– Уважаемый Минтимер Шарипович, судьбы русского и татарского народов неразрывно связаны на протяжении веков. У нас общая великотрудная история, и, по сути, народы давно срослись в нацию, сохранив при этом собственные языки, религии, культуры, самобытность традиций. Русские, татары, другие, не столь многочисленные, народы Федерации, столетиями учились жить в полиэтнической многоязычной среде, выработав принципы добрососедства и взаимопомощи. Без этого жизнь в такой стране, как наша, превратилась бы в ад. Вы лично – выходец из крестьянской семьи, пережившей и раскулачивание, и трагические военные годы. Это была судьба миллионов. И Ваш путь от родной деревни Аняково до президентского дворца, и Ваш рост как государственного деятеля и политика не был усыпан розами, но он был закономерным. Скажите, как Вы сегодня оцениваете советское прошлое, где соседствовали несвобода и интернационализм, жесткая регламентация общественно-политической жизни и замечательные традиции образования, искажение культур – и великая культура, повлиявшая на философию человечества?
– Думаю, что все противоречия того времени стали особенно явными именно в перестроечные годы, когда люди впервые заговорили о свободе слова, правах человека, религиозной свободе. Вы знаете, что в начале 90-х годов в нашей республике происходили достаточно активные общественные процессы. Во многом это было своего рода откликом и на факты искажения истории, которые имели место в советское время, и на те противоречия и запреты, которые до этого считались нормой, и на перегибы власти.
Приведу пример из своей жизни. Мой дед и отец были крепкими середняками. В свое время их раскулачили, но не сослали, что было тогда редкостью, поскольку наша семья пользовалась большим уважением в деревне. И вот когда началась коллективизация, отца, тогда еще молодого человека, избрали первым председателем колхоза. Это говорит о том, что, несмотря на непродуманную политику, люди все равно думали, как им дальше существовать, как строить свою жизнь, и вручили свою судьбу человеку, умеющему вести хозяйство. В этом тоже есть свое противоречие. Кроме того, надо признать, что трудные условия жизни определенным образом сплачивали людей. Взаимовыручка, поддержка тоже имели место. Хочу подчеркнуть, что в любой ситуации нужно всегда оставаться человеком, как бы тебе трудно ни было.
Нельзя отрицать и того, что мы все вышли из того времени, и, конечно, на нас остался его отпечаток. Категорично отрицать все, что было тогда – нельзя, но использовать накопленный опыт в новых исторических и общественных условиях, думаю, будет всем нам на пользу. Например, я бы не дал отрицательную оценку этим годам в части сохранения культуры и дружбы между народами. Конечно, у кого-то есть определенная ностальгия по тем временам, мол, в советское время жилось лучше. Но ведь не стоит забывать, что большинство людей ничего не имело. Люди приходили в этот мир ни с чем, и уходили, так толком ничего не заработав за свою жизнь, не имея возможности оставить что-то своим детям. Невозможно говорить о богатстве страны, не заботясь о богатстве и благополучии каждого человека, живущего в ней.
– 12 июня 1991 года народ Татарстана впервые избрал Президента республики. Это были Вы. Даже в непростые годы суверенизации территорий России многонациональный Татарстан оставался территорией мирной и творческой, работавшей, обучавшей своих детей, игравшей свадьбы. Даже храмы разных религий здесь помогали друг другу (в том числе и материально). Чья это была заслуга, Ваша как Президента? Или толерантной прессы? Или все-таки народа, оказавшегося мудрее обстоятельств?
– Да, действительно, так сложилось, что русские и татары живут здесь бок о бок на протяжении долгой истории. Треть браков в нашей республике – межнациональные. Говорить, что кто-то им специально навязывал такие отношения, было бы глупо. Лучше всех о взаимоотношениях русских и татар еще в начале прошлого века сказал наш классик Габдулла Тукай, 120-летие со дня рождения которого мы отметили недавно в рамках объявленного в нашей республике Года литературы и искусства:
“Вовеки нельзя нашу дружбу
разбить,
Нанизаны мы на единую нить”.
Вместе с тем, как я уже сказал, в начале перестроечных лет в Татарстане происходили бурные общественные процессы, по всей республике проходили многочисленные митинги. Тогда всем нужен был достойный ответ на вызов времени. И мы его нашли. Самое главное, что общество постепенно успокоилось. Люди поняли, что, живя вместе в одном общем доме, нельзя пренебрегать интересами своего соседа, нельзя жить только так, как тебе удобно. То, что хватило мудрости прийти к взаимопониманию, – это наша общая заслуга. Приведу один пример. В те перестроечные годы, накаляя и без того напряженную обстановку, крайние националистические силы заговорили о том, что в XVI веке при взятии Казани была разрушена историческая мечеть Кул Шариф и на ее месте был построен Благовещенский собор. Дошли даже до того, что призывали построить на месте собора новую мечеть Кул Шариф. Послушав их речи, выждав дискуссию, развернувшуюся в обществе, я решил напрямую обратиться к многонациональному народу Татарстана. Спросил: “Будет ли на земле Татарстана мир и согласие, если мы снесем собор Благовещенья и поставим на его место мечеть Кул Шариф?” Все здравомыслящие люди ответили, что этого нельзя делать ни в коем случае. И это был исчерпывающий ответ народа на происки крайних сил. И я подписал указ, где было принято решение отреставрировать Благовещенский собор и рядом в Кремле построить мечеть Кул Шариф. Это решение всем пришлось по душе тем, что было именно таким.
Я должен сказать, что решения главы многонациональной республики всегда, во всех областях должны быть такими – приводящими людей к всеобщему согласию. И я всегда придерживался и придерживаюсь этого принципа.
Раз уж коснулся проблемы толерантности, то повторю всем известную истину: религия является неотъемлемой частью духовной жизни народа. И здесь мы не делаем предпочтения какой-то одной конфессии или представителям какой-то одной национальности. У нас каждый имеет возможность удовлетворить свои духовные запросы. Вы знаете, что республика придерживается в своей политике именно центристского курса, принципа сбалансированности интересов и паритетности в отношениях. Не стоит забывать и о том, что большое внимание уделяется развитию культуры, языка и других народов Татарстана – чувашей, удмуртов, марийцев, мордвы и других. В местах компактного проживания представителей различных национальностей работают школы, где идет преподавание на родном языке, там же они знакомятся с культурой своего народа, хранят традиции.
Что касается деятельности прессы в те годы, то я считаю, что наступившая вдруг эпоха гласности оказалась не всем, как говорится, по зубам. Оно и понятно, потому что мы сколько лет жили в рамках одной идеологии – социализма, ничего другого не знали. Появились новые издания, понимающие гласность как вседозволенность и откровенно призывавшие людей к крайним шагам по отношению к существующей власти и неприятию происходивших перемен, а еще хуже, к межнациональным спорам. А каждое существовавшее до этого средство массовой информации “переболело” гласностью по-своему. Поскольку мое имя появлялось буквально во всех СМИ, я не был сторонним наблюдателем этого процесса. И к чести татарстанской прессы, да и органов республиканской власти, у нас не было “разборок” между прессой и властью. Этот сложный путь к сегодняшнему, цивилизованному диалогу между властью и обществом, который обеспечивает пресса Татарстана, мы прошли достойно.
– Год назад мы публиковали большую статью о развитии татарского Интернета, и здесь достижения республики оказались потрясающими. В минувшем году республика отметила 100-летие татарской прессы. Что для Вас, как Президента, значат средства массовой информации? Зона новостей? Зона конструктивной или деструктивной критики? Зона взаимного влияния общества и власти?
– Средства массовой информации для меня – это прежде всего источник полезной информации для всех сторон деятельности Президента Татарстана, будь то новости или отклики на жизненные проблемы, экономические, политические статьи или критика в мой адрес. Вы прекрасно знаете, сейчас очень важно владеть информацией, причем оперативной. Мне как никому другому нужно быть в курсе всего происходящего не только в республике, но и в стране и в мире. Бывает и так, что конструктивная критика или аргументированная аналитика в СМИ подсказывают путь решения той или иной жизненно важной проблемы. В то же время СМИ, если так можно выразиться, – место моего общения с татарстанцами. Безусловно, я часто бываю в деревнях, селах, районах, городах нашей республики, везде стараюсь больше общаться с простыми людьми. Да и у себя в резиденции принимаю большое количество людей. Но, тем не менее, через средства массовой информации я могу обратиться ко всем, что-то объяснить, прокомментировать ту или иную ситуацию, внести ясность по той или иной проблеме, потому что, как показывает жизнь, людям, чтобы разобраться, важно знать и мое мнение. Затем вступает в действие, как говорят журналисты, обратная связь, и я вижу реакцию людей на свое выступление на страницах газет или журналов, на сайтах, на экране телевизора или в радиоэфире.
Сегодня информационный рынок нашей республики действительно весьма динамичен и разнообразен. В последнее время в Татарстане активно развиваются электронные СМИ, что обусловлено возрастанием их роли в новых условиях. Сегодня уже никого не удивляет доступность информации, скорость ее распространения, возможность информирования людей в режиме реального времени. В связи с этим мы возлагаем особые задачи на республиканский спутниковый телеканал “Татарстан – Новый век”. Сегодня он доступен во многих городах России, в странах дальнего и ближнего зарубежья. Значительный прирост аудитории ставит перед телеканалом задачу повышения качества программ. Не хотелось бы оставлять в стороне и жизнь татар, проживающих за пределами нашей республики. Помочь в этом, на мой взгляд, должно развитие сети корпунктов. И здесь мы пришли к необходимости использования возможностей представительств Татарстана в регионах России.
Что касается самой республики, освещения жизни людей на местах, нам удалось сохранить районную печать в условиях постепенного перехода на местное самоуправление. Как вы знаете, Татарстан одним из первых принял решение о переходе на новую форму общественных отношений, понимая, что настоящее народовластие, ответственность людей на местах являются основой основ демократического развития страны. В связи с началом действия нового Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления” были проведены организационные мероприятия по переходу районных и городских газет на новую правовую форму деятельности. Тем самым в положительную сторону был решен вопрос о том, быть или не быть местной прессе.
А татарская пресса всегда была в центре нашего внимания. Мы всегда поддерживали и поддерживаем те издания, которые начали выходить еще в начале ХХ века и воспринимаются народом как зримый образ истории татарского народа. Во многом благодаря им сохранились наш язык, культура и национальные традиции. В основном это детские, женские издания, издания по культуре и искусству. Но я должен сказать, что СМИ на татарском языке имеют своего верного читателя, зрителя, слушателя и полностью востребованы татароязычным населением. К примеру, более 10 лет, вплоть до нынешнего года, самый большой тираж среди печатных изданий в республике был у молодежной газеты на татарском языке “Татарстан яшьлэре”. В последнее время появилось много газет на татарском языке, и, представьте себе, каждая набирает определенный тираж и продолжает выходить. Может быть, тому причина – менталитет нашего народа, который во все времена стремится к самовыражению в письменном творчестве. Хотя я, например, сторонник не увеличения количества газет, а улучшения качества и привлекательности уже существующих, пользующихся популярностью изданий.
– Известно, что Татарстан поддерживает татарские СМИ в различных регионах России и за ее пределами. То же можно сказать о связях с диаспорой через Интернет, радио и телевидение. В связи с этим, насколько татарская диаспора влияет на культурные и политические процессы в самом Татарстане и, наоборот, насколько востребована диаспорой информация о процессах, идущих в Вашей республике?
– За последние годы связи с татарами во всем мире укрепились. То, что в наших силах – в вопросах возрождения языка, культуры, традиций, – мы стараемся выполнять. В частности, проводится последовательная работа по обеспечению учебной и художественной литературой наших соотечественников, проживающих за пределами Татарстана. Особое внимание уделяется вопросам привлечения в наши вузы одаренных детей-татар из других регионов страны. Тем не менее, насколько я знаю, даже профессиональное сообщество татарстанских СМИ нуждается в талантливой молодежи, владеющей двумя государственными языками.
Для тех, кто проживает за рубежом, пожалуй, главным источником информации о жизни татар и Татарстана, помимо уже упомянутого телеканала “Татарстан – Новый век”, является Интернет. Сегодня в республике существует ряд ресурсов на русском, татарском и английском языках, а также татарской латинице. Такая языковая палитра делает доступной информацию для самого широкого круга читателей, независимо от страны их проживания. На мой взгляд, связь между нами и нашими соотечественниками, живущими за пределами республики, разносторонняя. Благодаря современным СМИ мы находимся в едином информационном пространстве, и я бы даже не разделял татар на две части. Любая информация о Татарстане и о татарах вне зависимости от места их проживания всегда востребована.
– Читаете ли Вы газеты и журналы или пользуетесь информационной выжимкой, которую готовит аппарат Вашей администрации? Если да, то какие именно СМИ являются для Вас лично источником полезной информации – газеты, журналы, радио, ТВ?
– Газеты я читаю сам. Обычно деловое утро начинается с газет. Журналы тоже стараюсь просмотреть, особенно республиканские. И, конечно, никогда не обхожу вниманием газеты и журналы на татарском языке. Несколько раз в течение рабочего дня пресс-служба предоставляет мне “горячие” новости с лент информационных агентств республики, страны и мира. В первую очередь читаю новости “Интерфакса”. Радио иногда слушаю в машине. Вечером смотрю новостные выпуски федеральных и республиканских телеканалов. Интересуюсь документальной тележурналистикой, иногда удается посмотреть документальные фильмы. Больше всех смотрю телеканал “Татарстан – Новый век”, есть свои любимые передачи. В выходные, бросив все дела, любим смотреть татарские спектакли всей семьей. Когда хочется отойти от суеты, смотрю федеральный канал “Культура”. Это – для души, он подобен оазису посреди пустыни.
– В стране, победившей фашизм, слишком долго старались не замечать тенденций в развитии агрессивного национализма, постепенно перешедшего не просто в нацизм, но в нацизм действующий, оболванивающий оказавшуюся невостребованной молодежь, в нацизм, которому уже мало маршировать, а хочется избивать, резать, расстреливать тех, кто не похож на членов их стай. Есть ли такие проявления в многонациональном Татарстане? И как Вы относитесь к самой проблеме? Может, мы преувеличиваем ее значение?
– Нет, не преувеличиваем, скорее всего, недооцениваем значение этой проблемы, потому что для многонациональной и многоконфессиональной России нет более страшной и разрушительной по своим последствиям силы, чем проявления ксенофобии, экстремизма и шовинизма. Я считаю, что эти вопросы должны выйти на первый план во внутренней политике государства, и мы должны предпринять решительные меры против проявлений подобного рода, потому что люди очень внимательно следят за реакцией властей и правоохранительных органов на каждый случай, когда человек подвергается нападению только из-за своей национальности. Иногда официальные ведомства неадекватно оценивают подобные проявления экстремизма, и граждане видят, что все это как бы сходит с рук тем, кто устраивает такие акции, и это вызывает обоснованные претензии к власти, и со временем в душах людей поселяются сумятица и обеспокоенность.
Если помните, лет пять назад первые выходки скинхедов квалифицировались представителями правоохранительных органов как “хулиганские выходки подростков”, в то время как эти негативные проявления с самого начала должны были стать предметом, заслуживающим самого серьезного анализа. Действительно, как в стране, победившей фашизм ценой неимоверных жертв, в стране, где всегда дорожили и всемерно укрепляли межнациональное согласие, может появиться такое? Скинхеды фактически действовали безнаказанно, в конечном итоге это и привело к усилению ксенофобии и проявлениям крайнего национализма и шовинизма в стране.
Одна из причин еще и в том, что идеология крайнего национализма вместо отпора получила фактически поддержку со стороны отдельных российских политиков, которые нашли ее привлекательной. Я уверен в том, что в российском обществе достаточно здоровых сил, которые могли бы поставить заслон национализму, ксенофобии и шовинизму. Мы в Татарстане, например, очень дорожим сложившимся межнациональным и межконфессиональным согласием и дружбой. Поэтому особо остро чувствуем опасность проявлений любого национализма и делаем все, чтобы сохранить мир, согласие и спокойствие, так как очень боимся того, что любой случай национальной или религиозной нетерпимости может нанести ущерб всему этому. У нас, к счастью, скинхедов нет, по крайней мере, открыто действующих.
На мой взгляд, в подобных вопросах нет и не может быть мелочей. Вот, например, “безобидный” факт – начало преподавания в школах отдельных регионов основ православия. СМИ это преподносят как положительный пример. В Татарстане же нам в этой связи задают вопрос: “Это что, политика государства? И если это так, то почему на сей счет нет четкого разъяснения, и почему речь идет исключительно о православии, а не обо всех традиционных наряду с православием российских религиях – мусульманской, иудейской, буддистской?” Со всех точек зрения было бы разумным ввести наряду с основами православия и преподавание основ мусульманской, иудейской и других религий, чтобы не вызывать неудовлетворение представителей этих религий. Россия – высокообразованная страна, и наши люди внимательно следят за всеми происходящими процессами в социальной, гуманитарной и не в последнюю очередь в национальной сферах. Проблемы межнационального и межконфессионального характера с каждым годом становятся все более и более актуальными. И не только в России. И это не зависит от экономического благополучия страны. Я публично говорю об этом уже много лет. Мою правоту подтверждает сама жизнь. Не успели утихнуть раздоры на национальной почве во Франции, вспыхнул мировой скандал в связи с карикатурами против пророка Мухаммеда. Поэтому в нашей стране должна быть национальная политика, защищающая интересы каждой национальности, и полномочные структуры, занимающиеся реализацией этой политики.
– Минтимер Шарипович, Вы – лауреат премии Союза журналистов России “За открытость в общении с прессой” и лауреат национальной премии в области развития связей с общественностью “Серебряный лучник”, учрежденной Союзом журналистов, Торгово-промышленной палатой РФ и Российской ассоциацией по связям с общественностью. Что для Вас значит высокая оценка журналистского сообщества?
– Когда мне вручали премию “Серебряный лучник”, я назвал ее премией Президенту Шаймиеву за победу над самим собой. Я уже упомянул, что с первых лет больших перемен в обществе мы с журналистами шли и сейчас идем рядом, в одном направлении – к демократическому обществу. Я им благодарен за это. И горжусь тем, что в те непростые годы смог перебороть в себе желание вмешиваться в работу журналистов. Я уважаю журналистский труд. Для меня в беседе с журналистами нет запретных тем, я отвечаю на любые вопросы. Многие федеральные и республиканские СМИ часто обращаются ко мне с просьбой о комментарии того или иного события в жизни страны, республики, и я стараюсь удовлетворить их просьбы. В последнее время в мире возрос интерес к Татарстану, и, естественно, известные в мире информационные агентства и телекомпании отправляют в Казань своих корреспондентов. Так что я не обделен вниманием со стороны журналистов. Проблема только во времени – его, к сожалению, не всегда хватает. Я думаю, что ваш журнал читает большинство, выражаясь по-вашему, “пишущей и снимающей братии”, поэтому хочу воспользоваться случаем и поблагодарить всех журналистов, которые когда-либо беседовали со мной. Каждое ваше обращение я оцениваю как внимание к Татарстану и его многонациональному народу.
– Что бы Вы хотели сказать журналистскому корпусу России? Что, на Ваш взгляд, самое важное в нашем деле? Хотели бы призвать журналистов к какой-то главной, по-Вашему, цели?
– Журналистам дана исключительная сила воздействия на сознание людей посредством слова, которое, как известно, может и лечить, и калечить. На мой взгляд, самое важное для журналиста – чувство ответственности за свое слово. Не преуменьшайте свою роль – она очень и очень значима.
– Спасибо за то, что нашли время ответить на наши вопросы. Мы желаем Вам здоровья и счастья, а народу Республики Татарстан – оптимизма и процветания.
“Журналист”, №6,
июнь, 2006 год.