Четвертый раз за 25-летнюю историю “Дакара” команда “КамАЗ-мастер” поднялась на высшую ступень пьедестала почета. И трижды это сделал знаменитый экипаж в составе пилота Владимира Чагина, штурмана и руководителя команды Семена Якубова, механика Сергея Савостина. Менее 62 часов потребовалось им, чтобы первыми из 49 экипажей, стартовавших в классе грузовиков в Марселе, преодолеть 5216 километров зачетных скоростных участков на трассе супермарафона протяженностью свыше 8,5 тысячи километров. Бразильско-чешский экипаж Андре де Азеведо на автомобиле “Татра” отстал на 1 час 2 минуты и 1 секунду. Третье место занял челнинский экипаж Фирдауса Кабирова.
В аэропорту “Бегишево” в понедельник вечером камазовских спортсменов встречали как космонавтов. К трапу самолета Ту-154, чартерным рейсом доставившего их с Синайского полуострова, была проложена красная ковровая дорожка. На другом ее конце, кроме журналистов, и родственников, полукругом встали руководители города, Камского автозавода. Генеральный директор компании Сергей Когогин специально летал в курортный городок Шарм-эль-Шейх, где финишировало ралли, чтобы обнять ребят, когда они испытывали первую, самую сильную радость от победы. И назад вернулся вместе с командой.
Традиционный чак-чак, цветы, духовой оркестр, выступления артистов на летном поле, конечно, не могли не растрогать героев “Дакара”. Однако долго находиться на январском ветру даже в оттепель – удовольствие ниже среднего. И основная часть торжественной церемонии прошла в зале ожидания аэровокзала.
– Перед нами чемпионы мира, – взял бразды правления в свои руки первый заместитель генерального директора КамАЗа Павел Полторыхин. – Это значит, что в мире нет гонщиков, способных искуснее, чем они, преодолевать бездорожье. Это значит, что нет лучше конструкторов, чем те, что создали такую машину, как “КамАЗ-4911”.
За камазовских автогонщиков переживали не только их коллеги по работе, болельщики и спортивная общественность города, но и вся республика, страна. П.Полторыхин огласил текст приветственной телеграммы команде от Президента РТ Минтимера Шаймиева.
Затем команду и всех автозаводцев, причастных к победе в супермарафоне по пескам северной Африки, тепло поздравил глава города Рашит Хамадеев. Выступавшие руководители автогиганта вспоминали о сомнениях, предшествовавших принятию полгода назад решения об освоении серийного выпуска спортивных большегрузов, что только и могло дать пропуск команде на “Дакар”. Риск себя оправдал. Хотя, как признался Сергей Когогин, напутствуя перед отъездом во Францию дружину С.Якубова, он не выдвигал сложных задач. Любой результат гонки по причине сверхсжатых сроков подготовки к ней считался бы удовлетворительным. Однако достижение команды превзошло все ожидания. Она не просто победила, она победила красиво!
Семен Якубов, получив слово, не стал подробно вспоминать о перипетиях борьбы на трассе. Во-первых, телевидение, радио, печатные издания достаточно подробно освещали гонку. А во-вторых, скрупулезный “разбор полетов”, вероятно, еще впереди. Он лишь заметил, что теперь, когда “КамАЗ-4911” выпускается серийно и, таким образом, выполнены все требования Международной федерации автоспорта, за будущее команды можно не беспокоиться.
Все же, улучив момент после окончания официальной части встречи, я поинтересовался у “командора автопробега”: “Был ли финишный спурт Фирдауса Кабирова элементом турнирной стратегии, или это проявление эмоций, которые спортсменам трудно сдерживать в ходе борьбы такого накала?”
– Ни в коем случае, – опроверг мое предположение Семен Якубов. – Это был тактический ход. Перед финишем гонка вроде бы приобрела размеренный ритм. И для того же Иоханнеса де Роя как бы потеряла интригу. В одном из интервью он даже расставил соперников по ранжиру: кто какое место займет, определив себе третье. Рывок Фирдауса Кабирова оказался настолько неожиданным для голландца, что тот утратил психологическое равновесие. Пытался даже в свою очередь атаковать, но тщетно. Фирдаус был неудержим.
Фото М.Медведева.