Формирование проекта бюджета республики на 2006 год осуществлялось в тесном контакте с комитетами Госсовета, депутатами, главами администраций районов и городов, руководителями министерств и ведомств, местных финансовых и налоговых органов, а также крупных налогоплательщиков республики.
При формировании доходной части проекта бюджета учитывались макроэкономические показатели социально-экономического развития республики, вносимых с 1 января 2006 года изменений и дополнений в бюджетное и налоговое законодательства, а также ход исполнения бюджета текущего года.
Доходная часть консолидированного бюджета республики за 9 месяцев исполнена на 108 %, в том числе бюджета республики – на 110 %, целевых бюджетных фондов – на 103 %, местных бюджетов (по собственным доходам) – на 97 %.
Из 45 местных бюджетов план по доходам не выполнили 10, в основном по причине недостаточного поступления неналоговых доходов (план 1308 млн. рублей, факт – 914 млн. рублей), сумма недобора по которым составила 394 млн. рублей при общей сумме недовыполнения доходной части местных бюджетов на 298 млн. рублей.
По налоговым доходам план выполнен по консолидированному бюджету на 114,5 %, по бюджету республики – на 118 %. Плановые назначения, кроме налога на доходы физических лиц, выполнены по всем крупным налоговым доходам.
Общий объем поступлений доходов в консолидированный бюджет за 9 месяцев с учетом федеральных средств составил 62,1 млрд. рублей, в том числе в бюджет республики – 53,2 млрд. рублей.
Финансирование расходов бюджета Татарстана за 9 месяцев текущего года проведено в соответствии с бюджетной росписью в полном объеме. Задолженности по заработной плате и коммунальным услугам не имеется. Своевременно профинансированы учреждения республиканского подчинения, в полном объеме оказана финансовая помощь местным бюджетам в форме дотаций и субвенций на заработную плату и общеобразовательным школам. Таким образом, мы прогнозируем окончание года практически без кредиторской задолженности республиканских бюджетных учреждений.
Дополнительные доходы будут направлены на покрытие дефицита и расходы по направлениям в соответствии со статьей 29 действующего закона.
Проект бюджета на 2006 год впервые составлен для нескольких уровней бюджетов – республиканского, городских округов, муниципальных районов и поселений. В связи с этим формированию бюджетов муниципальных образований, созданных в соответствии с Федеральным законом №131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, было уделено особое внимание. Прогнозные показатели местных бюджетов рассматривались совместно с главами администраций районов и городов республики. Были проведены семинары по вопросам формирования бюджетов муниципальных образований.
В результате этой работы бюджетное послание было представлено Государственному Совету 7 октября 2005 года.
Остановлюсь на основных параметрах проекта бюджета на 2006 год. При этом наряду с показателями бюджета республики для сопоставления буду приводить и объемы ее консолидированного бюджета.
Доходы
Доходная часть консолидированного бюджета на 2006 год прогнозируется в объеме 60,8 млрд.рублей, бюджета Республики – 51,4 млрд.рублей.
Основными доходными источниками как консолидированного бюджета, так и бюджета республики являются налоговые доходы, объем поступлений по которым в консолидированном бюджете предусматривается в сумме 44,1 млрд.рублей, в бюджете республики – в сумме 35,2 млрд.рублей.
Налог на доходы физических лиц
По своему объему этот налог занимает первое место в доходах консолидированного бюджета, сумма его поступлений прогнозируется в объеме 17,1 млрд.рублей, что составляет 39% от суммы налоговых доходов. От общей суммы поступлений налога 70% или
12 млрд.рублей предусмотрено зачислять в бюджет Татарстана (из них 10% перераспределяется через региональный фонд в бюджеты муниципальных образований), 30 % зачисляются в местные бюджеты (из них 10 % – в бюджеты поселений).
Налог на прибыль
Налог на прибыль по объему поступлений занимает второе место, его удельный вес в налоговых доходах консолидированного бюджета составляет 28 %, а прогнозная сумма – 12,5 млрд.рублей. Ставка налога на прибыль для зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации на 2006 год установлена на уровне 2005 года в размере 17,5 %.
Акцизы
В 2006 году в бюджет республики согласно федеральному законодательству в полном объеме зачисляются акцизы на пиво, вино и алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового до 9%. По алкогольной продукции с объемной долей спирта этилового свыше 9% акцизы в размере 20% зачисляются в бюджет республики, а 80 % отчислений перераспределяются через единый счет Российской Федерации в бюджет Республики Татарстан по нормативу (5,1412%). По нефтепродуктам на 2006 год сохраняется действующий в 2005 году порядок зачисления акцизов: 10 % в бюджет республики, 50 % перераспределяется в Дорожный фонд республики через единый счет в Российской Федерации по нормативу (1,6509%).
Ставки акцизов по сравнению с действующими в 2005 году будут проиндексированы: по алкогольной продукции и пиву – на 9 %, по спирту – на 10 %, по нефтепродуктам ставки сохраняются на уровне текущего года.
Общая сумма поступления акцизов в бюджет Татарстана оценивается в 3,3 млрд.рублей.
Налоги на имущество
Расчет налога на имущество организаций на 2006 год произведен в соответствии с нормами налогового законодательства, определенного главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом РТ “О налоге на имущество организаций”. Учтена пролонгация действующих в 2005 году льгот.
В расчетах применена установленная ставка в размере 2,2%. Налог на имущество организаций в прогнозной сумме 3,9 млрд.рублей полностью будет зачисляться в бюджет Татарстана, а налог на имущество физических лиц в сумме 158 млн.рублей – в бюджеты поселений.
Платежи за пользование природными ресурсами
Основным платежом за природные ресурсы является налог на добычу полезных ископаемых по нефти, поступающий в бюджет республики по нормативу 5 процентов. Прогноз рассчитан исходя из базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья 419 рублей за 1 тонну с учетом коэффициента динамики цен на нефть. Цена нефти марки Юралс для расчета принята в размере 38 долларов за баррель, курс доллара – в размере 28 рублей 60 копеек.
Сумма налога по нефти оценивается в 2 млрд.рублей. Налог на добычу прочих и общераспространенных полезных ископаемых прогнозируется в сумме 11 млн.рублей.
По налогу на землю поступления в консолидированный бюджет республики прогнозируются в сумме 2,5 млрд.рублей. В прогнозе учтено, что начиная с 1 января 2006 года налог будет взиматься в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ “Земельный налог” на основании решений органов местного самоуправления.
Расчет земельного налога произведен в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.
В расчетах земельный налог учтен по ставкам, в размере 0,3 процента по сельхозугодьям; землям, занятым жилым фондом, объектами жилищно-коммунального комплекса, садами и огородами и 1,5 процента – по другим категориям земель.
В соответствии с нормами законодательства сумма земельного налога в размере 100 процентов подлежит зачислению в местные бюджеты.
Налоги на совокупный доход
При формировании прогноза на 2006 год учтены нормативы распределения по налогам на совокупный доход в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Прогноз по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения на 2006 год, составит 770 млн.рублей. Налог по упрощенной системе налогообложения в бюджет Татарстана зачисляется в размере 90 процентов от общей суммы налога.
Единый налог на вмененный доход закрепляется за уровнем муниципальных районов (в размере 90 процентов) и прогнозируется в сумме 907 млн.рублей.
Единый сельскохозяйственный налог учтен в бюджете в размере 5,3 млн.рублей. В бюджет республики налог зачисляется в размере 30 процентов, в местные бюджеты – 60 процентов (из них 30 процентов зачисляются в бюджеты муниципальных районов, 30 процентов – в бюджеты поселений).
Прогноз по налогам на совокупный доход в консолидированный бюджет республики на 2006 год составит 1,7 млрд.рублей.
Неналоговые доходы
Поступления неналоговых доходов в консолидированный бюджет прогнозируются в объеме 5,0 млрд.рублей, в том числе в бюджет республики – 3,9 млрд.рублей с учетом взносов юридических лиц, участвующих в реализации республиканской программы строительства жилья по социальной ипотеке.
В бюджете республики на 2006 год учтены 3 целевых бюджетных фонда в объеме 2,6 млрд. рублей, в том числе Дорожный фонд – 2,1 млрд. рублей, Экологический фонд – 236 млн. рублей и Фонд безопасности дорожного движения – 318 млн. рублей.
Объем поступлений в виде финансовой помощи из федерального бюджета в бюджет республики на 2006 год прогнозируется в сумме 9,1 млрд. рублей, в том числе:
– на реализацию ФЦП “Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года” – 6,9 млрд. рублей;
– субвенции из федерального фонда компенсаций – 1,1 млрд. рублей;
– субсидии из федерального фонда софинансирования социальных расходов – 91 млн. рублей;
– на возмещение убытков от содержания объектов ЖКХ и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления, – 462 млн. рублей;
– на дорожное строительство – 500 млн. рублей;
– на капитальный ремонт гидротехнических сооружений – 10 млн. рублей;
– на оздоровительную кампанию детей и подростков – 5,6 млн. рублей.
Объемы поступлений из федерального бюджета будут уточняться после третьего чтения федерального бюджета.
О расходах
Расходная часть консолидированного бюджета республики на 2006 год сформирована на основе действующих социальных стандартов и нормативов, с учетом повышения зарплаты работников бюджетной сферы, аппарата управления, аттестованных сотрудников, с учетом роста тарифов на энергоносители, поставку газа, теплоснабжение, индексации расходов на питание и медикаменты, а также необходимостью реализации мероприятий, обеспечивающих дальнейшее повышение социальной направленности бюджета республики. В связи с этим в бюджете предусматривается при установлении с 1 мая минимального размера оплаты труда в сумме 1100 рублей поэтапное повышение тарифных ставок заработной платы работников учреждений бюджетной сферы в соответствии с федеральными подходами.
На уровне 2005 года предусмотрено сохранить компенсационные выплаты работникам бюджетной сферы, на что предлагается выделить 1,2 млрд. рублей.
В 2006 году будет сохранен порядок формирования фонда оплаты труда в бюджетных учреждениях, который дополнительно предусматривает выплату премий работникам в размере двух окладов и материальной помощи в размере одного оклада (2,2 млрд.рублей).
Кроме того, в 2006 году предлагается продолжить действующую в текущем году систему доплат бюджетникам, работающим на селе, осуществлять дополнительные выплаты за классное руководство, поддерживать молодых специалистов и льготировать школьное питание.
Общий объем расходов на выплату вышеназванных льгот составляет 25 % от фонда оплаты труда консолидированного бюджета республики.
Тарифы на энергоносители, теплоснабжение и на поставку газа предусмотрено проиндексировать на 20 %, расходы на питание и медикаменты – в меру инфляции. Перечисленные мероприятия распространяются на все отрасли, финансируемые из бюджета.
Теперь перехожу к характеристике показателей бюджета по конкретным отраслям.
Расходы на государственное управление и местное самоуправление на 2006 год предусматриваются по консолидированному бюджету в объеме
3,4 млрд. рублей, бюджету республики – 2,4 млрд. рублей. На правоохранительную деятельность и национальную безопасность предусматривается направить 2,2 млрд. рублей, в том числе из бюджета республики – 1,9 млрд. рублей, из них расходы Министерства внутренних дел прогнозируются в объеме 1,5 млрд. рублей.
На развитие сельского хозяйства предлагается выделить 2,9 млрд. рублей. Эти средства планируется направить на содержание сельскохозяйственных и ветеринарных учреждений, на покупку средств химизации, поддержку элитного семеноводства, племенного дела, на повышение продуктивности полей и ферм, а также на компенсацию процентных ставок по банковским кредитам.
В отрасли жилищно-коммунального хозяйства расходы консолидированного бюджета Татарстана прогнозируются в сумме 2,5 млрд. рублей, бюджета республики – 99 млн. рублей. Кроме того, в разделе ЖКХ бюджета республики учтены средства на приемку и ввод жилого фонда и объектов соцкультсферы – 930 млн. рублей, 3,1 млрд. рублей – на реализацию республиканской программы строительства жилья по социальной ипотеке, 824 млн. рублей – на финансирование капитальных вложений по объектам ЖКХ.
Расходы бюджета республики на охрану окружающей среды (без учета средств Экологического фонда) предусматриваются в сумме 151 млн. рублей в связи с объективным снижением доходов Экологического фонда. Расходы, связанные с развитием лесного хозяйства, в 2006 году будут финансироваться из федерального бюджета.
Основные расходы бюджета республики с учетом субвенций и дотаций местным бюджетам в 2006 году будут направлены на содержание и развитие социально-культурной сферы в объеме 28,4 млрд. рублей или 72 % собственных доходов бюджета республики. По консолидированному бюджету эти расходы составят 34,8 млрд. рублей.
Самой крупной отраслью по объему расходов в социальной сфере является образование. В эту отрасль в консолидированном бюджете предусмотрено направить 16,1 млрд.рублей, в том числе в бюджете Татарстана – 3,2 млрд. рублей. В составе расходов на образование предусмотрены средства на развитие физкультурно-спортивной работы среди детей и подростков в сумме 85 млн. рублей и проведение летней оздоровительной кампании в сумме 175 млн. рублей.
Расходы на культуру и искусство в консолидированном бюджете республики предусматриваются в объеме 1,7 млрд. рублей, в том числе из бюджета Татарстана – 692 млн. рублей.
В здравоохранение по всем направлениям будет направлено 11,6 млрд. рублей, из них расходы бюджета республики составят 5,9 млрд. рублей.
На содержание учреждений физической культуры и спорта и проведение спортивных мероприятий в 2006 году планируется выделить по консолидированному бюджету 602 млн. рублей, по бюджету республики – 290 млн. рублей.
Расходы консолидированного бюджета республики по учреждениям и мероприятиям соцобеспечения и социальной политики на 2006 год предусматриваются в объеме 6,8 млрд. рублей.
В бюджете Татарстана прогноз указанных расходов составляет 6,3 млрд. рублей, из них на обеспечение функционирования учреждений социального обслуживания будет направлено 1,1 млрд.рублей и на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан – 4,8 млрд.рублей.
В местных бюджетах предусмотрены расходы на выплаты пособий опекунам, питание школьников, пособия на погребение.
В проекте бюджета республики учтено финансирование наиболее социально значимых программ: “Дети Татарстана”, развитие языков, профилактика наркотизации, развитие науки, развитие физкультурно-спортивной работы среди детей и подростков, кампания по летнему отдыху детей, содействие трудоустройству несовершеннолетних граждан на общую сумму 445 млн. рублей.
Финансирование всех вышеназванных разделов бюджета может быть увеличено за счет дополнительно полученных доходов.
Статьей 29 законопроекта предлагается их распределение на:
– приобретение оборудования и капитальный ремонт в учреждениях социально-культурной сферы – до 500 млн. рублей;
– капитальные вложения – до 600 млн. рублей;
– финансирование сельского хозяйства – до 700 млн. рублей;
– правоохранительную деятельность – до 200 млн. рублей;
– мероприятия по реконструкции и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства – до 300 млн. рублей;
– погашение кредиторской задолженности бюджетных учреждений – до 500 млн. рублей;
– дополнительное пенсионное обеспечение работников бюджетной сферы – до 50 млн. рублей.
Расходы по трем целевым бюджетным фондам предлагаются в общей сумме 2,6 млрд. рублей, в том числе по Дорожному фонду – 2,1 млрд. рублей, Экологическому – 236 млн. рублей и Безопасности дорожного движения – 318 млн. рублей. Конкретные направления использования средств фондов указаны в приложениях 22, 23 и 24 к проекту Закона о бюджете.
Распределение средств федерального бюджета в общей сумме 9,1 млрд. рублей приведено в приложениях 25, 26, 27 к проекту закона.
Согласно Бюджетному кодексу РТ для обеспечения сбалансированности местных бюджетов предлагается образовать 4 региональных фонда – финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), софинансирования социальных расходов, фонд компенсаций и финансовой поддержки поселений. Расшифровки по ним приведены в приложениях с 8 по 20 к закону.
Несколько слов о каждом из фондов.
Региональный фонд финансовой поддержки поселений формируется в составе бюджета республики в объеме 23 млн. рублей. Средства фонда предоставляются муниципальным районам, в состав которых входят вновь образованные поселения.
Кроме того, отдельным законом Татарстана органы местного самоуправления муниципальных районов будут наделены государственными полномочиями по распределению дотации поселениям (кроме вновь образованных). Поэтому в этой части Фонд финансовой поддержки поселений не образуется, а средства в муниципальные районы в объеме 28,8 млн. рублей передаются через Региональный фонд компенсаций. При этом закрепляется методика, в соответствии с которой средства между поселениями распределяются также по численности жителей поселений, не являющихся плательщиками “отрицательных” трансфертов. Каждое поселение получает при этом тот же объем средств, который бюджет поселения получил бы из Регионального фонда финансовой поддержки поселений.
Часть Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в объеме 1,8 млрд. рублей распределяется пропорционально численности жителей между муниципальными районами, не являющимися плательщиками “отрицательного” трансферта. Эта часть дотации заменяется полностью или частично дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц. Всего в таком порядке в местные бюджеты будет передано 10 процентов поступлений данного налога в консолидированный бюджет.
Часть фонда в размере 600 млн. рублей распределяется между муниципальными районами по бюджетной обеспеченности. Бюджетная обеспеченность муниципальных районов и городских округов определялась в соответствии с методикой, закрепленной Бюджетным кодексом РТ.
Дополнительно для обеспечения сбалансированности местных бюджетов сформирован Региональный фонд софинансирования социальных расходов в объеме 2,9 млрд. рублей, в том числе 1,6 млрд. рублей направляется на субсидирование расходов по предоставлению финансовой помощи поселениям. Часть в размере 37 млн. рублей направляется в виде субсидий на создание условий для обеспечения жителей услугами бань и часть в объеме 1,3 млрд. рублей – на субсидирование расходов по образованию.
Региональный фонд компенсаций образован в целях финансового обеспечения государственных полномочий, делегированных органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Распределение средств Регионального фонда компенсаций осуществляется с учетом нормативов финансовых затрат на выполнение соответствующих полномочий и численности отдельных категорий граждан.
Предоставление субвенций на частичное финансирование общеобразовательных учреждений муниципальных районов и городских округов запланировано в объеме 5,8 млрд. рублей. Эти субвенции предусмотрены для реализации государственного стандарта общего образования, включая оплату труда работников этих учреждений, расходы на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды (за исключением коммунальных услуг) в расчете на одного обучающегося.
Субвенции местным бюджетам в сумме 704 млн. рублей будут направлены для финансового обеспечения полномочий по социальному обслуживанию отдельных категорий населения муниципальных районов и городских округов.
Субвенции на финансовое обеспечение полномочий республики в части предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определены в объеме 1,4 млрд. рублей. Реализация данного полномочия будет осуществляться посредством заключения соглашения между муниципалитетами и территориальными подразделениями Республиканского центра компенсационных выплат. Территориальные подразделения будут осуществлять начисление субсидий и перечисление денежных средств операторам по доставке.
Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов для финансового обеспечения полномочий по составлению (изменению, дополнению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют 1,2 млн. рублей.
Субвенции на выполнение полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния из Федерального фонда компенсаций запланированы в сумме 73,3 млн. рублей.
Также в составе Регионального фонда компенсаций предусмотрены субвенции на выполнение государственных полномочий по распределению дотации поселениям, делегируемых органам местного самоуправления муниципальных районов, в объеме 28,8 млн. рублей, о чем уже говорилось выше.
Общий объем финансовой помощи местным бюджетам по всем фондам составит 13,4 млрд.рублей.
Таким образом, объем бюджета республики по расходам с учетом федеральных средств, средств целевых фондов и фондов сбалансированности местных бюджетов составит 52,8 млрд. рублей с дефицитом в 1,4 млрд. рублей. Аналогичные показатели консолидированного бюджета – 63 млрд. рублей и 2,2 млрд. рублей.
Прошу уважаемых депутатов рассмотреть представленный законопроект и принять в первом чтении бюджет Республики Татарстан на 2006 год по доходам в сумме 51,4 млрд. рублей, по расходам – 52,8 млрд. рублей с предельным размером дефицита в сумме 1,4 млрд. рублей.