О подходах к формированию социальной политики в Татарстане шла речь на очередном брифинге в Кабинете Министров во вторник. В нем приняли участие вице-премьер – министр культуры Зиля Валеева, министр здравоохранения Камиль Зыятдинов, министр социальной защиты Клавдия Новикова, первый заместитель министра экономики и промышленности Алевтина Кудрявцева. Смысл новых подходов, как объяснили журналистам, – преобразовать имеющуюся в настоящее время сеть учреждений социальной сферы в эффективно работающую и ввести на предприятиях республики стандарт социальной ответственности.
Необходимость преобразований приобрела актуальность в связи с введением в стране принципа подушевого финансирования в отраслях социальной сферы. Основа преобразований – повышение социальной ответственности органов власти, населения, бизнеса.
Ответственность эта заключается в соблюдении законных прав и интересов населения и бизнеса. От населения требуется вклад в решение социальных проблем в виде налоговых отчислений с оплаты за труд. Что касается бизнеса, вопрос сложнее: “экономическая элита” и “социально ответственная политика” – эти два понятия на данный момент часто находятся в противоречии. Бизнес нельзя назвать полностью социально ответственным хотя бы потому, что сегодня 546 хозяйствующих субъектов выплачивают заработную плату ниже прожиточного минимума, 2589 предприятий – ниже минимального потребительского бюджета, около 300 тысяч человек получают “серую” заработную плату.
Уже подготовлен законопроект о республиканском стандарте социальной ответственности. Оформленный законодательно такой стандарт и должен быть внедрен на наших предприятиях, предусматривая ответственность каждого как делового партнера, налогоплательщика, работодателя и благотворителя. То есть базовый уровень социальной ответственности, определяемый законодательством, и корпоративный, определяемый стандартом предприятия, а также региональный, определяемый публичными нуждами и приоритетами, должны прийти к гармоничному единству.
К чему привело их рассогласование? Низкий уровень официально выплачиваемой заработной платы породил ситуацию, когда стала недопустимо высокой доля работающих граждан, получающих жилищные субсидии по малообеспечненности. Нагрузка на бюджет при этом составила около двух миллиардов рублей. То есть наши предприятия, по сути, субсидируются из бюджетных средств. Число граждан, охваченных различными видами социальной помощи, увеличилось до 1600 тысяч.
С другой стороны, понятно: бедность населения порождает низкий спрос на производимую продукцию. Бедные работники не могут качественно выполнять свою работу, быть образованными и здоровыми. Бизнесу, если он хочет процветать и развиваться, придется принимать участие в решении социальных проблем. Дело за малым – выйти за пределы собственных изолированных целей, замечать общие для гражданского общества. И соответствовать им.
Перед Татарстаном стоит задача к 2008 году по абсолютному значению поднять уровень заработной платы в республике до среднероссийского. Что для этого делается?
Настойчивость Республиканской межведомственной комиссии по адаптации неформального рынка труда и легализации доходов привела к тому, что число договоров между работодателями и наемными работниками увеличилось на 44 тысячи. Выросла заработная плата у субъектов малого бизнеса. Темпы роста средней зарплаты в республике выше среднероссийских.
Одним из способов более эффективного использования средств налогоплательщиков власти видят преобразование системы управления отраслями социальной сферы. То есть деятельность всех учреждений будет переориентирована на реальные потребности граждан. Необходимо перейти от сметного финансирования содержания учреждений социальной сферы к оплате предоставляемых услуг конкретному человеку. При этом нужна новая система такой оплаты – частичная или полная в зависимости от уровня доходов и нуждаемости граждан.
Каждая отрасль должна проревизовать деятельность подведомственных учреждений на предмет их эффективности, определить возможности каждого из них по предоставлению максимального набора услуг. Надо исключить дублирование функций, невыполнение отдельными учреждениями своих уставных задач. В социальной сфере следует внедрить механизмы государственного заказа и привлечь сюда негосударственные структуры, частный бизнес.
А высвобожденные средства направить на повышение заработной платы работникам и на развитие материально-технической базы учреждений. Задача сократить ряд учреждений социальной сферы не ставится, необходимо лишь преобразовать их в эффективно работающие.