Стратегия социально-экономического развития Татарстана

Уважаемые участники форума!

Уважаемые участники форума!


Р.Н.МиннихановВ своем выступлении я остановлюсь на наиболее важных аспектах стратегии социально-экономического развития Татарстана. Любая стратегия регионального развития должна иметь четкие целевые установки, систему мер поддержки производственной базы и рачительного использования ресурсов. Только так возможно обеспечить поступательный экономический и социальный рост. Опыт нашей республики это подтверждает.


Республика Татарстан обладает значительными территориальными ресурсами (ее площадь составляет 68 тысяч кв.км), человеческим капиталом (ее население – около 3,8 млн. человек, из них трудоспособного населения – 2,2 млн. человек).


В структуре экономики до начала 90-х годов промышленность составляла 53%, сельское хозяйство – 20%, строительство – 15%. Сегодня доля промышленности составляет 44,7%, агропромышленный комплекс – 9%, строительство – 11,8%, услуги – 32,5%.


Валовой региональный продукт в 2002 году составил 244,2 млрд. рублей, то есть мы практически вышли на уровень начала 90-х годов. По промышленности мы достигли 91% от уровня 1990 года.


В республике реализуются масштабные социальные программы ликвидации ветхого жилья, газификации, адресной социальной защиты населения.


За время реализации Президентской программы ликвидации ветхого жилья в новые квартиры переселено почти 40 тысяч семей. При этом в прошлом году по этой программе получили новые квартиры более 6 тысяч семей татарстанцев. Существенно удалось поднять уровень обеспеченности жильем в республике. Если в 1990 году она составляла 16 кв. метров, то сейчас – 19,4 кв. метра на человека. Данная программа в настоящее время подходит к завершению, и мы приступили к реализации программы ипотечного кредитования строительства жилья.


В настоящее время в республике завершена Президентская программа газификации. За время ее реализации уровень газификации в республике возрос с 35% (в 1995 году) до 96% в настоящее время. Это один из самых высоких показателей в РФ. Параллельно мы реализуем программу “Питьевая вода Республики Татарстан”.


Татарстан является одним из крупных регионов-доноров Российской Федерации. Только за 2002 год в Федеральный бюджет республикой было начислено более 48 млрд. рублей налогов, 10,5 млрд. рублей таможенных платежей. За пять месяцев текущего года налоговые платежи в Федеральный бюджет составили 24 млрд. рублей, таможенные платежи – 5,8 млрд. рублей.


Позитивное развитие экономики республики явилось следствием принятия целого комплекса системных решений.


Их реализация опиралась на четкое структурирование и последовательное развитие точек экономического роста. Для этого использовался механизм разработки и реализации среднесрочных целевых программ. В республике была введена система индикативного управления экономикой, которая, как уже показала практика, позволяет повысить эффективность всех звеньев управления, а также выявить и задействовать имеющиеся в регионе ресурсы. В рамках данной системы для каждого министерства, ведомства и предприятия республики были определены индикаторы их деятельности, выделены ресурсы для их достижения. В результате построена система поддержания устойчивого экономического роста и оперативного принятия управленческих решений.


При этом стержнем государственной политики являлась поддержка республиканских товаропроизводителей.


Покажу эффективность данного подхода прежде всего на примере развития основы всей республиканской промышленности – нефтедобычи. После значительного падения добычи нефти с 103,7 млн. тонн в 1975 году до 23,8 млн. тонн в 1991 году в результате мер государственной поддержки удалось не только стабилизировать уровень добычи, но и поднять этот показатель до 28,8 млн. тонн в 2002 году. Во многом это было сделано благодаря предоставлению отрасли налоговых льгот за счет бюджета республики для внедрения инновационных методов увеличения нефтеотдачи пластов (гидродинамические методы, методы горизонтального бурения). За счет этих новаций по акционерному обществу “Татнефть” в настоящее время добывается более 46% нефти. Только в результате применения гидродинамических методов повышения нефтеотдачи в 2002 году дополнительно добыто 6,9 млн. тонн нефти.


В целом общий объем промышленно извлекаемых запасов нефти по республике составляет около 1 млрд. тонн, что позволяет нам в течение последующих 15 лет обеспечить добычу нефти не ниже достигнутого уровня. В этом есть и заслуга малых нефтяных компаний, осуществляющих свою работу на мелких месторождениях. В прошлом году ими добыто около 4,2 млн. тонн нефти.


Республика продолжает работу по активному расширению своей минерально-сырьевой базы, вовлечению в промышленную разработку новых, перспективных месторождений. Одним из таких ресурсов являются природные битумы, которыми богаты недра республики. Специалисты оценивают их запасы в 2 – 7 млрд. тонн. Сейчас ведется подготовка к запуску Программы освоения ресурсов природных битумов РТ, и уже в текущем году будут подготовлены к разработке несколько месторождений.


Нефть – это ресурс, стоимость которого существенно возрастает при переработке. Продавать только сырую нефть расточительно для экономики. Поэтому республика всегда придерживалась курса на увеличение переработки добываемой нефти, получение продукции более глубокого передела с высокой добавленной стоимостью. Для решения этой стратегической задачи у нас реализуется Президентская программа развития нефтегазохимического комплекса РТ на 1999 – 2003 гг. Важным событием в 2002 году стала сдача базового комплекса Нижнекамского нефтеперерабатывающего завода, который позволяет перерабатывать 7 млн. тонн нефти, обеспечивать сырьем нефтехимическую отрасль республики, получать дизельное топливо, керосин и дорожный битум европейского качества.


Мы ставим перед отраслью химии и нефтехимии задачу за 3 года увеличить объемы производства в 2 раза за счет освоения выпуска новой, конкурентоспособной продукции:


в текущем году начнет работать завод по производству полистирола и завод по производству синтетических масел;


в стадии опытного промышленного производства находится проект по выпуску галобутилкаучука. Это первое такое производство в России. Его пуск намечен на 2004 год;


в ближайшие дни будет подписан контракт на строительство завода по производству полипропилена;


идет работа по контракту, связанному с производством линейного полиэтилена;


планируются производство линейных алкилбензолов с последующим сульфированием в “Нэфис Косметикс” и ряд других крупных проектов.


Серьезный потенциал имеется в машиностроительной отрасли республики.


Предприятие КамАЗ входит в число лидеров по производству грузовых и малолитражных легковых автомобилей в СНГ. В последние годы были инвестированы значительные средства в расширение модельного ряда предприятия, осуществлен переход на новые стандарты двигателей ЕВРО-2. Правительствами РТ и РФ совместно с руководством предприятия проведена реструктуризация задолженности акционерного общества на сумму


1 млрд. 100 млн. рублей. Получено оборудование по кредитной линии японского Эксим-банка на сумму порядка 180 млн. долларов.


В прошлом году завод произвел более 20 тыс. шт. грузовых и почти 39 тыс. шт. легковых автомобилей.


Сегодня перед КамАЗом встает задача кардинального обновления всего автопарка страны. КамАЗ снова уверенно наращивает свою долю на рынке. По итогам 2002 года она составляла 28%. Сейчас этот показатель вырос до 35%. До конца нынешнего года доля КамАЗа в автопарке страны увеличится еще на 5%.


Более 60 лет в республике развивается авиастроение. В настоящее время эта отрасль представлена ведущими в России авиационным, вертолетным, моторостроительным и приборостроительным предприятиями, НИИ и КБ. Вы знаете, что на Казанском авиационном заводе освоен серийный выпуск самолета “Ту-214”. В настоящее время осваивается самолет “Ту-324”, который отвечает всем объявленным требованиям ИКАО, вводимым после 2006 года.


Согласно федеральной целевой программе “Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года” самолет “Ту-324” должен быть сертифицирован в 2005 году. В его создание республика вложила 70 млн. долларов, а вместе с предприятиями, которые по своей инициативе создают для него двигатель, авионику и другие агрегаты, сумма затрат республики составила свыше 100 млн. долларов.


Казанские моторостроители в инициативном порядке, совместно с партнерами из Самары, за счет собственных средств освоили двигатель НК-93 тягой 18 тонн, с возможностью доведения ее до 22 тонн, превосходящий все известные двигатели по экономичности на 15-17 процентов. С его использованием российская авиация может занять самые передовые позиции в мире, обеспечив своим самолетам намного большую дальность или грузоподъемность.


Совместно с украинскими партнерами за счет собственных средств и частично средств республики КМПО освоило двигатель Аи-22 с элементами пятого поколения для регионального реактивного самолета “Ту-324”.


Общая сумма вложенных КМПО собственных средств на оба двигателя составляет около 350 млн. рублей.


В этом году казанскими вертолетостроителями будет сертифицирован вертолет “Ансат”, спроектированный и построенный ими за счет собственных средств и частично средств республики.


Постепенно улучшается ситуация на оборонных предприятиях, расположенных на территории республики. По итогам 2002 года ими выпущено продукции на общую сумму около 14 млрд. рублей (111% к уровню 2001 года). Вместе с тем большой проблемой этих предприятий остается наличие значительных незагруженных мощностей. Без их оптимального использования нельзя надеяться на позитивную динамику оборонных предприятий.


В целом, активно взаимодействуя с федеральными органами власти, мы проводим многоплановую работу по реформированию оборонных предприятий, диверсификации производства, реструктуризации их кредиторской задолженности, увеличению государственного оборонного заказа, что, безусловно, даст свои результаты.


Одной из базовых отраслей экономики республики является электроэнергетика. Энергосистема Татарстана остается самодостаточной в производстве электроэнергии и тепла. Только в 2002 году объем продукции данной отрасли составил 14,8 млрд. рублей. (Произведено 22 млрд. квт/ч электроэнергии и 33 млн. Гкал теплоэнергии.) Это достигнуто в условиях реформирования отрасли. В прошедшем году проведено акционирование “Тат-


энерго” в соответствии с утвержденными Правительством РФ Основными направлениями реформирования электроэнергетики Российской Федерации. Мы осознаем, что сегодня появился свободный рынок по продаже электроэнергии. Это требует от нас существенной модернизации всей энергосистемы республики для увеличения ее конкурентоспособности.


Мы провели энергоаудит основных предприятий республики. Он показал, что в структуре себестоимости выпускаемой продукции энергоресурсы занимают значительную часть. Это означает низкую энергоэффективность нашего производства.


Поэтому мы поставили цель – серьезно заняться энергосбережением, добиться прорыва в переводе экономики на ресурсо-


сберегающие технологии. Разработана и реализуется целевая программа “Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы”. В рамках ее выполнения уже достигнуто снижение энергоемкости валового регионального продукта на 10%, создана достаточно эффективная организационная система отбора энергосберегающих проектов для их последующего финансирования. К 2005 году мы планируем обеспечить снижение энергозатрат на 1 рубль товарной продукции в промышленности республики не менее чем на 15% по сравнению с 2000-м годом.


Уже сейчас эта программа переходит в программу ресурсосбережения.


Поддержка республиканских товаропроизводителей потребовала внедрения новых перспективных финансовых инструментов. Татарстан одним из первых в России распространил практику компенсации части процентной ставки по кредитам и займам для республиканских товаропроизводителей. В 2002 году предприятиям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, были выделены субсидии из бюджета Республики Татарстан на оплату части процентной ставки на сумму 101 млн. рублей. А на 2003 год такие субсидии запланированы в сумме 500 млн. рублей.


Мы ставим перед собой задачу стимулирования расширения банковского кредитования реального сектора экономики. Республика обладает значительными кредитными ресурсами, которые мы уже вовлекаем в инвестирование производства через систему облигационных займов, формирование кредитных портфелей банков.


Приведу совсем свежий пример. Недавно в республике создано акционерное общество “Связьинвестнефтехим”, в уставный капитал которого переданы государственные пакеты акций крупнейших предприятий республики. Уставный капитал холдинга составил более 37 млрд. рублей.


Мы видим главную задачу ОАО “Связьинвестнефтехима” в стимулировании инвестиционных процессов в республиканской экономике, привлечении дополнительных инвестиций.


В Татарстане уделяется большое внимание сельскому хозяйству. Для нас это социально значимая отрасль, без ее поддержки нельзя обеспечить население в полном объеме качественной продукцией. Татарстан входит в первую тройку регионов РФ по производству зерна, мяса, молока и другой продукции. Я не буду подробно останавливаться на этом вопросе. На одной из секций сегодня развитие сельского хозяйства республики будет рассматриваться более детально.


Скажу еще об одном. Развитие производственных кластеров в регионе невозможно без современной транспортной инфраструктуры. Поэтому в республике приняты и выполняются программы развития транспортного комплекса и дорожной сети. В конце прошлого года сдана в эксплуатацию первая очередь мостового перехода через Каму протяженностью 14 километров. Этот объект имеет общефедеральное значение. Кратчайший путь проложен от центра России до Оренбурга, Среднего Урала, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана, государств Средней Азии.


Несмотря на то, что все охарактеризованные мной точки экономического роста являются важными, особым приоритетом для нас является малый бизнес. Мы планируем к 2006 году довести его долю до 25% в ВРП. Сейчас этот показатель составляет 12%.


Это очень непростая задача. Опыт развитых стран показывает, что их динамизм, инновационность обеспечиваются именно малыми предприятиями, активно вовлеченными в производственные процессы крупных компаний. Только таким образом можно совместить массовость, серийность производства с его гибкостью, высокой технологичностью и дешевизной. Поэтому мы ставим стратегическую задачу максимального вовлечения малого бизнеса в промышленный сектор – в производство продукции высокой степени передела и комплектующих изделий. Для этого будем развивать системы субконтрактации и лизинга для малого бизнеса, его кредитования.


В 2002 году на краткосрочные и иные кредиты предпринимателям выделено более 17 млрд. рублей. Выдано свыше 9 тысяч кредитов.


С апреля 2001 г. регистрация предприятий у нас в республике максимально облегчена: используется модель “одного окна”. Сдав необходимые документы, предприниматель в течение трех часов получает соответствующее свидетельство.


Потенциал для внедрения инноваций и коммерческого использования новых технологий на уровне малых предприятий огромен. В целях организации оптимальной инфраструктуры для его реализации на базе одного из бывших оборонных предприятий за счет средств республики создается инновационно-производственный технопарк “Идея”. Сейчас мы завершаем работу над проектом технополисного развития одного из наших крупных городов – Набережные Челны.


Стратегические подходы, реализованные на уровне нашей республики, являются реальной основой для увеличения ВРП в связи с поставленной на уровне РФ Президентом страны задачей удвоения объема валового внутреннего продукта.


Вместе с тем наш опыт показывает, что практическая реализация этой задачи требует принятия системных решений на уровне Федерации. Считаю, что шаги, предпринимаемые на уровне регионов, должны быть дополнены следующими мерами со стороны Федерального центра:


создание условий для удешевления кредитных ресурсов промышленности,


введение системы преференций, которые могли бы заключаться во введении и поддержании заградительных пошлин на технологически устаревшую зарубежную продукцию (самолеты, автомобили), а также на продукцию сельского хозяйства.


Убежден, что только на основе данных мер можно будет решить поставленную Президентом РФ задачу наращивания ВВП.


Кратко остановлюсь на отдельных вопросах системы определения основных параметров стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан. Полагаю, многие ее элементы можно считать типовыми для использования в других субъектах Федерации.


С нашей точки зрения, системно у нас построена технология социально-экономического программирования республики, которая включает следующие основные блоки.


Разрабатывается стратегия республики на среднесрочную перспективу (у нас это 5 лет), где определяются или уточняются цели, принципы, приоритетные направления развития секторов экономики и социальной сферы. В стратегии задаются количественные оценки параметров, которые планируется достичь.


Ежегодное послание Президента республики Государственному Совету РТ в рамках принятой стратегии определяет задачи на планируемый год. По необходимости корректируется и стратегия на среднесрочную перспективу.


На основании двух названных документов и прогноза социально-экономического развития страны, определяемого Федеральным центром, Правительство республики формирует декларацию о своих намерениях на планируемый год. В ней даются основные параметры социально-экономического развития, на основе которых города и районы республики, хозяйствующие субъекты разрабатывают программы своего развития на предстоящий год.


На следующем этапе все города и районы республики защищают в Правительстве основные показатели своего развития. И уже как итог каждому органу государственного управления республики доводится так называемый заказ на управление – перечень конкретных показателей, выполнение которых обязано обеспечить то или иное ведомство.


Далее в режиме мониторинга по специально разработанной технологии проводится контроль выполнения принятых решений с их корректировкой при необходимости.


Главная задача Правительства Республики Татарстан на ближайшие 5 лет – создать равные конкурентные условия для производства конкурентоспособных товаров и услуг.


Мы исходим из того, что у республики достаточно ресурсов для созидательного развития. Природные богатства, удобное географическое положение, наличие высокотехнологичных производств, интеллектуальный потенциал – это те средства, которые должны быть использованы для достижения поставленной цели. При этом процесс их использования должен быть ориентирован на достижение уровня внутреннего регионального продукта, достаточного для решения поставленных задач.


Большое внимание в рамках стратегии уделяется пространственному развитию, то есть сбалансированному экономическому росту районов и городов республики.


Как вы видите, динамика развития республики позитивна, но нельзя не отметить то обстоятельство, что в значительной степени развитие регионов России зависит от тех системных решений, которые принимаются на федеральном уровне. И безусловно, эти решения должны быть встроены в общую систему социально-экономического программирования страны.


Уважаемые участники форума!


Направление работы нашей секции задано ее названием. Согласование стратегических планов пространственного развития предполагает необходимость решения двух важнейших для развития страны задач. Это означает, что, во-первых, должны быть стратегические планы пространственного развития регионов России. И, во-вторых, необходимо выработать и принять единые подходы к их синхронизации в целом по стране. Своими суждениями на эту тему я и хотел бы поделиться.


Европейской хартией регионального (т.е. пространственного) планирования в качестве основных целей регионального развития определены:


повышение качества жизни населения;


сбалансированное развитие регионов;


рациональное использование природных ресурсов.


Очевидно, что любое развитие должно программироваться как на средне-, так и долгосрочную перспективу. Наверное, не требует комментариев утверждение о том, что на уровне страны в принципе отсутствует система программирования. В своем коротком выступлении остановлюсь лишь на некоторых проблемах системного характера, решение которых и должно определить контуры этой системы. Причем я буду их излагать в ключе системы социально-экономического развития России и ее регионов.


Прежде всего, надо понимать, что развитие регионов должно происходить в направлении и темпах, соответствующих общим целям, достижение которых измеряемо.


Кто и когда на уровне Федерального центра определяет эти цели?


Где место Послания Президента России в долгосрочной и краткосрочной стратегии развития? Какова структура Послания и форма определения целей и приоритетов?


Какова форма представления стратегии развития страны?


Как, когда и кем она доводится до субъектов Федерации?


Как и когда субъекты Федерации сообщают Федеральному центру о своих стратегиях и программах развития?


Как осуществляется мониторинг выполнения программ развития регионов? По каким индикаторам? Каковы регулирующие воздействия на ход выполнения программ?


Я сформулировал лишь основные вопросы, ответы на которые и должны определить архитектуру системы социально-экономического программирования и субъектов Федерации, и страны в целом.


Очевидно также, что в условиях отсутствия даже концепции подобной общефедеральной системы субъекты Федерации, каждый по-своему, разрабатывают собственные системы социально-экономического развития.


Но без согласованных планов своих действий ни субъекты Федерации, ни Федеральный центр не смогут развиваться необходимыми темпами. Может быть, это прозвучит достаточно резко, но и поставленной задачи удвоения ВВП в стране достичь не удастся, если мы не определим хотя бы основные, понятные всем правила принятия и реализации важнейших решений на всех уровнях.


Полагаю, что мы с вами сумеем на этом форуме выработать основные подходы к решению этой задачи.


Мои коллеги на этой и на других площадках форума в процессе выступлений и дискуссий детализируют отдельные сформулированные мной предложения.


Желаю вам успешной работы!


Благодарю за внимание!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще