Без его приборов самолет не взлетит

В Казани в Агентстве РТ по массовой коммуникации “Татмедиа” состоялась пресс-конференция, посвященная истории и современной роли оборонно-промышленного предприятия ОАО “Радиоприбор”, эвакуированного на территорию Татарстана в годы Великой Отечественной войны.

Автор статьи: Виктория ОСИНИНА

В Казани в Агентстве РТ по массовой коммуникации “Татмедиа” состоялась пресс-конференция, посвященная истории и современной роли оборонно-промышленного предприятия ОАО “Радиоприбор”, эвакуированного на территорию Татарстана в годы Великой Отечественной войны.


История “Радиоприбора” в нашей республике начинается с ноября 1941 года, когда в первый военный год из Москвы в Казань было эвакуировано предприятие № 294 (завод пластмасс). Небольшой коллектив, всего сто восемьдесят человек, в числе которых были 15-17-летние подростки, должен был поднимать предприятие на новом месте в нелегких условиях военного времени. И первые детали для самолетов: штурвалы, ручки управления, заслонки, кронштейны, корпуса и другие изделия – были здесь изготовлены уже в феврале 1942 года. А в 1944 году коллектив завода был награжден Красным знаменем Совнаркома ТАССР и обкома ВКП(б) как победитель социалистического соревнования среди предприятий авиационной промышленности республики.


– В те годы завод работал на полную мощь, – рассказывает нынешний генеральный директор “Радиоприбора” Рашид Апаков. – В день выпускалась комплектация для десяти самолетов. Для сравнения: в настоящее время – лишь для восьми за год. Но сейчас предприятие перепрофилировалось и перешло на гражданскую продукцию. Ориентируемся преимущественно на автомобилестроение и нефтеперерабатывающую промышленность.


Война закончилась, и в 1946 году коллектив завода стал пополняться фронтовиками. Через пять лет здесь трудились уже 600 из них, многие впоследствии заняли руководящие должности: Сергей Морев стал главным технологом, Николай Зотеев – главным конструктором, Владимир Загустин – начальником цеха, Федор Березин – заместителем директора.


Новую специализацию предприятие получило после войны, когда по решению правительства на Казанском авиационном заводе (ныне КАПО им.С.П.Горбунова) приступили к выпуску самолета Ту-4. И заводу было поручено изготовление для него радиотехнического оборудования.


В 1946 году директором завода стал Иван Шпаков, и за 14 лет под его руководством небольшой завод пластмасс превратился в передовое радиотехническое предприятие.


В 70-80-е годы стремительными темпами шло его развитие, строились новые корпуса. В состав филиалов вошли альметьевский завод “Радиоприбор”, Лениногорский приборный завод, заводы “Автомагнитола” (г.Гродно), “Нева” (г.Хмельницкий), Казанский научно-исследовательский радиотехнический институт. Численность работающих в объединении составляла тогда более двадцати пяти тысяч человек.


Сегодня “Радиоприбор” является членом Национальной ассоциации авиаприборостроителей, входит в корпорацию “Аэрокосмическое оборудование” и считается одним из ведущих производителей бортовых радиолокационных и навигационных приборов, устанавливаемых практически на все виды самолетной и вертолетной техники, выпускаемой в России, многих странах ближнего и дальнего зарубежья.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще