Зарплату главам муниципальных образований планируется повысить. Об этом заявил первый заместитель Премьер-министра РТ, заместитель председателя Республиканского совета по местному самоуправлению Равиль Муратов на трехдневном семинаре “Основные аспекты реформирования местного самоуправления в Республике Татарстан”, организованном для председателей и заместителей председателей районных, городских и объединенных Советов народных депутатов.
Выступая с докладом “Мероприятия исполнительных органов власти Республики Татарстан по обеспечению реализации федерального и республиканского законодательства в области местного самоуправления”, Равиль Муратов отметил несколько важных направлений, в которых органам местного самоуправления и государственной власти предстоит совместно работать. Это проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства и монетизации, передача государственных полномочий муниципальным образованиям.
В связи с реформированием власти на местах обостряется проблема подготовки кадров муниципальных служащих, оплаты их труда. Недаром эксперты в области местного самоуправления кадровый голод назвали одной из главных причин, по которой муниципальная реформа может застопориться. И если в крупных городах профессионала на муниципальную должность еще можно найти, то на селе – практически невозможно. Так что работа в этом направлении предстоит большая. Другая грань проблемы – весьма и весьма скромная зарплата. Согласно статистике, которую озвучил Равиль Муратов, из общего количества учреждений республики, где средняя заработная плата ниже 2,5 тысячи рублей, 70-80 процентов – это сельские органы местного самоуправления.
Понятно, что в связи с реформой требования к кадрам становятся выше. Однако найти профессионала на зарплату в две тысячи рублей, который бы занимался благоустройством села да еще развивал налоговую базу, – нереально. “Зарплата глав сельских поселений должна быть не менее четырех тысяч рублей”, – обрадовал участников семинара Равиль Муратов. Однако, когда он разъяснил, за счет чего это планируется сделать, блеска в глазах у многих поубавилось.
Простые расчеты показывают, что при зарплате в четыре тысячи рублей только на одного муниципального служащего требуется вместе с налоговыми отчислениями 60 тысяч рублей в год. Вместе с тем есть поселения, где доходы по новому законодательству будут составлять лишь 170 тысяч рублей. А ведь в большинстве сельских органов местного самоуправления работают два, три, пять человек. Поэтому увеличить зарплату главам муниципальных образований Равиль Муратов предложил за счет ликвидации ставки их заместителей. Целесообразно было бы в поселениях оставить одного муниципального служащего – главу, отметил он. А чтобы главам было не так тяжело работать, нужно привлечь на общественных началах одного-двух человек из среды сельской интеллигенции. “С мыслью, что кто-то придет и заплатит деньги муниципальным служащим, придется расстаться”, – отметил докладчик. А если оставить все как есть, “нормальной зарплаты у руководителей поселений не будет”. Государство не может выделять на это средства, так как не имеет права вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления.
Как и следовало ожидать, слова Равиля Муратова вызвали бурную дискуссию. Кто сдержанно, кто эмоционально, но каждый участник семинара выражал одну и ту же мысль: “Объем работы заместителей хорошо известен, без них обойтись невозможно”. В конце концов кто-то из участников подытожил: “Села больше не будет”. “Село будет ликвидировано, если мы все доходы будем направлять на зарплату муниципальным служащим”, – парировал Равиль Муратов.
Чем же занимается заместитель председателя сельского совета местного самоуправления? И почему ликвидация этой должности равносильна ликвидации села? Заместитель – это человек, который занимается прежде всего общественной работой. Тот, кто вхож в каждый дом, ежечасно контактирует с населением. Если глава занимается хозяйственными и финансовыми вопросами и его порой днем с огнем не сыщешь, то заместитель – это человек, который практически всегда на месте. А значит, и люди могут обратиться к нему в любой момент по волнующему вопросу.
Но это лишь верхушка айсберга. Основные обязанности зама – выполнение государственных полномочий, за которые в бюджеты сельских органов местного самоуправления пока не поступает ни копейки. Взять любую реформу. К примеру, монетизацию. Кто на селе готовит необходимые списки, подсчитывает количество льготников и так далее? Заместитель председателя. В круг его обязанностей входит исполнение полномочий органов пенсионного обеспечения, военно-учетного стола, социальной защиты, статистики, налоговых органов и так далее. Во многом благодаря этим людям на селе без сучка, без задоринки прошла, к примеру, смена паспортов старого образца на новые. Причем все это осуществлялось за “спасибо”, а порой и без него. Об этом участники семинара также не преминули сообщить Равилю Муратову.
Как отметила заместитель Председателя Госсовета РТ, секретарь Республиканского совета по местному самоуправлению Римма Ратникова, одной из важных задач для органов местного самоуправления на данный момент становится работа с населением. Пока не изменится менталитет людей, о том, что территории будут самоуправляться, говорить не приходится. Поэтому необходимо людям объяснять, что же такое самоуправление и как его осуществлять. И эта функция, прежде всего, возлагается именно на замов. Понятно, почему участники семинара так остро реагировали на предложение о ликвидации этой должности.
В принципе, в замах прежде всего заинтересованы и органы государственной власти, ведь “дотянуться” до каждой деревеньки у них нет возможности. Видимо, не случайно Равиль Муратов не покинул семинар после выступления с докладом, позже вновь взял слово и предложил: “Передавая в соответствии с законом отдельные государственные полномочия муниципальным образованиям, мы можем заложить в бюджет и заработную плату на одного муниципального служащего”. В целом же первый заместитель Премьер-министра РТ отметил, что финансовая база на селе слабая, поэтому в любом случае государство его без внимания не оставит.
Как оно будет на самом деле – останутся ли замы и увеличится ли зарплата муниципальных служащих – покажет время. На местах между тем предстоит большая работа по принятию уставов муниципальных образований. Ее нужно завершить до 1 июля, как того требует федеральный закон.