Вернуть творческий потенциал, когда кажется, что возрастной пик уже позади, – возможно
Татарстан относится к территориям с высоким коэффициентом старения (доля лиц старше 65 лет от общей численности населения). По итогам 2011 года он составил 17,7 процента – выше предельно критического значения, принятого в мировой практике для диагностирования устойчивости демографического развития (11 процентов).
Получателей пенсий в республике более миллиона – почти треть от численности населения. Нагрузка на бюджет велика. Правда, из них пенсию по старости получают только 869 тысяч. Причем сюда входят и работающие пенсионеры числом 357 тысяч человек, а они полноценные налогоплательщики… И, думается, важно, чтобы таковых стало больше.
В обществе существует мнение, что работающие старики – люди низкой квалификации. Это не так. По статистике, среди занятых в возрасте 60 лет и старше пожилых специалистов высшей квалификации и руководителей по численности почти на треть больше, чем занятых неквалифицированным трудом.
Национальный ресурс
Как-то в «Университете третьего возраста» я познакомилась с 77-летним Эльбрусом Ягофаровым и спросила, что подвигло его в столь солидном возрасте осваивать компьютер, – личный интерес или профессиональная деятельность? Оказывается, он давно планировал сделать это, да не было времени. К тому же у него всегда были хорошие помощники, предоставлявшие любые необходимые для работы материалы. Но сейчас ему приходится консультировать бывших сослуживцев в разных точках страны, и компьютерная грамота стала необходимой.
– Я нефтяник. Начинал в Татарстане, потом трудился в Сибири, в Алжире, на Кубе. Уже выйдя на пенсию, работал в банке. Консультировал банкиров в той сфере, в которой они не очень разумеют: в части разработки нефтяных месторождений, и не только в пределах России. И на своем примере доказал, что и в семьдесят лет можно работать активно, подвижно, с командировками, с серьезной ответственностью. Я бы рекомендовал властям увеличить пенсионный возраст на пять лет. Естественно, пенсионерам нужно создать при этом более комфортные условия жизни. Тогда у них будут силы и желание работать. Это огромный национальный ресурс. Для самих ветеранов это продолжение жизни – активной жизни, кстати.
Стареем, братцы, но…
Действительно, определенная доля пожилых людей сохраняет высокий уровень образования, значительный интеллект, потребность продолжать работать.
Социологи говорят, что в обществе существуют два полюса: на одном – те, кто имеет доступ к постоянному повышению квалификации. У них реализация жизненной стратегии «образование через всю жизнь» зависит лишь от личной мотивации. На другом полюсе – люди, не имеющие даже общего среднего образования. А вот между ними – массовая группа населения, которая хотела бы приобрести новые знания и навыки, но не имеет на это средств.
Поэтому такую популярность имеют среди пожилых людей в последние годы бесплатные курсы по обучению компьютерной грамотности. В Татарстане сегодня обучение ведется по трем направлениям. Во-первых, в рамках бюджетного проекта «Интернет-Долголетие» с начала этого года принято более 15 тысяч заявлений от пожилых граждан. За первое полугодие обучено около 11 тысяч человек.
Во-вторых, есть обучение за счет средств предприятий или организаций. Так занимаются 2439 ветеранов. И 3754 человека посещают «Университет третьего возраста». Таким образом, основам компьютерной грамотности в Татарстане обучаются 17 тысяч человек «солидного» возраста.
Для казанских пенсионеров организовано обучение по 13 учебным программам, в том числе новым – по изучению татарского языка и истории Казани. И вот это то, что надо, – то, что не дает мозгам задремать.
Реконструкция сознания
Логично, что в условиях старения населения значимо не только обретение образования молодежью, но и образование всех возрастов – непрерывное, в течение жизни.
Что нужно, чтобы сложился действенный механизм включения широких слоев российского населения в систему «образования через всю жизнь»? Трансформация социальных институтов. Различные типы образовательных учреждений начиная с университетов могут быть переориентированы на образование старших возрастных когорт, не только молодежи.
Какие условия для этого необходимы? Перейдя рубеж пенсионного возраста, четко понимаю: во-первых, осознание, что люди всех возрастов представляют общественную ценность. Это особенно важно в условиях демографического старения для всего общества, а не только для «молодых пенсионеров».
Самое время, используя европейский опыт в области непрерывного образования, выработать национальную стратегию «образования через всю жизнь», элементы которой только начинают складываться.
Ренессанс мозгов
Бывают ситуации, когда пожилой человек перестает верить в себя, – ему кажется, все возможности позади. В принципе, мозг тех, кто перестает заниматься интеллектуальным трудом, может как бы слегка «задремать». Этой проблемой занималась нейрофизиолог Наталья Бехтерева. Она пришла к выводу, что активность его можно вернуть.
В практическом плане все просто. Оказывается, надо ставить перед собой сверхзадачи. Они могут быть любыми: выучить новый язык, научиться играть на флейте, освоить компьютер, написать книгу, изучить какую-то фундаментальную проблему… Мало ли что может «разбудить» нас. Вот что говорила по этому поводу Наталья Бехтерева:
– При этом активируется большое количество лишних зон мозга, имеющих отношение к памяти, выбору, ко всему, что необходимо для творчества. Попутно активируются и другие зоны мозга, которые могут оживить и деятельность сердца, дыхательного аппарата, наш гомеостаз, обмен и тому подобное. Не обещаю бессмертие человеку, использующему сверхзадачи, но на активное долголетие он может рассчитывать…
Кстати, английские ученые тоже пришли к выводу, что жизнь людей, работающих головой в течение всей жизни, более продолжительна и активна. Они доказали это статистически.