Муниципальный заказ: прозрачность в дефиците

В минувшую среду в Казанском Кремле прошло заседание Межведомственного координационного совета (МКС) по вопросам государственного финансового контроля в РТ.

Автор статьи: Ильшат РАКИПОВ

В минувшую среду в Казанском Кремле прошло заседание Межведомственного координационного совета (МКС) по вопросам государственного финансового контроля в РТ. Вопросы законности размещения государственных заказов рассматриваются практически на каждом его заседании. На этот раз совет обратился к муниципальному заказу.


На сегодня в республике 5 городов и районов (Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Набережные Челны и Апастовский район) ведут реестр муниципальных контрактов самостоятельно, на своих официальных сайтах. Для 16 районов ГУП “Агентство по госзаказу” ведет реестры контрактов на своем официальном сайте в разделе “Муниципальные закупки”. А вот 24 муниципальных образования в нарушение требований федерального законодательства до сих пор не приступили к ведению реестров и размещению на официальных сайтах соответствующей информации.


Такая ситуация, считает председатель Межведомственного координационного совета Алексей Демидов, приводит к снижению прозрачности системы государственных и муниципальных закупок. Отсутствует доступ к информации о стоимости, количестве, структуре, поставщиках, об исполнении контрактов.


Заместитель руководителя территориального управления Федеральной антимонопольной службы по РТ Олег Булгаков рассказал о мерах, принимаемых при подобных нарушениях законодательства. Совет решил направить информацию и в Прокуратуру республики, так как не исполняется федеральный закон.


Был рассмотрен и другой аспект муниципального заказа. В ходе проверок, проведенных Счетной палатой РТ более чем в десяти муниципальных образованиях, выявлены факты взимания платы с участников, ставших впоследствии победителями конкурсов. Стоимость услуг составляет от 0,47 до 1 процента, в зависимости от суммы сделки, заключаемой между поставщиком и заказчиком. А ведь агентства, как правило, финансируются из бюджета и созданы только для этой деятельности.


Коммерческие структуры процент отчисления муниципальному агентству закладывают в себестоимость продукции – стоимость госконтракта. В результате муниципальный бюджет в лице бюджетных учреждений при оплате госконтракта возмещает и эти “накладные” расходы. То есть бюджет может нести двойную нагрузку.


Более того, как отметил заместитель председателя МКС, начальник отдела по реализации антикоррупционной политики РТ Шамиль Давлетгильдеев, при такой ситуации возникает конфликт интересов сторон в части заинтересованности агентств в уменьшении стоимости размещаемых заказов, так как это может привести к снижению поступлений на его содержание – отчислений со стороны коммерческих фирм.


В качестве примера О.Булгаков сообщил, что УФАС по РТ уже выдала два предписания по аналогичной ситуации с муниципальным заказом в Альметьевске, нарушители должны перечислить в бюджет более 2 млн. рублей.


Есть способ размещения муниципальных заказов, исключающий использование конкурсной документации и, соответственно, отчисления агентствам, – электронные аукционы. По мнению А.Демидова, он неоправданно игнорируется. Это подтверждается цифрами: по Нижнекамску из 98 муниципальных заказов на электронном аукционе размещено 0, по Набережным Челнам из 132 – 0, по Елабуге из 163 – 0 (кстати, Елабуга готовится к 1000-летнему юбилею, при этом расходуются огромные средства).


– Каждый раз мы вскрываем все новые пласты в вопросе обеспечения законности в сфере размещения государственных и муниципальных контрактов, – продолжил А.Демидов. – Но мы пока не обращались к вопросу исполнения контрактов. Как показывает практика, нарушения присутствуют и здесь. Контролем на стадии исполнения госзаказов занимаются сами заказчики, однако такой контроль не всегда результативен.


Проверяя эффективность использования средств бюджета РТ при размещении заказов для государственных нужд, Счетная палата выявляет факты нарушения сроков исполнения контрактов. Они исчисляются месяцами и даже годами. Кроме того, поставляемая продукция не соответствует спецификациям и объемам, утвержденным договором, а после заключения контрактов стоимость может значительно меняться, причем в сторону увеличения.


При нарушении сроков исполнения госконтрактов фактически идет безвозмездное кредитование коммерческих структур, хотя законом предусмотрена возможность взыскания неустойки с поставщиков. По мнению членов совета, эта проблема требует принятия принципиальных управленческих решений. МКС решил проинформировать об этом Правительство республики для принятия мер.


– В послании Президента РТ вопрос оптимизации муниципальных закупок поставлен перед Советом муниципальных образований, Счетной палатой и правоохранительными органами, – отметил А.Демидов. – В рамках совместной деятельности мы вполне можем организовать мониторинг в этой сфере, систематизировать нарушения и недостатки и вынести этот вопрос, например, на Совет глав муниципальных образований республики.


Тема организации эффективного взаимодействия контрольных органов по выявлению и пресечению негативных последствий деятельности фирм-однодневок рассматривалась на одном из заседаний МКС. Существование таких фирм – вопрос экономической безопасности государства, поэтому необходима совместная работа налоговых и правоохранительных органов, прокуратуры и финансового контроля. И на этот раз руководитель Управления Федеральной налоговой службы по РТ Мидхат Шагиахметов представил основные направления совместной работы, которую УФНС по РТ будет координировать. По его словам, главная задача сегодня – выявление фирм-однодневок на стадии регистрации.


На заседании также были рассмотрены результаты работы Счетной палаты по проверке использования средств бюджета РТ, выделенных на реализацию национального проекта “Здоровье”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще