Сегодня во всех отраслях экономики наблюдается огромный дисбаланс между потребностью в квалифицированных специалистах и их наличием на производстве.
На прошедшем вчера под председательством Президента Минтимера Шаймиева заседании Совета безопасности РТ первый вице-премьер Равиль Муратов, выступивший с основным докладом, сообщил, что в республике 31 процент выпускников вузов не идут работать по основной специальности. Среди молодых людей, окончивших средние учебные заведения, таковых почти половина, а учреждения начального профессионального образования обеспечивают потребность в рабочих кадрах только на 70 процентов.
На заседании Совбеза, посвященном развитию системы профессионального образования в республике, первые лица Татарстана, среди которых Премьер-министр Рустам Минниханов, Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин, а также представители Госдумы России и республиканского парламента, руководители министерств и ведомств, научных и образовательных учреждений обсудили пути реформирования этой сферы.
По мнению Минтимера Шаймиева, сегодня в условиях рыночной экономики, идущей по инновационному пути производства наукоемкой, конкурентоспособной продукции, система образования отстает в своем развитии. Без кардинальных изменений в данной отрасли дальнейший экономический рост невозможен, поскольку он будет упираться в нехватку квалифицированных кадров. И многие регионы России уже ощущают это.
– В последние годы татарстанская экономика развивается даже более ускоренными темпами, чем предполагалось ранее, – констатирует Президент. – Несмотря на то, что в условиях теплой зимы объемы промышленного производства обычно снижаются, в нашей республике за январь они выросли на 12 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В промышленности активно внедряются новые технологии, к нам проявляют интерес внешние инвесторы. Поэтому наш образовательный уровень должен соответствовать мировым требованиям. Специалисты должны иметь соответствующую квалификацию, достойную работу, высокую зарплату. Тогда они не будут чувствовать себя временщиками…
Как сообщил Равиль Муратов, в России по методу Всемирного банка ведется расчет индекса качества знаний. Наша страна по данному показателю сегодня занимает девятое место в мире, Татарстан среди ее регионов – третье (после Москвы и Санкт-Петербурга). Так что резервы для “образовательного скачка” у нас есть. Правда, на массовое повышение квалификации населения влияет и то, что мы находимся в “демографической яме”: только за несколько лет количество учащихся общеобразовательных школ республики сократилось на 200 тысяч. По мнению первого вице-премьера, помимо кардинальных изменений в образовательной сфере требуются инвестиции в человеческий капитал. То есть государство и бизнес должны поддерживать особо одаренную молодежь, особенно из малообеспеченных семей, и детей-сирот.
Равиль Муратов озвучил принципиально новый проект реформирования системы профессионального образования, основанный на кластерном подходе. Кластеры создаются по отраслевому признаку и объединяют соответствующие министерства, которые формируют базу данных недостающих кадров, предприятия, участвующие в финансировании обучения специалистов, и учебные заведения. Образовательный процесс контролируется всеми цепочками одного звена.
Упор делается на то, чтобы человек получил не только глубокие теоретические знания, пройдя через дошкольное обучение, школу, колледж (профтехучилище или техникум), вуз, но еще до того, как попасть на производство, овладел рабочей специальностью. Тогда ценность такого специалиста кратно возрастает. Первый вице-премьер подверг критике программу республиканского Министерства образования и науки “Организация инновационной деятельности в системе образования Татарстана”, высказав мнение, что неоправданно много открывается специализированных школ и вводится новых предметов. Сомнительно, что большинство из них пригодится в жизни. Но из-за этого страдает основная школьная программа. Было бы эффективнее дополнительно давать детям профессиональное образование.
Глава республики согласился с основным докладчиком, подчеркнув, что министерство не слишком усердно отслеживает эффективность использования бюджетных средств на местах. Мол, если родители хотят обучить ребенка “экзотической” науке, пусть платят за это.
В соответствии с предлагаемым проектом вводится ответственность школ за качество обучения. В десятый и одиннадцатый классы будут идти только те ребята, которые обладают крепкими знаниями. Кроме того, студенты профтехучилищ, техникумов и вузов должны проходить практику на действующих профильных производствах, попутно овладевая рабочими профессиями. От реализации такой концепции работодатель только выиграет. А Минтимер Шаймиев уверен, что производственную практику не мешало бы проходить и преподавателям вузов, чтобы на деле познать новые технологии и лучше учить студентов.
– Я считаю, что кандидаты наук, доценты, профессора, к примеру, сельскохозяйственных вузов обязаны иметь удостоверения тракториста, машиниста, агронома первой категории. Иначе они не должны допускаться к преподавательской деятельности.
Также планируется развивать малые академии и научные инкубаторы, где одаренные личности будут повышать квалификацию в различных отраслях науки. А инвестировать человеческий капитал станут предприятия, банки, фонды, государство, частные лица. В качестве положительного примера Минтимер Шарипович привел небольшую страну, расположенную на берегу Персидского залива, – Катар, где 20 процентов доходов направляется на развитие технопарков.
Министр образования и науки Раис Шайхелисламов считает, что прежде всего необходимо повышать привлекательность рабочих профессий. Согласно опросам, проведенным специалистами министерства в школах республики, свыше 74 процентов одиннадцатиклассников планируют поступать в вузы, почти 18 – в учреждения среднего профессионального образования и лишь чуть больше семи процентов – начального. Хотя ребята не испытывают отторжения к рабочим специальностям: 67 процентов опрошенных готовы идти в профтехучилища, если будут твердо уверены в том, что им предоставят качественное профессиональное образование, гарантируют трудоустройство, достойную заработную плату и возможность карьерного роста.
Приоритетным национальным проектом “Образование” на подготовку рабочих кадров в Татарстане в текущем году предусмотрено направить 1,8 млн. рублей, по два миллиона – в последующие два года. Но средства профтехучилищам будут выделяться на конкурсной основе.
Участники заседания единодушно согласились, что до лета нужно доработать кластерный проект, чтобы со следующего учебного года начать его реализацию.