Считанные дни остались до торжественного открытия в Казани очередных “объектов тысячелетия” – Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля и Казанского метрополитена. В минувший четверг Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ предоставило журналистам возможность полюбоваться интерьерами обновленного театра и двух из пяти станций метро.
Почувствуйте разницу
Комплексная реконструкция и реставрация оперного театра началась еще в 1999 году. И вот теперь осталось нанести последние штрихи, чтобы 25 августа обновленное здание, построенное в 1956 году, представить во всей красе первым зрителям запланированного на этот день гала-концерта мастеров искусств Татарстана.
По словам главного архитектора проекта реконструкции театра Ахмада-Рашида Дустиева, при проведении реставрационных работ был максимально сохранен изначальный замысел авторов этого здания – архитекторов Н.Скворцова и И.Гайнутдинова. Теперь, как и задумывалось этими проектировщиками, помещения “храма искусств” отделаны гранитом и мрамором, а не бетоном и гипсом, которые в целях экономии использовались при строительстве театра в трудные послевоенные годы. Стены украшены зеркалами, покрытыми гатчем, восстановлена ажурная лепнина. Бело-золотистая цветовая гамма придает залам особую торжественность. Появился выход из фойе на балкон.
Особой гордостью заказчика объекта – Управления капитального строительства Казани – является огромная хрустальная люстра в зрительном зале. Начальник УКСа Дамир Газизов сообщил, что привезена эта красавица, как, впрочем, и ее многочисленные “сестрички”, также поселившиеся в театре, из Чехии. Весит она 1600 килограммов. На ее установку потребовалось несколько дней. А чтобы люстра ненароком не свалилась на головы зрителей, ее испытали на надежность, подвесив к ней груз, по тяжести превосходящий само чешское диво.
Мест в зрительном зале стало чуть меньше, чем было, – 950 против 1030. Но благодаря трансформируемой оркестровой яме их количество увеличивается до 1120. Мягкие, удобные ярко-красные кресла снабжены воздухообменными устройствами.
Автоматическая система управления инфраструктурой зрительного зала позволяет без труда поднимать и опускать сцену, “распоряжаться” софитными мостами, установленными на ней и подающими свет в любую точку помещения. Кстати, высота от сцены до потолка – 25 метров (с девятиэтажный дом!), еще 10 метров – глубина от пола до основания. Театр еще не распахнул двери для публики, однако на его “навороченной” сцене уже дважды прошли репетиции.
Если раньше гримерки представляли собой обычные комнатушки, а артистам приходилось пользоваться общим санузлом, сейчас гримерные – высшего класса, в каждой из них имеются туалет и душевая. А эти удобства, между прочим, важны еще и потому, что позволят нашему театру принимать любой фестиваль мирового уровня.
По данным Минстроя, сметная стоимость объекта – 2,5 миллиарда рублей. Его генеральные подрядчики – компания “Татстрой” и фирма “ОДАК”.
Подземка в ожидании пассажиров
На 27 августа намечено открытие пускового комплекса (протяженностью 8,67 километра с пятью станциями) Казанского метрополитена. Но массового пассажира подземка примет только после юбилейных торжеств, то есть не раньше сентября, сообщил начальник производственного отдела Управления по строительству метрополитена Дмитрий Дорофеев. Хотя обкатка пассажирских вагонов ведется каждую ночь (днем здесь пока еще трудятся строители). На первой ветке будут функционировать пять составов, в каждом из которых четыре вагона. В дальнейшем планируется приобрести еще пять составов.
Длина станции “Площадь Тукая” вместе с двумя вестибюлями – 250 метров. К ней ведет 85-метровый пешеходный тоннель, “нашпигованный” торговыми павильонами. Внешний вид станции впечатляет: гранитный пол, мраморные колонны и стены, украшенные 22 декоративными панно, на которых мозаикой из итальянской смальты выложены герои сказок Габдуллы Тукая.
Эта станция расположена в исторической части города, поэтому ее оснастили виброзащитными путями, что позволяет значительно уменьшать уровень вибрации и шума. Вообще, при строительстве Казанского метро были использованы многие уникальные технологии. К примеру, впервые в мире применен метод кодирования рельсовых цепей – для обеспечения безопасности движения поезда в режиме автоматики. Вагоны оснащены двигателями с синхронными приводами, что дает 30-процентную экономию электроэнергии.
Станция “Суконная Слобода” по интерьеру сильно отличается от предыдущей: на стенах вместо панно – чугунные филигранные узоры, естественно, в национальном стиле.
Работы на этом объекте практически завершены. А готовность станции “Площадь Тукая” Дмитрий Дорофеев оценивает в 98 процентов. По его словам, примерно на таком же уровне станции “Ометьево” и “Горки”. Правда, над “Кремлевской” еще предстоит серьезно потрудиться, причем ускоренными темпами.
На строительство первого пускового участка метро (генподрядчик – МУП “Казметрострой”) затрачено свыше 14 миллиардов рублей.