Масштабы строительства в столице Татарстана впечатляют. Однако при этом, как безапелляционно высказались руководители Союза архитекторов РТ на прошедшей во вторник пресс-конференции, Казань теряет свой неповторимый архитектурный облик.
Еще год назад рейтинговая комиссия, в которую вошли как самые авторитетные проектировщики Татарстана, так и недавние выпускники Казанского архитектурно-строительного университета и профессиональные журналисты, работающие в данной сфере, проанализировала творческий уровень ста общественных, жилых и промышленных объектов, построенных в последнее время в исторической части города. Но только сейчас решила обнародовать результаты более 1600 экспертных оценок. И они неутешительны: архитектурные решения 63 процентов возведенных зданий – ниже всякой критики.
По словам председателя правления Союза архитекторов РТ Виталия Логинова, рейтинг определялся в ходе анкетирования, а объекты оценивались по пятибалльной системе и в итоге были разбиты на пять групп. Высшие баллы не получило ни одно строение, то есть в центре Казани, по мнению экспертов, нет творений, представляющих архитектурную ценность и создающих городу соответствующий имидж. Только восемь построек удостоились довольно хороших оценок и вошли во вторую группу: новые здания банка “Татарстан” (на улице Бутлерова), Казанской мэрии и Госархстройнадзора РТ (на Большой Красной), культурно-развлекательный центр “Пирамида” и обновленный ЦУМ, Дом Правительства и два жилых дома на улицах Маяковского и Малой Красной.
К середнячкам эксперты отнесли 29 строений, к примеру, центральные офисы Пенсионного фонда (на площади Тукая) и налоговой инспекции (на Театральной), а также многие объекты, появившиеся в последние годы на улицах Право- и Левобулачной. Среди 39 построек, снижающих архитектурный потенциал Казани, числятся два здания Министерства внутренних дел (на Булаке и улице Фукса), административный корпус химкомбината “Нэфис”, огороженный забором коттеджный поселок нефтяников близ Казанки (на снимке), почти все новые “шедевры” на улице Профсоюзной.
В пятой группе среди 24 объектов крайне низкого архитектурного уровня оказались: техническое здание, построенное во дворе Казанского государственного университета, главный корпус Татарского геологоразведочного управления ОАО “Татнефть”, возведенный на Правобулачной и получивший в народе прозвище “карандаш”, насосная станция напротив Кремля. Кроме того, жилой дом, возникший в охранной зоне старинного особняка (архитектурно-исторического памятника республиканского значения), где разместился Союз композиторов РТ (впрочем, сами композиторы не без помощи чиновников этот дом и построили), многие другие здания.
Любопытно, что члены правления Союза архитекторов озвучили авторов лишь тех объектов, которые получили высокую оценку, – это Виктор Токарев, Михаил Борщевский, Сергей Шакуров, Александра Осокина, Герман Бакунин, Айдар Каримуллин. Руководители союза утверждают, что им самим не терпится узнать имена остальных проектировщиков, в связи с чем направили в адрес Управления архитектуры и градостроительства (УАГ) Казани официальный запрос. Однако УАГ молчит, не желая раскрывать творцов.
Хотя, как напомнил член правления союза Василий Лекарев, существует приказ министра строительства, архитектуры и ЖКХ о том, что на каждом строящемся здании должна висеть табличка с поименным указанием проектировщиков, заказчиков и подрядчиков. Но этот приказ выполняется крайне редко, а авторы сомнительных объектов предпочитают оставаться инкогнито. Председатель рейтинговой комиссии Сергей Саначин признался, что даже большинство членов Союза архитекторов выступили категорически против проведения оценки творческого уровня новых строений.
Члены правления высказали много причин нерадужного облика многих объектов. Одна из основных – плохо контролируемые действия непрофессиональных архитекторов. “Зачастую город застраивается бывшими троечниками и недоучившимися студентами, – утверждает известный архитектор Айвар Саттаров. – Мои далеко не самые лучшие выпускники Казанского государственного архитектурно-строительного университета проектировали гипермаркет “Кольцо” и другие крупные объекты”.
Кроме того, заказчики проектов нередко не соблюдают авторские права архитекторов, изменяя по своему усмотрению “внешность” зданий. В градостроительный совет при УАГ не входит ни один татарстанский специалист, имеющий звание заслуженного архитектора России. Главный архитектор Казани до сих пор назначается руководством мэрии, а не выбирается на конкурсной основе, как это предусмотрено Федеральным законом “Об архитектурной деятельности”. По мнению авторитетных проектировщиков, столичные власти прохладно относятся не только к Союзу архитекторов (о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что на пресс-конференцию не явились приглашенные руководители администрации и УАГ), но и к самому облику древнего города.
Чтобы в дальнейшем в положительном плане повлиять на архитектурный имидж Казани, представители Союза архитекторов решили продолжать рейтинговую работу, результаты которой предавать гласности. Мол, гарантированный заслон от халтуры – это публичность. А также намерены предложить муниципальным властям повернуться к союзу лицом и создать при мэре или руководителе исполкома грамотный градостроительный совет.