Ровно месяц назад Казань была погружена в транспортные проблемы. Выставки, семинары, конференции, “круглые столы”, открытие новых объектов транспортной инфраструктуры и, как апофеоз, – совместное заседание коллегии Министерства транспорта Российской Федерации и Правительства РТ.
В четверг на брифинге в агентстве “Татмедиа” вице-премьер, министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимир Швецов сообщил журналистам, что после необходимых процедур согласования постановление совместного заседания было подписано 18 июля в Москве министром транспорта РФ Игорем Левитиным и Премьер-министром РТ Рустамом Миннихановым.
Главное положение этого документа – увеличение ежегодной финансовой помощи нашей республике из федерального бюджета с 1 до 2 миллиардов рублей на строительство и реконструкцию дорог общего пользования в 2007 – 2009 годах.
Последующие пункты в денежном смысле менее конкретны. В частности, в документе обозначено согласие сторон начать в 2007 году строительство второго мостового перехода федеральной дороги М7 через Вятку близ Мамадыша. Оставшиеся месяцы нынешнего года отводятся на проектирование моста. Саму же дорогу М7, проходящую по территории республики на участке “Казань – Набережные Челны – граница с Башкортостаном”, предстоит довести с нынешней II технической категории до категории Iб. До такой же категории должен быть доведен участок “Залесный – Сафоново” на дороге “Казань – Йошкар-Ола”. А вот дорогу “Казань – Ульяновск” планируется улучшить с III до II технической категории. Кроме того, дополнительно будет рассматриваться вопрос включения участка “Казань – Киров” в перспективный автодорожный маршрут “Санкт-Петербург – Вологда – Киров – Казань – Оренбург – граница с Казахстаном”. Финансирование всех этих проектов будет зависеть от того, удастся ли включить их в федеральную целевую программу “Модернизация транспортной системы РФ до 2010 года”.
В постановлении также зафиксирована договоренность отнести к числу федеральных все проходящие через Татарстан участки дорог между областными центрами России и дороги в аэропорты. Кроме уже названных, в их число должен войти и проходящий через Татарстан участок дороги “Самара – Ижевск”. Важность этого пункта состоит в том, что обозначенные участки и имеющиеся на них сооружения (трубы, мосты, путепроводы, развязки) должны будут содержаться и раз в десять лет капитально ремонтироваться за счет средств федерального бюджета. Из того же источника должно финансироваться и устройство искусственного освещения транспортных развязок, мостовых переходов и участков, на которых фиксируется аномально высокое количество ДТП.
Коллегия Минтранса России одобрила проекты по развитию транспортной инфраструктуры РТ для получения государственной поддержки из Инвестиционного фонда России. Среди них – платные автомобильные дороги “Шали – Сорочьи Горы” с мостовым переходом через Каму и “Алексеевское – Альметьевск”, а также свияжский межрегиональный мультимодальный терминально-логистический центр Казанского транспортного узла.
Стороны договорились о федеральном финансировании завершения в 2006 – 2007 годах реконструкции аэропортов “Казань” и “Бегишево”. Затраты на эти цели составят ориентировочно 650 и около 500 миллионов рублей, соответственно. Минтранс РФ поддержал и ходатайство Татарстана об ускорении сертификации вертолета “Актай” и самолета “Фермер”. В свою очередь республика в целях поддержки малой авиации создаст на базе аэродрома “Куркачи” учебный центр авиации общего назначения и рассмотрит возможность изготовления на своих предприятиях неэтилированного авиационного бензина, который, как выяснилось, нигде в стране не производится.
Также принято сделанное Президентом РТ Минтимером Шаймиевым предложение о поставках высококачественных татарстанских битумов для нужд дорожно-строительной отрасли страны. Для этих целей на Нижнекамском нефтеперерабатывающем заводе будет введена в эксплуатацию специальная установка.
Попали в постановление и транспортные проблемы столицы республики. В первую очередь – метро. Владимир Швецов напомнил, что, когда в Казани только начинали строить подземку, финансирование этого объекта на 80 процентов шло из федерального центра. Затем был период “пятьдесят на пятьдесят”, а потом федеральный бюджет стал давать только пятую часть необходимых средств. В результате строительство новых метрополитенов в стране замерло. Минтранс РФ проблему осознал и пообещал поддержку. Так же как и в создании обоих казанских транспортных колец общей протяженностью 54 километра.
Отвечая на вопросы журналистов, Владимир Швецов отметил, что из-за скудости столичного бюджета транспортное благоустройство Казани ведется главным образом за счет федеральных и республиканских средств. В частности, на строительство второй очереди моста “Миллениум” в этом году из них отпущено 400 миллионов рублей. Кроме того, на средства республиканского бюджета сейчас ремонтируются улицы Гвардейская, Мусина, Техническая, Фрезерная, Авангардная, Аделя Кутуя, Спартаковская, Фучика, Завойского, Карбышева и другие. К работам по ремонту и реконструкции улиц привлекаются надежные подрядчики, хорошо зарекомендовавшие себя на объектах 1000-летия Казани.
Завершая брифинг, Владимир Швецов заметил, что подписать на высоком уровне хороший документ – это одна работа. Реализовать же его в дальнейшем – работа совсем другая. С Минтрансом РФ договорились через пару лет проверить ход выполнения совместного постановления. Пока же Татарстану предстоит большая работа по развитию своей дорожной сети, ведь до сих пор около половины наших сел не имеют подъездных дорог с твердым покрытием.