Строители: и так плохо, и так нехорошо…

Не успела Госдума РФ принять новый закон, регламентирующий процедуру казенных закупок, как уже появились основания для внесения в него поправок.

Не успела Госдума РФ принять новый закон, регламентирующий процедуру казенных закупок, как уже появились основания для внесения в него поправок. Российский союз строителей предлагает вернуть в законодательство требования к квалификации участников конкурсов по госзакупкам. Между тем именно отмена таких требований была важным новшеством, которое, как полагают эксперты, может снизить коррупцию при проведении государственных тендеров.


Напомним, что в апреле этого года Государственная Дума приняла новый закон о госзакупках, существенно изменивший и дополнивший ранее действовавший. Одним из серьезных нововведений стала отмена квалификационных требований к поставщикам. Дело в том, что нередко предъявление этих требований использовалось для того, чтобы не допустить до участия в конкурсе неугодных компаний и обеспечить победу “дружественной” структуре. Понятно, что интересы государства при этом страдали самым непосредственным образом: цены контрактов увеличивались на размер “откатов”, которые, по оценкам экспертов, в среднем составляли 15-20 процентов от суммы контракта.


Для того чтобы пресечь подобную практику, депутаты ввели в закон прямой запрет на предъявление квалификационных требований. По крайней мере, во время проведения конкурса. После определения победителя к нему могли выдвигаться требования о соответствии различным отраслевым стандартам. Но для победы в конкурсе основным моментом становилась цена, предложенная поставщиком.


Новый закон еще не успел заработать в полную силу, как оказалось, что и он устраивает не всех. В начале июля было объявлено о том, что Российский союз строителей (РСС) подготовил поправки в только что измененное законодательство. “Одно из основных предложений РСС – это введение квалификационной оценки в процедуру отбора участников конкурсных аукционов”, – поясняет заместитель генерального директора РСС Игорь Горелов. Кстати, рабочая группа Совета Федерации по доработке законодательства о госзакупках уже одобрила эти предложения. Госдума на пленарном заседании 6 июля приняла в третьем чтении закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и отдельные законодательные акты РФ”.


Новые поправки могут не только вернуть квалификационные требования, но и изменить состав конкурсных комиссий – ввести институт “профессиональных представителей”, что чревато новым витком коррупции, фактически узаконивая лоббирование интересов определенных отраслевых групп. Подрядчики, не входящие в представленные в конкурсной комиссии группы, будут фактически отстранены от участия в конкурсах, причем по причинам, зачастую не относящимся к профессиональным.


Квалификационная оценка также носит субъективный характер, и в каждом случае возможны разбирательства на тему “а судьи кто?”. Определенной гарантией качества мог бы стать учет производственного потенциала подрядчика и срока присутствия его на строительном рынке, поскольку в данной отрасли доброе имя зарабатывается долго и тяжело.


Государство уже ощутило на себе минусы полной отмены каких бы то ни было требований к поставщикам. Дело в том, что, когда единственным критерием определения победителя становится цена, нередко в конкурсах принимают участие фирмы-однодневки, которые заявляют изначально демпинговую стоимость своих услуг. После победы в таких состязаниях и получения из казны предоплаты такие фирмы скрываются с деньгами, а государственные органы годами пытаются через суд вернуть от них уплаченную из бюджета сумму.


– Безусловно, эту систему надо улучшать. Но вряд ли есть смысл напрямую возвращать практику, которая доказала свою коррупционную уязвимость. Скорее, должен возникнуть некий компромиссный вариант, – полагает Дмитрий Львов, руководитель проекта “Электронный продукт “Госзаказ”.


Строители не одиноки в своем стремлении в том или ином виде вернуть квалификационные ограничения для участников государственных тендеров. Их поддерживают и власти. Например, руководитель Департамента по конкурентной политике Москвы Геннадий Дегтев заявил, что компании, претендующие на получение госзаказа, должны подтверждать свою квалификацию при помощи обязательной аттестации, предшествующей конкурсу. Так что новых изменений к уже принятому закону, судя по всему, осталось ждать недолго.


Мария НИКИТИНА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще