Введение
В соответствии с Конституцией Республики Татарстан и Законом Республики Татарстан “Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан” Государственный Совет Республики Татарстан на своем заседании 23 июня 2005 года избрал заслуженного юриста Республики Татарстан и Российской Федерации, кандидата юридических наук Рашита Гаязовича Вагизова на новый пятилетний срок.
Деятельность Уполномоченного в 2005 году получила дальнейшее развитие в рамках полномочий, предусмотренных Законом Республики Татарстан “Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан”, а именно:
– рассмотрение индивидуальных и коллективных жалоб граждан;
– принятие мер по фактам нарушения прав и свобод граждан, в том числе подготовка и направление соответствующим должностным лицам специальных докладов и заключений о нарушениях прав и свобод человека;
– участие в законотворческой деятельности;
– правовое просвещение граждан;
– содействие международному сотрудничеству в области прав человека;
– организация работы общественных приемных и общественных помощников Уполномоченного.
Ежегодный доклад составлен на основе изучения и анализа информации о состоянии прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан, обобщения результатов рассмотрения поступивших Уполномоченному коллективных и индивидуальных жалоб граждан, сведений, полученных Уполномоченным и сотрудниками его аппарата в ходе выездных приемов граждан, посещения органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений исполнения наказаний, образования, здравоохранения и социальной защиты.
При подготовке доклада использованы официальные данные органов государственной власти и управления, информация общественных помощников Уполномоченного, статистические данные, аналитические материалы неправительственных правозащитных организаций, научных и других учреждений, сообщения средств массовой информации, а также материалы конференций, семинаров, “круглых столов”, проведенных Уполномоченным или при его участии.
В настоящем докладе также содержится анализ наиболее распространенных нарушений прав человека в республике за 2005 год, приведены их характерные примеры, а также рассмотрены вопросы эффективности предыдущих ежегодных докладов, специальных докладов и заключений Уполномоченного.
Уполномоченный выражает признательность всем, кто направил в его адрес информацию и тем самым внес посильный вклад в подготовку настоящего доклада. Главная его цель – направить усилия законодательной и исполнительной власти, широкой общественности на реализацию прав человека в Республике Татарстан, а также содействовать принятию мер по устранению выявленных нарушений, обеспечению и усилению защиты прав и свобод человека и гражданина.
Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан направляется Президенту Республики Татарстан, Государственному Совету Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан, Конституционному суду Республики Татарстан, Верховному суду Республики Татарстан, Арбитражному суду Республики Татарстан, Прокурору Республики Татарстан и подлежит обязательному официальному опубликованию в газетах “Республика Татарстан” и “Ватаным Татарстан”.
Глава 1. Содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина
Соблюдение права граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления
К Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан в 2005 г. обратились 2313 человек. Поступило 446 письменных жалоб. По телефону гражданам были даны 768 разъяснений о средствах, которые они вправе использовать для защиты своих прав и свобод. Уполномоченным и сотрудниками его аппарата были приняты 1099 человек. Рост числа заявителей по сравнению с 2004 г. составил 11,3 %, что свидетельствует о повышении правовой информированности и активности граждан.
Приняты к рассмотрению или переданы в компетентные государственные органы для разрешения по существу 269 жалоб. Из них 48 (17,8%) разрешены положительно. По остальным жалобам заявителям даны разъяснения правового характера.
Около половины граждан, права которых были восстановлены, являются жителями г. Казани.
Анализ жалоб, проведенный с использованием специально разработанной компьютерной программы, показывает, что граждане обращались по вопросам нарушения:
личных прав – 198;
политических – 3;
экономических – 58;
социальных – 186;
культурных – 1.
Большая часть жалоб свидетельствовала о нарушениях конституционных прав на судебную защиту (27,5%), достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность (20,1%), социальное обеспечение (18,3%), а также жилищных (10,25%) прав.
Заявители, обратившиеся к Уполномоченному, в основном относятся к следующим социальным категориям:
– осужденные – 30,2 %;
– инвалиды, в том числе ВОВ и боевых действий – 14,7 %;
– ветераны труда – 12,6 %;
– пенсионеры – 7,8 %.
В 2005 г. Уполномоченным составлено 7 заключений, содержащих рекомендации о принятии необходимых мер восстановления нарушенных прав и свобод:
о грубых нарушениях жилищных и иных конституционных прав граждан, проживающих в общежитии в доме № 8 по ул. Димитрова г. Казани, департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Казани;
о нарушении жилищных прав граждан, проживающих в доме № 14 по ул. Восстания г. Казани;
о нарушении жилищных прав граждан, проживающих в доме № 2 по ул. Школьной г. Тетюши, администрацией Тетюшского района;
о нарушении администрацией Казанского татарского государственного театра юного зрителя трудовых прав гр. Г.;
о соблюдении прав воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
На все заключения были получены мотивированные ответы.
Заключения “О нарушении МВД РТ права на пенсионное обеспечение гр. М.” и “О незаконных действиях сотрудников инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Кировскому району г. Казани” были удовлетворены частично, поэтому заявители были вынуждены обращаться в суды общей юрисдикции и арбитражный суд. Суды первой инстанции приняли решения в пользу заявителей, кассационная инстанция оставила решения без изменения.
Уполномоченным проведены проверки Раифского специального профессионального училища, Республиканской специальной общеобразовательной школы, Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при МВД РТ, Пестречинской специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида. Совместно с Государственной инспекцией труда в РТ Уполномоченным проведена проверка Казанского ТГТЮЗа.
Уполномоченный в составе рабочей группы, в которую входили депутаты Государственного Совета РТ, сотрудники аппарата Госсовета РТ, Министерства внутренних дел РТ и Министерства юстиции РТ, принял участие в проверке соблюдения и исполнения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в г. Набережные Челны, Елабужском районе и г. Елабуге, Мензелинском, Сармановском и Тукаевском районах.
Проверка показала, что, несмотря на принимаемые органами государственного управления меры, работа с обращениями граждан по-прежнему носит формальный характер. Учет и регистрация обращений граждан, как правило, не выделены в отдельное делопроизводство. Так, в отделе Минземимущества РТ по Мензелинскому району журнал по обращениям граждан не ведется, результаты рассмотрения обращений нигде не отражаются. Аналогичная ситуация сложилась в отделах Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ вышеуказанных районов. В администрации Тукаевского района отсутствуют как карточный, так и компьютерный учет обращений граждан. Подобная практика не позволяет в полной мере отслеживать динамику обращений граждан и осуществлять действенный контроль за соблюдением сроков их рассмотрения и принятыми мерами. Анализ и обобщение обращений граждан не ведутся. Состояние работы с обращениями граждан в Тукаевском районе последний раз рассматривалось на сессии райсовета в декабре 2003 г. Не был включен данный вопрос и в план работы аппарата администрации района.
Между тем законом закреплена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц анализировать и обобщать вопросы, содержащиеся в обращениях граждан с целью своевременного выявления и устранения причин и условий, порождающих нарушения их прав, свобод и законных интересов.
Уполномоченный полагает, что с целью соблюдения и обеспечения конституционного права каждого на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления Кабинету Министров РТ необходимо разработать типовую инструкцию о порядке рассмотрения обращений граждан и ведения делопроизводства по ним в органах государственной власти и местного самоуправления в РТ, а также единую для всех органов компьютерную программу по учету и анализу обращений граждан. Главам органов местного самоуправления во вновь созданных муниципальных образованиях необходимо предусмотреть возможность обучения и стажировки работников, ответственных за рассмотрение обращений граждан.
Постоянный контроль за неукоснительным исполнением Закона Республики Татарстан “О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан” должен стать одним из важнейших направлений деятельности руководителей как органов государственной власти, так и вновь сформированных органов местного самоуправления.
Деятельность общественных помощников
В Послании Государственному Совету РТ “Приоритеты политической жизни” Президент Республики Татарстан указал на необходимость активизации взаимодействия с институтами гражданского общества. Выполнению этой важной общественной миссии должны содействовать общественные помощники Уполномоченного.
В 2005 году деятельность Уполномоченного по организации работы общественных приемных и общественных помощников в городах и районах республики получила свое дальнейшее развитие. С целью оказания содействия Уполномоченному в осуществлении его полномочий открыты две общественные приемные в г. Набережные Челны и по одной – в городах Альметьевске и Зеленодольске.
Основными задачами общественных помощников Уполномоченного являются разрешение обращений граждан, их правовое просвещение, проведение мониторинга прав человека. Их работа должна способствовать повышению правовой культуры населения, в том числе должностных лиц, предупреждению нарушений прав. В то же время эффективность их функционирования напрямую зависит от поддержки со стороны органов местного самоуправления.
Благодаря общественным помощникам активизируется механизм обратной связи между Уполномоченным и населением республики, а их ежеквартальные письменные отчеты Уполномоченному позволяют не только анализировать проделанную ими работу, но и получать информацию о ситуации с правами человека в конкретном регионе республики.
В 2005 г. к общественным помощникам обратились 573 человека. Практика показала, что в приемные обращаются не только жители указанных городов, но и близлежащих районов. Анализ обращений показывает, что большинство из них связано с нарушением трудовых, жилищных и социальных прав, а также с бездействием правоохранительных органов и принятыми ими процессуальными решениями.
По инициативе общественных помощников органами прокуратуры отменялись постановления органов внутренних дел об отказе в возбуждении уголовных дел, незаконные приказы об увольнении с работы и отчислении из учебных заведений, восстанавливались жилищные права граждан.
Одним из приоритетов деятельности общественных помощников Уполномоченного является информационно-просветительская и разъяснительная работа среди широких слоев населения о компетенции Уполномоченного, о порядке обращения в государственные органы и органы местного самоуправления по вопросам обеспечения, соблюдения и защиты прав и свобод, обжалования действий должностных лиц, а также ознакомление с законодательством о правах человека. Кроме того, общественные помощники принимают участие в организации и проведении семинаров, касающихся проблем детей, женщин и пожилых людей.
В целях приближения к населению в деятельности общественных помощников появились такие новые формы работы, как встречи с гражданами в органах местного самоуправления и на предприятиях. Планируется проведение подобных встреч в учебных заведениях. Также будут проводиться совместные с различными органами проверки по актуальным проблемам в сфере прав и свобод человека.
В 2006 г. Уполномоченный намерен открыть общественные приемные в других городах и районах республики и надеется на поддержку в этом вопросе со стороны органов местного самоуправления. Помощники Уполномоченного берут на себя часть забот местной власти и делают порой рутинную, но важную для социального здоровья общества работу.
По мнению Уполномоченного, институт его общественных помощников должен стать важнейшим звеном в системе организации эффективного исполнения принимаемых решений в сфере прав человека, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением, улучшения информированности руководителей о положении дел на местах. Уполномоченный рассчитывает на тесное сотрудничество института общественных помощников с муниципальными органами в интересах соблюдения и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Необходимо, чтобы помощники оказывали содействие руководству администраций городов и районов республики в организации приема граждан по личным вопросам, проверках жалоб и оказании людям практической помощи, имели возможность участвовать в заседаниях выборных органов местного самоуправления.
Уполномоченный полагает, что органы местного самоуправления в соответствии с Положением об общественных приемных и общественных помощниках Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, утвержденным постановлением Государственного Совета РТ от 20.11.2003 г. № 2376, окажут содействие помощникам и общественным приемным Уполномоченного в обеспечении помещениями, средствами связи и коммуникации, а также в материально-техническом, информационном и ином обслуживании.
Соблюдение жилищных прав
Реформа ЖКХ, сопровождающаяся значительным ростом платы за жилищно-коммунальные услуги без улучшения их качества, наносит удар не только по бедным, но и по медленно возрождающемуся среднему классу, которому субсидии не положены.
Татарстан не является исключением, о чем свидетельствуют следующее.
По данным отделения Пенсионного фонда РФ по РТ, размер средней месячной пенсии по Татарстану составляет 2410 рублей, величина прожиточного минимума на душу населения в 3-м квартале 2005 года составляет для трудоспособного населения 2724 рубля; пенсионеров – 1784; детей – 2447 рублей. Стоимость же жилищно-коммунальных услуг на конец 2005 года по сравнению с декабрем 2004 года возросла более чем в полтора раза. На 1 октября 2005 года адресные жилищно-коммунальные субсидии были предоставлены 285697 семьям с низкими доходами, что составляет 21,9% от общего числа семей в республике. Следует отметить, что число семей, получающих эти субсидии, сократилось почти на 100 тысяч по сравнению с аналогичным периодом прошлого года -375,8 тысячи. Однако это произошло не в результате улучшения материального положения наших граждан, а вследствие повышения установленной максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 16% в 2004 г. до 22% в 2005 году. Таким образом, нет оснований делать вывод о том, что положение социальноуязвимых групп населения значительно улучшилось. Вряд ли положение улучшится и в 2006 году, поскольку рост тарифов на услуги ЖКХ по городу Казани составит 20%. И это при том, что в 2005 году население республики оплачивало жилищно-коммунальные услуги в размере 100%.
Одним из наболевших вопросов в сфере ЖКХ является ремонт жилых помещений. По данным на 2005 год около 15 млн. кв. метров государственного жилищного фонда Татарстана нуждается в неотложном капитальном ремонте. Общий объем недоремонта государственного жилищного фонда составляет 6 млрд. 534 млн. рублей, а с учетом инфляции и удорожания материалов около 10 млрд. рублей, если же принять во внимание жилые помещения других форм собственности, сумма будет значительно больше. Несмотря на это, капитальный ремонт в большинстве случаев проводится некачественно, что не способствует восстановлению и сохранности жилищного фонда. Государственной жилищной инспекцией РТ в 2004 году выборочно было проверено 373 дома, некачественно проведенный ремонт выявили в 112 домах (в Казани 37 и 20 соответственно).
Вследствие этого наиболее острыми в жилищной сфере остаются вопросы получения жилья, предоставления и оплаты жилищно-коммунальных услуг, в том числе на проведение не только капитального, но и текущего и аварийного ремонта.
Так, в адрес Уполномоченного поступило коллективное обращение жильцов общежития, находящегося в д. № 8 по ул. Димитрова г. Казани. Из обращения и копий приложенных документов усматривалось, что данное общежитие было введено в эксплуатацию в 1955 году и за время его существования в нем ни разу не проводился не только капитальный, но и вообще какой-либо ремонт. В результате здание пришло в аварийное состояние с возможностью обрушения конструкций, возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний и представляло реальную угрозу жизни и здоровью людей. Многочисленные обращения в различные органы результатов не дали, постановления и предписания контролирующих и надзорных органов об устранении выявленных нарушений не выполнялись. В адрес главы администрации г. Казани Уполномоченным было направлено заключение “О грубых нарушениях жилищных и иных конституционных прав граждан, проживающих в общежитии в доме № 8 по ул. Димитрова г. Казани, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Казани”, в котором ставился вопрос о незамедлительном проведении капитального ремонта с целью восстановления нарушаемых прав жильцов. Как следует из ответа заместителя главы администрации г. Казани, проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта подготовлена, по состоянию на 11.11.2005 г. начаты работы по замене перегородок и перекрытий в местах общего пользования. В 2006 году будет проведена замена внутренних систем водоснабжения, канализирования, теплоснабжения, электроснабжения, а также ремонт кровельного покрытия и подъездов.
В адрес главы администрации г. Казани Уполномоченным было направлено также заключение “О нарушении жилищных прав граждан, проживающих в доме № 14 по ул. Восстания г. Казани”. Как следует из коллективного обращения и приложенных копий документов, в доме длительное время (с 2001 года) не устраняется аварийная ситуация, которая сложилась после затопления подвала из-за неисправности систем канализации и водоснабжения, в доме существует наличие оголенных проводов и неудовлетворительное состояние электрощитков, в результате чего бывают короткие замыкания электропроводки; не проводится текущий ремонт. Уполномоченным рекомендовано принять необходимые меры к восстановлению нарушаемых жилищных прав граждан и провести ремонт в соответствии с нормами действующего законодательства.
Имеются нарушения жилищных прав граждан, связанные со сделками с недвижимостью. С жалобой на нарушение конституционного права на жилье к Уполномоченному обратилась гр. Е. Как следовало из жалобы, гр. Е. с целью приобретения квартиры обратилась к риэлтеру, передав ему 9000 рублей. Последний свои обязательства не выполнил, деньги не вернул. Обращение гр. Е. в районную прокуратуру положительного результата не дало. После ходатайства Уполномоченного в прокуратуру Республики Татарстан, постановление районной прокуратуры об отказе в возбуждении уголовного дела было признано незаконным и необоснованным и отменено.
К Уполномоченному из г. Чистополя поступила жалоба гр. А. на нарушение жилищных прав ее семьи. Гр. А. с семьей из 6-ти человек длительное время проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. По ходатайству Уполномоченного квартира гр. А. администрацией была включена в городскую Программу ликвидации жилья, непригодного для проживания.
В течение полутора лет не решалась проблема теплоснабжения квартиры гр. Ш., проживающей в пос. Карабаш Бугульминского района. После обращения Уполномоченного в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан были приняты меры по улучшению теплоснабжения в жилых домах пос. Карабаш, а гр. Ш. по данному виду услуг был произведен перерасчет.
К Уполномоченному поступила жалоба гр. X. на нарушение жилищных прав, выразившееся в неудовлетворительном снабжении горячей водой и необоснованности начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги. Для разрешения по существу жалоба была направлена в Государственную жилищную инспекцию РТ. В результате жильцам за время неоказания услуг балансодержателем ГУП “Общежитие” г. Набережные Челны был произведен перерасчет.
Вступивший в силу с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации грозит достаточному количеству малоимущих граждан потерей права на нормальное жилье, а всем остальным – возможностью ущемления их конституционных прав в жилищной сфере, которое может наступить по не зависящим от людей причинам. Уполномоченному начали поступать первые жалобы, связанные с реализацией норм кодекса.
Уполномоченному поступила коллективная жалоба жильцов дома № 2 по ул. Школьной г.Тетюши на нарушение их жилищных прав при предоставлении жилых помещений. Как следует из жалобы и приложенных копий документов, данный дом ранее относился к маневренному жилому фонду, в котором длительное время проживали беженцы и вынужденные переселенцы. В 2004 году постановлением главы администрации Тетюшского района и распоряжением отдела земельных и имущественных отношений Тетюшского района РТ данный дом был передан в оперативное управление районного отдела образования для открытия в нем кадетской школы-интерната без предварительного обеспечения проживающих в нем другими жилыми помещениями. Из жалобы усматривалось, что при выселении жильцов администрация руководствовалась нормами ЖК РФ, регулирующими выселение из жилых помещений специализированного фонда, которые относятся к служебным жилым помещениям и общежитиям, ввиду смены собственника. При этом некоторым жильцам предлагали переселиться в ветхое жилье. Главе администрации Тетюшского района РТ было направлено заключение “О нарушении жилищных прав граждан, проживающих в доме № 2 по ул. Школьной г.Тетюши, администрацией Тетюшского района Республики Татарстан”, в котором указывалось, что фактически произошла не смена собственника дома, а перевод жилого помещения в нежилое и правовой режим проживания в жилых помещениях маневренного фонда отличается от проживания в служебных помещениях или общежитиях. В заключении Уполномоченным ставился вопрос о выделении жильцам дома жилых помещений в соответствии с требованиями жилищного законодательства, то есть по договору социального найма.
Следует отметить, что до сих пор не принят ряд законов и подзаконных актов, необходимых для реализации положений ЖК РФ, в том числе о социальных стандартах и социальных нормах.
Не определен такой важный социальный параметр, кого считать малоимущим, как это предусмотрено п.3 ст. 12 Жилищного кодекса. Не просто нуждающиеся в жилье, а малоимущие должны ставиться на учет для выделения им жилья по договору социального найма после 1 марта 2005 года.
Норма предоставления жилья – важнейший социальный стандарт. В настоящее время таких норм на федеральном уровне нет, регулирование этого вопроса передано муниципалитетам. Это может вызывать ситуации, когда в дотационных регионах, бедных муниципалитетах эту норму будут сильно занижать, чем будут нарушены положения статьи 19 Конституции РФ о том, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека вне зависимости от места жительства, то есть право на жилище будет прямо зависеть от места жительства. И первые “ласточки” уже есть. 10-я сессия Абаканского городского совета депутатов определила норму квадратных метров социального жилья, положенную на одного человека, которая снижена с 18 до 10 квадратных метров.
Необходимо законодательно закрепить гарантии на получение бесплатного социального жилья лицами, вставшими в очередь до 1 марта 2005 года, и обеспечить строительство социального жилья.
Положения ЖК РФ имеют огромное значение для всех без исключения жителей республики в реализации важнейшего права человека – права на жилище. Поэтому необходимо очень внимательно и ответственно отнестись к реализации его норм, особенно в части, касающейся полномочий субъекта Федерации.
Татарстан всегда отличался тем, что по мере возможности смягчал последствия реформ, существенно затрагивающих права и интересы своих жителей. И сейчас необходимо сделать все для недопущения ухудшения их жилищного положения. Для этого, в первую очередь, необходимо использовать потенциала статьи 13 кодекса, предусматривающей право субъекта Федерации законом определять иные категории граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда