разумеется, поддерживать отрасль нужно на конкурсной основе – безадресные дотации бесполезны…
Сегодня фирмы и сами стремятся вернуться к туроператорской деятельности. Но взять в аренду теплоход, даже имея на это средства, – очень большой риск. Волжские круизные суда были изготовлены в Чехословакии, Венгрии или ГДР десятки лет назад. Требования к безопасности плавания резко повысились, и чтобы флот им соответствовал, нужны огромные вложения.
В Татарстане круизных теплоходов, повторю, всего два. Флот уже давно распределен. Он сосредоточен главным образом в пароходствах и у крупных собственников. Если все-таки нам удается взять теплоход в аренду – то в таком виде, что арендатору приходится вкладывать серьезные средства в его ремонт и реконструкцию. Да и эти затраты еще ничего не гарантируют, знаю по опыту работы компании «Волжские путешествия», которую возглавляю.
– А может, мы чересчур драматизируем ситуацию и сегодняшний круизный рынок вполне соответствует спросу? Просто отдыхать теперь модно не у себя на Волге, а в Турции или Египте?
– Социологические исследования свидетельствуют: желающих отправиться в речное путешествие значительно больше, чем тех, кто свое желание осуществляет. Одних не устраивает уровень комфорта. Другие не готовы платить за сутки пребывания на борту цену, сопоставимую с той, что платят постояльцы четырех-пятизвездочных отелей на египетских и турецких курортах. Такие цены – совсем не следствие чрезмерных аппетитов туроператоров. Это опять же результат использования неэкономичного флота и в большей степени – отсутствия ценовой политики на внутреннем рынке. Даже стоянка в любом порту становится для круизных теплоходов дорогим удовольствием. За каждый метр причальной стенки нужно отдать двенадцать рублей в час. Умножьте эту цифру на длину теплохода – и вы поймете, почему стоянки в городах становятся все короче. А ведь платить приходится не только за стоянку, но и за портовое обслуживание. Цены на него в Казани, например, – одни из самых высоких на Волге. Если мы хотим стать туристической страной и серьезно пополнять бюджет за счет въездного туризма, цены должны быть сопоставимы с мировыми. Сервис на наших теплоходах сопоставим со стандартами ВТО, а вот цены…
– Что же делать? Ждать, когда в России наладят выпуск новых экономичных теплоходов и разработают стимулы для развития речного туризма?
– Я думаю, что времени на дальнейшее ожидание у нас уже почти не осталось. Промедлим, и на наши реки придет западный туроператор, с современным экономичным флотом и своими правилами игры. Со вступлением страны в ВТО такой расклад вполне возможен. И тогда налоги будут уплывать уже не просто в соседний регион, а за пределы страны.
Но выход есть. Татарстан – регион уникальный. У нас имеется Зеленодольское ЦПКБ, которое, знаю, уже спроектировало современные круизные теплоходы, есть судостроительный и два судоремонтных завода, которые могут реализовать конструкторские замыслы и обеспечить необходимый сервис. Есть, наконец, квалифицированные кадры, которые способны предложить рынку уникальные туристические продукты. Если использовать весь имеющийся потенциал, мы можем вернуться на позиции двадцатилетней давности, когда Казань, между прочим, была отправной точкой даже интуристовских круизов по стране: иностранцы начинали путешествие по Волге до Москвы, Питера и
Ростова-на-Дону именно из столицы Татарстана.
– Вопрос, найдется ли у нас туристическая компания, способная заказать строительство хотя бы одного современного круизного теплохода.
– Это вряд ли. Здесь вся надежда на государственно-частное партнерство, на грамотно продуманную программу. Думаю, в интересах государства разработать такую схему сотрудничества, которая позволит реализовать идею общими усилиями. Допустим, республика, какой-нибудь холдинг выступает в роли заказчика судна, а потом передает его в лизинг или в аренду туристической компании или группе компаний. Убежден, затраты потом многократно окупятся. А возможен и вариант, когда заказчиком судна выступит группа наших бюджетообразующих предприятий. Варианты решения проблемы есть – было бы желание. Я уж не говорю про то, что, инициировав строительство в Татарстане современных круизных лайнеров, республика сможет потом продавать их по всей стране – конкурентов-то пока нет, а потенциальный спрос существует.
– Допустим, у Татарстана появится современный круизный теплоход или даже свой флот. Где он может быть использован?
– Вариантов множество. Можно, например, в разы увеличить въездной туризм в Татарстане – интерес к третьей столице растет стремительно. Можно сформировать оригинальный туристический продукт внутри республики – 215-километровый участок Волги и 375-километровый – Камы позволяет его создать в различных вариациях. Как вам, допустим, круиз Казань – остров-град Свияжск – Болгар – Елабуга – Казань? Я абсолютно уверен, такой маршрут при должной организации будет пользоваться популярностью, и не только у татарстанских туристов. А для коротких туристических прогулок с экскурсионной программой нужно создать современный маломерный флот.
– Что вы имеете в виду под должной организацией? Разве наши исторические жемчужины уже сами по себе не гарантируют успеха?
– Безусловно, гарантируют. При условии, что к ним можно будет подойти на любом теплоходе независимо от уровня воды в Волге и Каме, а причальная стенка позволит удобно швартоваться любым теплоходам и в любом количестве. А у нас пока даже в Казани круизные лайнеры выстраиваются перед речным вокзалом в четыре борта, что крайне неудобно для туристов. А к Свияжску даже трехпалубный теплоход пока не может подойти – нужно углублять дно.
Качественный круиз – это еще и зеленые стоянки. В Татарстане их пока нет ни одной… А представьте, как будет здорово, если появятся три-четыре стоянки. Допустим, одна в русском селе, одна в татарском, в марийском, чувашском… И на каждой такой стоянке будем знакомить туристов с самобытной культурой каждого народа. С Сабантуем, народными гуляньями, яствами и т. д. Но и здесь турбизнесу в одиночку с задачей не справиться.
– Мы с вами прямо смоделировали тур для гостей Универсиады. Жаль только, что за оставшееся время реализовать его вряд ли удастся.
– Универсиада – не последнее масштабное мероприятие, которое пройдет в Татарстане. Будут еще чемпионаты мира по водным видам спорта, по футболу… И спрос на качественные круизы у гостей будет всегда. Наша обязанность – этот спрос удовлетворить. Да и новые маршруты, зеленые стоянки за оставшееся время подготовить вполне реально. Разумеется, общими усилиями, с помощью всех заинтересованных сторон. С этой целью мы, кстати, возобновляем и работу нашего клуба любителей волжских путешествий. Каждый, кому дорог речной туризм, кто хотел бы выступить соавтором разработки новых маршрутов, может стать его членом.
Поверьте моему опыту: у волжских круизов в республике замечательные перспективы. И доходы в казну они могут приносить не меньшие, чем иные инновационные проекты – мировая практика развития туризма это доказывает. А с точки зрения популяризации Татарстана и его красот, достижений в стране и в мире, речные туры – вообще продукт уникальный. Важно только, чтобы это осознали и ответственные лица. Поймут – результат обязательно будет.