В России исчезает профессия писателя, а мы все чаще имеем дело с «фастфудом» от культуры
На днях в Москве прошло первое заседание обновленного Совета по культуре и искусству при Президенте России. Полным составом Совет не собирался с 2007 года, а теперь он еще и расширен. Впервые в него вошел и представитель от нашей республики – народный поэт Татарстана Ренат Харис. По возвращении он поделился с нами впечатлениями о состоявшемся разговоре.
– Совет по культуре создан «для информирования главы государства о положении дел в сфере культуры и искусства». Ренат Магсумович, назовите, пожалуйста, три ключевые проблемы, которые стали предметом самого живого обсуждения на прошедшем заседании.
– Наверное, никто не вспомнит время, когда культура и искусство существовали без проблем и все там обстояло благополучно. Предостаточно их и сейчас. Общество претерпевает огромные перемены как в социальной, так и в духовной сферах. Только недавно творческие союзы всецело поддерживались государством, а сегодня они – на уровне общества филателистов. Образование было бесплатным, все учреждения культуры и спорта – общедоступными… Помните, сколько кинотеатров было в Казани и сколько там стоили билеты? А сегодня они порой дороже, чем билеты в театр, где артисты играют вживую, где все настоящее – и смех, и слезы, и каждый спектакль неповторим. А что способно заронить в душу большинство тех голливудских фильмов, которые заполонили наши экраны? И, к сожалению, некоторые отечественные фильмы и сериалы, как бы соревнуясь с американскими боевиками, демонстрируют сплошной деструктив: насилие, кровь, разврат…
Мы пренебрегаем нашими культурными традициями не только в кинематографе, эстраде, но и в градостроительстве. Во многих городах России, да и в Татарстане разрушено столько исторических зданий и на их месте построено столько ничем не примечательных сооружений! У нас только в Казани исчезли дома, которые помнят Пушкина, Толстого, Тукая, Такташа… Естественно, возникает необходимость охранять их законодательно, дабы не превращать Россию в страну городов-близнецов. Кинорежиссер Александр Сокуров даже предложил ввести в законодательство о градостроительстве понятие «достопримечательное место» и запретить трогать такие участки городской среды.
Он же говорил о необходимости восстановления сельских домов культуры, реанимации их работы. И другие члены Совета его поддержали. Что греха таить, многие дома культуры действительно перестали быть таковыми в полном смысле слова. Большинство по-прежнему финансируются по остаточному принципу, и там некому работать, нет дипломированных специалистов.
Запомнилось выступление известного пианиста Дениса Мацуева по поводу состояния специальных музыкальных школ для особо одаренных детей. Он считает, что таких школ должно быть больше и открывать их надо прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке. У нас в Татарстане такая проблема тоже существует. Радует, конечно, что в Актаныше открыли школу для одаренных детей, что уже 19 лет работает молодежный общественный фонд «Сэлэт», через летние лагеря и образовательные центры которого прошли тысячи способных к различным наукам детей. Но особо одаренным детям нужно создавать особые условия для развития их талантов. Такие школы, на мой взгляд, должны быть похожи на Царскосельский лицей.
- «Отечественная культура в значительной степени обеспечила авторитет, влияние России в мире, объективно помогла ей стать великой державой. Мы помним об этом и должны эффективно использовать свой гуманитарный ресурс, повышать международный интерес к нашей истории, к традициям, к языку, к культурным ценностям». (Из выступления Владимира Путина 25 сентября на заседании Совета по культуре и искусству.)
Много проблем и в области музейного дела. Об этом говорили Михаил Пиотровский и директор Музея-заповедника М.А.Шолохова в станице Вешенской, внук писателя Александр Шолохов. О необходимости воспитания вкуса к музыкальной и литературной классике и симфонической музыке говорили художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев и главный режиссер Московского драматического театра имени Пушкина Валерий Фокин. Он же выразил обеспокоенность по поводу «абсолютизации» авангардизма и псевдоноваторства в современном искусстве. Мне кажется, я уже назвал больше «ключевых» проблем, чем вы просили, но и это далеко не все.
Хочу также уточнить: Совет создан не только для информирования главы государства, но и для выработки стратегии развития культуры. Решения Совета направляются в Правительство, в палаты Федерального Собрания и органы государственной власти субъектов Федерации. Совет совместно с Президиумом формирует списки соискателей Государственных премий России в области литературы и искусства. Это уже аналитическая, организационная работа. Кроме того, члены Совета одновременно являются членами попечительского совета телеканала «Россия-Культура».
– Впервые представитель татарской культуры вошел в состав президентского Совета. Было ли это для вас неожиданностью?
– Совет формируется не по региональному и не по национальному признаку, но тот факт, что я из Татарстана, где в дружбе и взаимоуважении живут представители более ста национальностей, думаю, тоже учитывался.
Конечно, для меня это было неожиданностью. Предложение войти в состав Совета по культуре я получил от Владимира Толстого, праправнука Льва Толстого, советника Владимира Путина. Как бывший чиновник, я хорошо понимаю, что подобные предложения спонтанно не делаются, каждая кандидатура «взвешивается», согласовывается, и не один раз. Поэтому, разумеется, я согласился. Не стану лукавить, это очень важный шаг для меня.
– На ваш взгляд, что отличает культурную ситуацию в Татарстане от других российских регионов и какие проблемы являются общими для всех?
– Главная проблема для всех регионов – постыдно маленькая зарплата библиотекарей, клубных, музейных работников, абсолютного большинства писателей, композиторов, художников, артистов. Вы знаете, что сегодня в России, в том числе и в Татарстане, нет профессиональных писателей, то есть таких людей, которые могут обеспечить себя и семью за счет издания своих книг? Исходя из этого, всю современную серьезную литературу можно смело назвать «самодеятельной», ибо она создается в свободное от основной работы время. Закон об авторском праве, по большому счету, не работает. Ни радио, ни телевидение с поэтами и композиторами в договорные отношения не вступают и, соответственно, не платят им за звучащие в эфире произведения. За издание романа, который стоил писателю 5–6 лет жизни, он получает меньше, чем месячный оклад банкира или судьи. Журналы своим авторам тоже платят копейки.
Татарстан в этом плане отличается от других регионов тем, что творческие союзы у нас по-прежнему получают бюджетную поддержку. За счет государственных средств издаются многотомники народных писателей, лауреатов Тукаевской премии, устраиваются персональные выставки художников с последующей закупкой их произведений, проходят бенефисы выдающихся артистов. По-своему уникален и тот факт, что в нашей республике создаются совершенно новые оперы и балеты. Успешно проходят международные фестивали – Шаляпинский, Нуриевский, мусульманского кино. Без поддержки высшего руководства республики это было бы невозможно. У нас восстанавливаются исторические города Болгар и Свияжск, воздвигаются новые памятники. По всей стране шествует татарский Сабантуй… Все это – замечательно.
В то же время, когда мне доводится участвовать в общероссийских литературных праздниках – в честь Пушкина, Толстого, Есенина, Гамзатова – и я сравниваю их с нашими литературными праздниками, в том числе посвященными Тукаю, Джалилю, то порой становится не по себе от их эстрадной легковесности и, я бы сказал, местечковости. Одну из причин этого я вижу в том, что, в отличие от большинства регио-нальных писательских организаций, Союз писателей Татарстана не входит в состав Союза писателей России и живет в гордой изоляции от литературного процесса страны.
– Кто из членов Совета по культуре лично для вас является авторитетом?
– Все без исключения. Каждый из них своим творчеством, своей общественной деятельностью приумножает авторитет России.
- «В стране, породившей Пушкина и Лермонтова, народ скатился к низменному целеполаганию, культу наживы любой ценой, деградации отношений между мужчиной и женщиной. Современное отечественное искусство – деструктивно, люди перестали смотреть отечественное кино, потому что оно унижает их достоинство». (Из выступления Никиты Михалкова.)
– Много ли среди них ваших личных знакомых и состоялись ли в Москве какие-то знаковые для вас встречи?
– А кого можно считать личным знакомым? Например, Владимир Владимирович Путин в 2006 году мне лично вручал Государственную премию России, слушал мои стихи, и с тех пор каждый год в День России мы встречаемся в Георгиевском зале Московского Кремля. Можно ли это считать личным знакомством?
С академиком Михаилом Пиотровским мы встречаемся и в Казани, и в Москве. Я не раз слушал его лекции, мы обменивались впечатлениями на открытии различных выставок. Много лет знаком с главным редактором «Литературной газеты» Юрием Поляковым, я являюсь одним из авторов его знаменитого еженедельника. Наша первая встреча с Владимиром Толстым состоялась в 2004 году в Ясной Поляне, где он тогда был директором и организатором «литературных встреч». Я тоже откликнулся на его приглашение и выступил с докладом по творчеству Льва Толстого.
На сей раз я познакомился с Александром Шолоховым, внуком автора «Тихого Дона». От него я узнал, что Михаил Александрович, оказывается, тоже «баловался» стихами, но никогда их не публиковал. Вспомнили мы и скандальную «возню» вокруг великого романа, которая наконец-то завершилась безоговорочным признанием авторства Михаила Шолохова.
– Как вы считаете, нужен ли сегодня Совет по культуре при Президенте Татарстана?
– Насчет Совета – не знаю, а вот советник не помешал бы. У Президента масса ежедневных неотложных дел и забот социального, экономического, политического и геополитического характера. Но он должен чувствовать пульс и культурной ситуации республики. На заседании Совета Владимир Путин не случайно сказал, что именно культура помогла стать России великой державой.
Профессиональное искусство – дело весьма тонкое, связанное со «штучным товаром». Здесь нельзя рассчитывать на то, что «свято место пусто не бывает». Вот недавно умер выдающийся драматург Туфан Миннуллин… Авторов, обеспечивающих наши театры пьесами, немало, но драматурга такого масштаба, стиля и полета мысли в татарской литературе уже не будет никогда.
Иной раз мы недооцениваем наши достижения в области искусства, но, на мой взгляд, это не самое страшное, ибо настоящий талант все равно будет творить. А вот их переоценка вредна. Ведь сколько у нас таких деятелей литературы и искусства, которые в свое время получили все мыслимые награды и звания и с тех пор (а прошли десятилетия) не создали ничего стоящего. Такая ситуация расхолаживает молодых авторов, а они – будущее национальной культуры. Я считаю, что госпремии не должны превращаться в подарок или материальную помощь (хотя и это нужно), а почетные звания не должны быть юбилейным авансом. Короче говоря, культура, искусство требуют к себе повседневного внимания.