Состояние международного аэропорта “Казань” (МАК) явно не соответствует высокому экономическому потенциалу Татарстана. И одним из путей решения данной проблемы является создание хаба на базе аэропорта. Об этом заявил первый вице-премьер – министр экономики и промышленности Борис Павлов руководителям МАК и Министерства транспорта и дорожного хозяйства на недавнем совместном совещании.
По мнению специалистов, сегодня основная проблема воздушных сетей России заключается в огромном перекосе существующих авиамаршрутов в сторону центра страны. Воздушная связь между отдаленными регионами осуществляется через “перевалочные пункты” Москвы и Санкт-Петербурга. Такая неудобная география полетов отсекает значительную часть потенциальных пассажиров. Если в России гражданская авиация перевозит 27 млн. пассажиров в год, то, к примеру, в США – более 600 млн.
Поэтому сегодня в стратегии развития аэропортов основное внимание уделяется созданию хабов – крупных транзитных авиаузлов (распределительных центров), где происходит большой объем пересадок с одного рейса на другой. Но появление таких структур целесообразно лишь в тех городах, которые располагаются на перекрестках автомобильных и железнодорожных магистралей, водных путей и перспективных международных воздушных коридоров.
Как сообщили в пресс-службе Минэкономпрома, руководство этого министерства считает, что в Татарстане полноценный хаб можно создать только на базе казанского аэропорта, который очень удобен для транзитных авиарейсов из регионов Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии в центральные и южные регионы России, Украину, Белоруссию, Прибалтику, а также в страны Западной Европы. И, конечно, обратно. В пользу МАК свидетельствуют и такие факторы, как наличие сильного базового авиаперевозчика с развитой сетью маршрутов, заключенные аэропортом с различными авиакомпаниями интерлайн-соглашения и так далее.
Но, чтобы полностью соответствовать требованиям пассажирского узлового распределительного центра, необходимо реконструировать аэровокзальный комплекс, при этом разделить его на зоны по обслуживанию внутренних и международных авиалиний с пропускной способностью не менее 1500 человек в час. Эти зоны должны иметь развитую инфраструктуру, транзитные участки для обслуживания пассажиров. А для развития грузового хаба требуется модернизировать грузовой комплекс, который следует оснастить закрытой и открытой эстакадами, современными погрузочно-разгрузочными механизмами. Причем его следует разместить максимально близко к складам временного хранения грузов, железнодорожным веткам и автомобильным трассам федерального значения.
Мировая практика показывает, что создание хабов – наиболее эффективный способ формирования широкой маршрутной сети, позволяющий повысить рентабельность перевозок, увеличить количество направлений и частоту рейсов при минимальных издержках и рисках недозагрузки. А аэропорт “Казань”, если над ним хорошенько поработать, вполне может претендовать на узловой распределительный центр. Поэтому принято решение разработать инвестиционный проект организации хаба на базе МАК. Тем более Правительство России приступило к выработке стратегии развития сети федеральных аэропортов, в соответствии с которой планируется реконструировать 24 предприятия страны и направить на это дело до 2010 года свыше 490 млрд. рублей. Так что у нашего международного аэропорта есть шанс войти в данную программу.