Пища для сатириков
Не нужно делить людей на “федеральных” и “региональных”, отметил, выступая вчера на совместном заседании коллегии Министерства транспорта РФ и Правительства Татарстана, Президент РТ Минтимер Шаймиев. Сегодня все льготы, субсидии, привилегии и полномочия делятся на два уровня – федеральный и региональный. Финансирование строительства метро, например, ведется только при условии, что 80 процентов средств в этот проект вкладывает регион, а 20 процентов – федеральный бюджет. Это нереально, регионы никогда не смогут самостоятельно “вытянуть” такие проекты. Значит, те, кто там живет, подвергаются дискриминации. В России, отметил Президент, только одно министерство не делит людей на “федеральных” и “региональных” – это МЧС. Его сотрудники спасают всех без разбора, когда случается беда. Но если следовать логике центра, то и они нарушают закон. Спасать нужно сначала тех, кто имеет статус “федеральных”.
Это, конечно, шутка, но в ней, как и в любой шутке, есть доля правды. Хорошие дороги должны быть не только в Москве и Санкт-Петербурге, а по всей России, отметил Минтимер Шаймиев. Глава республики признался, что он недоволен состоянием дорог в Татарстане. Раньше строили плохие дороги, потому что не было качественных материалов. Когда же появились первые участки хороших дорог, то по плохим уже не хочется ездить.
Возмущение транспортной проблемой, продолжил Президент, – это не акт бессилия. Мы можем опережающими темпами вести дорожное строительство, необходимо только осознать важность этого вопроса для регионов и проявить политическую волю. Тогда российские дороги перестанут быть пищей для сатириков и “бородатой” темой для анекдотов.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин объяснил собравшимся, почему коллегия возглавляемого им ведомства собралась именно в Казани. Татарстан занимает третье место в России (после Москвы и Санкт-Петербурга) по капитализации. Это бурно развивающийся регион, сюда в ближайшее время “хлынут” инвестиции. Между тем половина населенных пунктов республики не имеет дорог с твердым покрытием. И это обстоятельство уже становится серьезным препятствием для развития экономики. Если же посмотреть на проблему в масштабах всей страны, то отсутствие дорог и дорожной инфраструктуры становится угрозой для целостности России. Дороги связывают государство как кровеносные артерии. И если такие артерии “лопаются”, то “болеет” весь организм.
Игорь Левитин вручил Минтимеру Шаймиеву высшую награду Минтранса России – медаль “За заслуги в развитии транспортного комплекса России”. Министр не стал по традиции пристегивать медаль к лацкану пиджака – просто вручил награду в коробочке. “Я обязательно буду носить эту медаль, когда в Татарстане будут хорошие дороги, – заметил Президент РТ, – а пока неудобно”.
Инвесторы присматриваются к проектам
Дорожное строительство – это невспаханная целина, сюда со временем придут частные инвестиции, отметили участники совместного заседания. Но для этого государство должно создать условия. Просто так бизнес в эту сферу не ринется: слишком затратная область и слишком большой срок окупаемости проектов.
Так случилось, что в Татарстане (это пока единственный случай в России) нашелся местный инвестор, который взялся за строительство платной дороги. Компания “СМП-нефтегаз” решила построить участок автодороги “Алексеевск – Альметьевск” протяженностью 140 километров. Этот проект, по словам генерального директора предприятия, может окупиться через 32 года (при условии, что трасса будет платной). Но срок окупаемости можно значительно сократить, если эта дорога войдет в состав федеральной трассы, которую тянут из Санкт-Петербурга до границы с Казахстаном (правда, Казахстан может и не пропустить нас по этой дороге в Китай, пошутил Игорь Левитин). Тогда пропускная способность магистрали возрастет с двух до восьми тысяч автомобилей в сутки. Игорю Левитину проект понравился, он его поддержал, тем более что других подобных примеров в стране пока нет.
Минтранс РФ намерен поддерживать частную инициативу и реализовывать совместные с инвесторами проекты, тем более что создан инвестиционный фонд, откуда они будут финансироваться. Отметим, что Татарстан уже прошел несколько стадий утверждения своих проектов – до конца года вопрос должен быть решен окончательно. Вице-премьер – министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимир Швецов напомнил о “болевых” проблемах транспортников республики. Это и трасса “Казань – Набережные Челны”, и продолжение строительства метро в Казани, и вторая очередь мостового перехода через Каму, и возможное строительство центра логистики в районе Свияжска. Все эти проекты Правительство РТ будет обосновывать и добиваться совместного финансирования с федеральным центром.
Татарстан может помочь решить и другую важную в масштабах России проблему. В республике есть возможность выпускать высококачественный битум, который можно использовать при строительстве автомобильных дорог. Казахстан уже ведет переговоры о закупке 200 тысяч тонн этого материала. Российские дорожники пока предпочитают закупать подобные стройматериалы за рубежом. А ведь Казахстан, отметил Игорь Левитин, строит дороги совместно с Китаем, и там знают, что делают.
А самолеты сами не летают
Развитие воздушного транспорта также стало одной из тем вчерашнего заседания. Побывав на Казанском авиационном объединении, Игорь Левитин отметил, что Минтранс РФ намерен решать все проблемы, связанные с лизингом самолетов. Постановление Правительства РФ о компенсации лизинговых ставок при покупке самолетов написано так, что предприятия никогда не получат этих средств без нарушения закона. Министр намерен “развязать” этот узел. Иначе авиастроительные компании никогда не продадут, а эксплуатирующие компании никогда не купят дорогостоящие машины.
На состоявшейся пресс-конференции Игорю Левитину задали вопрос о судьбе самолета Ту-334, который осваивает КАПО. Как объяснить шаги федерального Правительства, которое намерено продвигать создание самолета RRJ? Министр сказал, что этот вопрос больше относится к Министерству промышленности и энергетики РФ. Но его личное мнение – проект создания самолета Ту-334 нужно было довести до конца и выпустить машину на рынок. Это не исключает и освоение самолета RRJ. Рынок бы показал, чья машина лучше. Сейчас же Россия не имеет регионального самолета такого класса, что позволяет иностранным компаниям лоббировать свои проекты. Минтранс РФ пока сдерживает проникновение в страну иностранной техники. Но после вступления в ВТО проводить такую политику вряд ли удастся.
Игорь Левитин на совместном заседании говорил не только приятные вещи. Он, например, сообщил, что статус международного аэропорта “Бегишево” будет пересматриваться. Оттуда вылетает за рубеж всего пять тысяч пассажиров, и то чартерными рейсами. Не имеет смысла содержать в Бегишево таможенную и пограничную службу. Но такой подход не означает, что из Бегишева не будут и в дальнейшем летать самолеты чартерными рейсами. В случае необходимости туда можно будет заказать необходимые для вылета бригады. Это позволит сократить расходы.
Премьер-министр РТ Рустам Минниханов, комментируя намерения Минтранса РФ, подчеркнул, что Правительство Татарстана не согласно с такой постановкой вопроса. В ближайшие годы этот район Татарстана будет развиваться быстрыми темпами. Заработают на полную мощность Нижнекамский промышленный узел, особая экономическая зона в Елабуге, КамАЗ также не стоит на месте. Международный аэропорт здесь понадобится. Правительство Татарстана направило в Москву свое обоснование необходимости сохранения статуса международного для аэропорта “Бегишево”.