Как идет земельная реформа?

На этот вопрос постарались ответить участники состоявшегося в среду в Государственном Совете расширенного заседания Комитета по экологии, природным ресурсам и землепользованию.

Автор статьи: Гульнар ЗАЛЯЛОВА

На этот вопрос постарались ответить участники состоявшегося в среду в Государственном Совете расширенного заседания Комитета по экологии, природным ресурсам и землепользованию.


В разговоре приняли участие Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин, его заместитель Александр Гусев, секретарь Госсовета Валентина Липужина, вице-премьер – министр сельского хозяйства и продовольствия Марат Ахметов, министр земельных и имущественных отношений Валерий Васильев, депутаты, представители министерств и ведомств и федеральных территориальных органов, руководители муниципальных районов.


Фарид Мухаметшин отметил, что земельная реформа – одна из самых актуальных и непростых. Решения, которые будут приняты в результате обсуждения этой насущной проблемы, должны дойти до исполнителей, а их реализацию нужно взять под четкий контроль. “Выполнение земельного законодательства должно идти в унисон задачам, поставленным федеральным и республиканским руководством в рамках реализации национальных проектов”, – подчеркнул Фарид Мухаметшин.


Председатель Комитета по экологии, природным ресурсам и землепользованию Ринат Абдуллин констатировал: работа над совершенствованием земельного законодательства не останавливается. Но пока сняты первые пласты. Теперь надо идти вглубь, обозначив новые приоритеты.


Министр земельных и имущественных отношений Валерий Васильев отметил, что подготовлены новая редакция Земельного кодекса РТ, проект указа Президента “О совершенствовании деятельности органов государственной власти в области земельных отношений”, проекты постановлений Кабинета Министров РТ о мерах по совершенствованию деятельности органов государственной власти в области земельных отношений, об утверждении порядка формирования земельных участков, образуемых в счет невостребованных земельных долей.


“Для упрощения и ускорения оформления правоустанавливающих документов на земли сельскохозяйственного назначения разработаны разъяснения по вопросу регистрации прав на земельные участки личных подсобных хозяйств, находящихся в пользовании сельских граждан, – сообщил министр. – Во всех хозяйствах республики проведены общие собрания граждан-дольщиков по наиболее острым вопросам, тормозящим дальнейший оборот сельхозземель, в том числе по проведению межевания общедолевых земель с дальнейшим заключением договоров аренды, определению земельных массивов для первоочередного выдела долей в натуре, завершению инвентаризации списка дольщиков, выявлению бесхозных и невостребованных земель”.


По информации министерства, в республике на сегодняшний день отмежевано около 70 процентов земель сельскохозяйственного назначения, в том числе государственных – 1198,2 тыс. га (57,8%), долевых -1900,4 тыс.га (74,4%), из них поставлено на кадастровый учет – 1850,9 тыс.га (40%), прошло регистрацию около 17 процентов государственных земель и 8 процентов – долевых. Однако в некоторых районах вообще не приступали к этой процедуре. Более половины собственников (владельцев) земельных участков не имеет оформленных надлежащим образом правоустанавливающих документов на земельные участки, что будет препятствовать сбору земельного налога в полном объеме.


Основными задачами министерства на нынешний год в сфере земельных отношений Валерий Васильев назвал учет и ведение реестра государственных земель, завершение межевания, кадастрового учета, оформление и регистрацию прав на земельные участки сельхозназначения, формирование государственного фонда перераспределения земель за счет невостребованных земельных долей, совершенствование механизма оформления отводов земельных участков для граждан и юридических лиц путем привлечения специализированных организаций-операторов.


Заместитель руководителя Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РТ Олег Аввакумов рассказал о ходе межевания земель сельскохозяйственного назначения. По его словам, на 20 февраля различными землеустроительными организациями проведено межевание 1 млн. 180 тыс. гектаров земель государственной собственности и свыше 1 млн. 900 тыс. гектаров земель общедолевой собственности, что составляет 72 процента от их общей площади. В целом кадастровый учет прошли 45 процентов земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, 48 процентов земель общедолевой собственности. “Итогом завершения межевания земель сельхозназначения должен быть полный баланс земельного фонда в границах каждого сельского и городского поселения. Это обеспечит объективность кадастровых сведений”, – подчеркнул Олег Аввакумов.


Депутат, генеральный директор “Татнефтепродукта” Рустам Сабиров задал докладчику вопрос о причинах большой разницы между кадастровой и рыночной стоимостью земельных участков. “К примеру, кадастровая стоимость земельного участка под одной нефтебазой составляет более 2 млрд. рублей. Я бы за такую цену эту землю вместе с нефтебазой продал! Такая стоимость в десятки раз превышает рыночную цену на этот участок. Исходя из чего она назначается? В результате ставки земельного налога на предприятия выросли в несколько раз!” – заявил депутат.


С его мнением согласился и министр Валерий Васильев. Он предложил руководству Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РТ пересмотреть методику определения кадастровой стоимости земельных участков, чтобы оценивать земли более объективно.


Депутат Илсур Сафиуллин предложил отразить эту проблему в постановлении комитета и создать для изучения вопроса рабочую комиссию. Поддержал эти предложения и глава парламента. “Понятно, что муниципальные образования, учитывая слабую налоговую базу, пытаются сделать ее более солидной, оценив землю как можно выше, – сказал он. – Цель понятна: больше кадастровая стоимость – больше размер налога на эту землю, – отметил Фарид Мухаметшин. – Но есть и обратная сторона медали – тем самым муниципальные образования сами себя подкашивают, подставляя своих товаропроизводителей и потенциальных инвесторов, которые задумаются, стоит ли вкладывать в эту землю средства? Думаю, здесь нужен разумный рыночный баланс, чтобы этот механизм и казну муниципального образования пополнял и в то же время не стал тяжелым бременем для тех, кто работает на земле”.


О вопросах собираемости земельного налога участников заседания проинформировала заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по РТ Екатерина Максимова. В частности, она указала на отсутствие кадастровой стоимости земельных участков в ряде районов и городов, что не позволяет определить ставки земельного налога на данные участки.


Член комитета Хафиз Миргалимов рассказал о своей поездке в Тукаевский, Черемшанский, Нурлатский и Альметьевский районы с целью ознакомиться с ходом земельной реформы. По его словам, население в селах мало что знает о своих правах в использовании земельных паев. Люди не имеют представления, где и как оформлять в собственность земельные участки. Остро стоит проблема реализации права на наследование земельных долей. Есть люди, которые из-за отсутствия денег на оформление долей в собственность отказываются от них. Так, в Тукаевском районе от земельных паев отказались 282 человека. “Там за оформление земли платят из расчета 100 рублей за гектар. Вот и не хотят или не могут люди платить 400-500 рублей за паи в 4-5 гектаров”, – сказал Хафиз Миргалимов. “Цены за оформление земельных паев разнятся от 30 до 150 рублей за гектар. Люди пока не верят, что смогут распоряжаться своей землей в полной мере, что это “не воздушные ваучеры Чубайса”, поэтому нам необходимо продолжить разъяснительную работу на местах”, – подытожил депутат.


Заместитель Премьер-министра – министр сельского хозяйства и продовольствия Марат Ахметов доложил о выполнении плана первоочередных мероприятий по упорядочению оборота земель, в том числе сельскохозяйственного назначения, утвержденного Кабинетом Министров в апреле прошлого года. В качестве положительного примера он привел упрощение процедуры оформления земельных долей в собственность путем сокращения списка документов, необходимых для представления в регистрационные органы. “Кроме того, в настоящее время, чтобы люди почувствовали себя хозяевами своей земли, мы заставляем сельхозформирования заключать с пайщиками так называемые рабочие договора. Они, конечно, нотариально не регистрируются, но в них указывается арендная плата пайщику. Такие договора заключены уже в 80 процентах сельхозпредприятий”.


Отстающими в регистрации земель сельскохозяйственного назначения Марат Ахметов назвал Азнакаевский, Атнинский, Мензелинский и Чистопольский районы.


Подводя черту под состоявшимся разговором, Фарид Мухаметшин отметил, что разъяснительная работа среди населения о важности, механизмах и путях проведения реформы проводится слабо. “Никто ее за нас не сделает, а вопросов у населения остается много. По большому счету эту задачу мы еще не выполнили”, – сказал он. По мнению главы парламента, в процессе реформы необходимо пересмотреть и упорядочить взаимоотношения между регистрационными учреждениями – федеральным агентством, бюро технической инвентаризации, Регистрационной палатой.


По итогам заседания комитетом по экологии, природным ресурсам и землепользованию принято постановление, в котором отражены конкретные задачи отдельных министерств и ведомств в сфере земельных отношений.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще