Возможно, с 1 июня в Татарстане будет введена система дифференцированных тарифов на проезд в электричках. Об этом сообщил на недавней пресс-конференции начальник Казанской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Горьковской железной дороги Михаил Волков.
Сейчас этот вопрос находится на рассмотрении Правительства республики. Пока стоимость проезда в пределах одной зоны, имеющей протяженность 10 километров, является “константой” – 6 рублей. И если расстояние от начального пункта до станции назначения составляет, допустим, 50 километров, то билет обходится пассажиру в 30 рублей. Железнодорожники предлагают подойти к этому делу дифференцированно. То есть первую зону оценить в 9 рублей, вторую – в 8, третью – 7, далее – 6 рублей, а цену за проезд от 100 километров и дальше удешевить по сравнению с существующим зонным тарифом. Руководители железной дороги надеются на то, что такая система будет стимулировать пассажиров покупать билеты на дальние перевозки. “Чего греха таить: сегодня для того, чтобы пройти в вагоны через турникетные линии, достаточно обилетиться на одну зону. И многие этим пользуются”, – сетует Михаил Волков. Кстати, дифференцированная схема уже практикуется, к примеру, в Чувашии.
Кроме того, в текущем году планируется завершить работу по формированию в Казани пригородной пассажирской компании “Содружество”, которая призвана перейти на новый уровень качества транспортного обслуживания пассажиров. Она будет функционировать в регионах, территории которых охватывает Казанское отделение ГЖД: в Татарстане, Чувашии, Марий Эл, а также частично в Удмуртии, Мордовии, Кировской и Нижегородской областях. По словам заместителя начальника ГЖД Алексея Емельяновича, все документы по учреждению этого предприятия подготовлены. Однако торопиться с его введением не стоит – следует увязать все требования, выдвигаемые регионами. А чтобы улучшить обслуживание пассажиров в пригородном сообщении и при этом не довести новую компанию до банкротства, то есть сделать ее прибыльной, необходимо установить безубыточные тарифы. Но вместе с тем и обеспечить социальную перевозку граждан – федеральных и региональных льготников.
Взаимоотношения пригородной компании с субъектами Федерации начнут строиться на основе государственных заказов на перевозку пассажиров. Предприятие будет работать по договорам с ОАО “РЖД” и с каждым из регионов. Этими документами предусматривается, что тарифы устанавливаются в зависимости от “благосостояния” субъектов. Допустим, если Татарстан готов утвердить более низкие расценки, но при этом компенсировать из республиканского бюджета проезд граждан по своей территории, то все это отражается в договоре. Доходы же, например в Чувашии и Марий Эл, довольно низкие, поэтому там прогнозируется повышение тарифов.
Еще одна немаловажная функция компании “Содружество” заключается в формировании согласованной системы взаимодействия автомобильного и пригородного железнодорожного транспорта с элементами логистической сети.