Уже завтра жители и гости столицы республики смогут воспользоваться услугами метрополитена. Об этом сообщил журналистам мэр Казани Камиль Исхаков, поработавший в минувший вторник экскурсоводом по казанской подземке.
Столичный глава проехал вместе с представителями татарстанских СМИ по первой ветке метро, побывал на всех его станциях. По утверждению мэра, метрополитен полностью готов к перевозке пассажиров – во вторник госкомиссия подписала акт по приемке в эксплуатацию первого пускового комплекса, к тому же подземка оснащена надежными системами безопасности. По словам начальника отдела внутренних дел на метрополитене УВД Казани Фидоиля Хабибуллина, в метро установлено экспериментальное оборудование, обеспечивающее полную безопасность тоннелей, платформ и поездов. Согласен с мэром и генеральный директор МУП “Казанский метрополитен” Асфан Галявов, который заявил, что 27 августа после торжественного открытия этого объекта и “обкатки” его Президентом России Владимиром Путиным уже через пару-тройку часов метро распахнет двери для населения. Так ли это будет – завтра сможем убедиться. Некоторые сомнения все-таки остаются, поскольку в тот же день и в тот же час на брифинге в Кабинете Министров председатель столичного комитета по транспорту и связи Шамиль Гильманов сообщил: метро в присутствии vip-персон откроют, а потом сразу же закроют – до окончания праздничных торжеств (то есть до сентября), так будет безопаснее.
Но если оставить в стороне информационную несогласованность чиновников, сам метрополитен журналистов впечатлил – красота, да и только. У каждой из пяти станций свое эксклюзивное “лицо”. “Горки” отличается скромным “индустриальным” интерьером. “Аметьево” похожа на космическую конструкцию. Это единственная на первой ветке станция, находящаяся не под землей, а… “в воздухе”. Она, будто мост, соединяет микрорайоны Танкодром и Аметьево, разделенные глубоким оврагом. К тому же имеет выход на железнодорожную платформу, что очень удобно для пассажиров. Такого, по словам Камиля Исхакова, в России нигде нет. “Суконная слобода” ассоциируется с торговыми рядами позапрошлого века. “Площадь Тукая” украшена мозаичными панно на темы сказок поэта. “Кремлевская” – самая шикарная, она стилизована под старинную казанскую крепость, кругом – позолота и яркие краски, а на потолке примостился легендарный змей Зилант.
Впечатляют и сами поезда. Вагоны изготовлены по спецзаказу в санкт-петербургском ЗАО “Вагонмаш”. Они сильно разнятся со своими, к примеру, московскими “коллегами”: выполнены в бело-голубых тонах, оборудованы удобными креслами, дополнительными поручнями. Всевозможные технические устройства обеспечивают комфортную поездку. И, что немаловажно, имеют еще один запасный выход – через кабину машиниста. Состав идет плавно, не раскачиваясь, в чем мы воочию смогли убедиться. По данным работников метро, расстояние от первой до последней станции составляет 7,7 километра (всего протяженность первой линии 8,67 километра), и преодолевается оно за 11-13 минут. Пять составов, в каждом из которых четыре вагона, будут ходить с интервалом в семь с половиной минут (что самое приятное – не застревая в пробках!), начиная с пяти утра и до полуночи. Прогнозируемый пассажиропоток – 100-130 тысяч человек в сутки.
Стоимость проезда в подземке, как и на другом электротранспорте, – семь рублей. Цена проездного билета на 60 поездок – 390 рублей, для школьников и студентов соответственно 200 и 250, но только на 50 поездок. Все “транспортные” льготы, предусмотренные законодательством, относятся и к подземке.
Начальник службы сбора доходов Казанского метрополитена Наталья Федорова рассказала журналистам о новейшей смарт-технологии, которая будет применяться для оплаты проезда в нашем метро, причем впервые в Европе. Для прохода через турникеты можно использовать либо смарт-жетон, срок действия которого ограничивается одним днем, либо смарт-карту, приобретаемую на более длительное время (до трех месяцев). Говорят, она обладает такой высокой степенью защиты, что ее невозможно подделать. Для приобретения смарт-карты необходимо внести в кассу метрополитена залоговую сумму (45 рублей) плюс оплатить проезд по существующим тарифам. По истечении срока действия этого проездного документа можно сдать его в кассу, вернув залоговые деньги, или продлить на новый срок. В случае досрочного отказа от смарт-карты вы вернете только свой залог, на компенсацию за неиспользованные поездки можете не рассчитывать. Узнать об оставшемся на карте ресурсе можно при помощи устройств визуализации, которыми снабжены все станции подземки.
Камиль Исхаков признался: “Казанский метрополитен для меня – самый дорогой объект, которому я отдал свое сердце”. В принципе, этот объект и в буквальном смысле недешевый – его сметная стоимость почти 14,5 миллиарда рублей.