Во вторник в Казань прибыла правительственная делегация РФ во главе с Председателем Правительства Михаилом Касьяновым. Его в Татарстане ждали давно. Президент РТ Минтимер Шаймиев неоднократно сообщал журналистам, что российский Президент Владимир Путин дал поручение Михаилу Касьянову съездить в Казань и на месте обсудить проблемы социально-экономического развития республики, на примере конкретных предприятий разобраться, почему замедляется рост производства, что мешает более активно проводить экономические реформы.
Однако сроки приезда Михаила Касьянова постоянно переносились. Не приехал он, как ожидалось, и на традиционный сабантуй, хотя участие высоких гостей из Москвы стало уже своеобразной традицией этого праздника. Председатель Правительства РФ посетил Казань в обычный рабочий день, тем самым как бы подчеркивая, что его прилет – сугубо деловой, слишком серьезные проблемы предстоит обсудить. С собой он привез внушительную делегацию, в составе которой – министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов, министр Владимир Зорин, первые заместители министров: промышленности, науки и технологий – Андрей Свинаренко, транспорта – Анатолий Насонов и Александр Нерадько (он же – руководитель службы гражданской авиации), заместители министров: финансов – Андрей Петров, экономического развития и торговли – Юрий Белецкий, генеральный директор Росавиакосмоса Юрий Коптев, работники аппарата Правительства.
В аэропорту Михаила Касьянова встречали Президент РТ Минтимер Шаймиев и Премьер-министр республики Рустам Минниханов. Гости без задержки и традиционных интервью по прилету сразу же направились в Казанское авиационное производственное объединение. Как сказал позже Минтимер Шаймиев, время в пути тоже использовалось для дела. Показывая новостройки, сносимое и реконструированное ветхое жилье, Президент рассказывал о республиканской жилищной программе, которая реализуется в течение последних лет и уже близка к завершению.
В сборочном цехе КАПО была развернута выставка, на которой была представлена продукция не только предприятий авиационного комплекса республики, к которым традиционно относят Казанский вертолетный завод, моторостроительное и авиационное объединения. Свои изделия показали и предприятия машиностроения, военно-промышленного комплекса. Измученные долгим ожиданием руководители заводов (на ногах пришлось провести более трех часов) рассказали Михаилу Касьянову о новинках, освоенных и осваиваемых на производствах. Позднее, уже на совещании в Кремле, Председатель Правительства России с удивлением отметил, что разработки, созданные более пятнадцати лет назад, и по сей день конкурируют с аналогичными зарубежными. Более того, наши конкуренты до сих пор не могут создать ничего подобного. И в этой ситуации, имея такие мозги в науке и технике, мы умудряемся отставать в экономическом развитии от ведущих стран.
На состоявшемся вечером в Казанском Кремле совещании с руководителями органов государственной власти и крупнейших предприятий республики Минтимер Шаймиев еще раз напомнил, что Татарстан меньше, чем другие регионы, “упал” в объемах производства, а начиная с 1995 года республика работает в созидательном режиме. Было небольшое падение в первом квартале нынешнего года, но теперь положение выправляется, и Татарстан обязательно выйдет на прогнозные показатели. Минтимер Шаймиев отметил положительные результаты, достигнутые в ходе реализации целевой федеральной Программы социально-экономического развития РТ, которая была разработана по инициативе Владимира Путина и руководства республики. При наличии проблем (а работа над документом шла непросто) стороны тем не менее выполняют свои обязательства, поэтому и программа работает.
Михаил Касьянов, отдавая должное успехам Татарстана за минувшие годы, подчеркнул, что сегодня промышленность пока слабо удовлетворяет потребности непосредственно производства, населения. Мы еще не можем однозначно сказать, что вышли на устойчивую траекторию роста. Не созданы все условия для подъема производительности труда, развития высокотехнологичного производства, не сняты все административные барьеры. В России нет должного уровня инвестиций и модернизации производства. Особый вопрос – это авиастроительный комплекс России в целом и республики в частности. По словам Михаила Касьянова, федеральное Правительство уже дважды рассматривало проблемы отрасли. Мы пришли к выводу, сказал он, что сегодня нужно поддерживать не столько производителей, сколько покупательский спрос на авиационную технику. Иными словами, необходимо создать условия для того, чтобы авиаперевозчики могли покупать дорогую технику. Для этого и разрабатываются схемы лизинга, которые, к сожалению, пока плохо работают.
Михаил Касьянов отметил, что у казанских авиастроителей есть две модели самолетов – Ту-214 и Ту-324, которые удовлетворяют международным требованиям. Работа на КАПО идет, но не такими темпами, как нам хотелось бы. Разговор на совещании и должен снять все проблемы, которые стоят на пути производителей и потребителей новой авиатехники. Председатель Правительства выразил уверенность, что в ближайшее время схемы лизинга будут окончательно отработаны и запущены.
Затем, уже по традиции, представителей прессы попросили покинуть зал. Вопросы авиастроения обсуждались за закрытыми дверьми. Как нам позднее стало известно, свой взгляд на решение проблем отрасли высказали Премьер-министр РТ Рустам Минниханов, генеральные директора: КАПО – Наиль Хайруллин, КМПО – Александр Павлов. Рассматривая конкретные вопросы, Михаил Касьянов поднимал с места Илью Клебанова и Юрия Коптева. Вопросы задавались как директорам предприятий, так и федеральным чиновникам. По большому счету разговор шел о том, что конкретно необходимо сделать, чтобы осваивать не менее десяти-четырнадцати самолетов в год, какие меры требуются от Правительства, от профильных министерств, кого нужно еще подключить, чтобы выдержать эти показатели. По словам Наиля Хайруллина, если будет изготовлена вся оснастка (подразумевается финансирование ее производства), то КАПО готово осваивать до 6-7 самолетов в год, а в последующем – и 14. Федеральные власти готовы поддержать отечественных авиастроителей, деньги в бюджете для этого выделены, но Москва должна быть уверена, что средства будут использованы не напрасно.
Серьезный разговор состоялся и по региональному самолету Ту-324. Темпы его освоения не устраивают федеральный центр, более того, нам на пятки наступают украинские конструкторы и авиастроители, которые также создали региональный самолет. По своему качеству, как заметил генеральный директор КАПО Наиль Хайруллин, эта машина хуже Ту-324, но Украина готова в кратчайшие сроки поднять свой самолет в небо. В этой связи Михаил Касьянов задал вопрос: на чью машину следует ориентироваться российским авиаперевозчикам – на казанскую или украинской сборки? И сколько времени понадобится, чтобы Ту-324 дошел до потребителя? От названных сроков и будет зависеть решение федеральных властей. Если это длительный промежуток времени, то авиакомпании будут вынуждены ориентироваться на “Боинги”, потому что наши нынешние самолеты уже не хотят пускать в “чужое” небо. Если сроки освоения и испытаний приемлемые, то мы должны подсчитать, на какой период времени хватит запаса прочности у ныне летающих машин. По всей видимости, конкретного ответа на все эти вопросы Михаил Касьянов не получил, поскольку поручил всем заинтересованным сторонам в течение 10 дней разобраться в проблеме.
Одно из серьезных препятствий, тормозящих развитие авиастроения, – бедственное положение предприятий, выпускающих комплектующие для авиационных заводов. Не случайно Михаил Касьянов остановился на проблемах малого и среднего бизнеса. Он предложил активнее вовлекать эти структуры в авиастроение, поручая им разработку и производство комплектующих для новых самолетов. Тем более что в Татарстане накоплен немалый опыт по поддержке малого бизнеса. К нему не мешало бы присмотреться и другим регионам России.
После совещания Михаил Касьянов и Минтимер Шаймиев ответили на вопросы журналистов. Состоявшийся разговор мы постараемся представить как можно подробнее, поскольку и вопросы, и ответы были достаточно откровенными. Добавлю, что московские журналисты, которые часто общаются с Михаилом Касьяновым, предоставили местным журналистам возможность задать Председателю Правительства все интересующие их вопросы.
Пресс-конференция началась со вступительного слова Михаила Касьянова.
– Я приехал в Татарстан главным образом для обсуждения проблем перерабатывающей (в широком смысле слова) промышленности, главным образом – промышленности высокотехнологичной. На только что завершившемся совещании мы рассмотрели проблемы авиастроения. Безусловно, у предприятий этой отрасли есть большой потенциал, поскольку многие предприятия оборонного комплекса перешли на выпуск гражданской продукции высокого качества. Нужно использовать этот потенциал и дальше, сегодня это очень актуальная проблема для России.
Я удовлетворен социально-экономическим развитием Татарстана. В прошлом году был достигнут рост регионального валового продукта в размере шести процентов. Впечатляет и уровень развития сельского хозяйства. По валовому сбору зерна республика заняла третье место, уступив только южным регионам.
Минтимер Шаймиев: Я бы хотел добавить, что если не случится каких-то непредвиденных обстоятельств, то и в нынешнем году урожай будет не хуже.
М.К.: За один день, естественно, мы не успеем завершить обсуждение поднятых проблем, разговор с руководителями республики, предприятий мы продолжим. Особая тема – это КамАЗ. Сегодня это единственное предприятие в России, выпускающее большегрузные автомобили. Правительство России предприняло много шагов для поддержки этого производства, поддержки продаж автомобилей. Но и самому предприятию необходимо активнее заниматься модернизацией, осваивать новые модели грузовиков.
А в целом социально-экономическое развитие Татарстана идет по правильной траектории. Хочу признаться, что общие меры поддержки производства, экономическая политика республики совпадают с федеральными концепциями. Мы еще будем обсуждать, как лучше координировать макроэкономическую политику, как не только получать максимальные доходы, но и правильно ими распоряжаться. Нам предстоит сбалансировать интересы центра и регионов, чтобы обеспечить экономическую стабильность как базис для дальнейшего роста производства.
– На совещании вы упомянули о том, что существуют проблемы, очевидно, на местном уровне, после решения которых в самое ближайшее время будет запущена лизинговая схема для покупки самолетов, авиастроители получат деньги из федерального бюджета. О каких проблемах шла речь?
М.К.: Речь идет не о местных проблемах. Вопрос в том, что не завершена оценка акций самой лизинговой компании. Поэтому вчера я дал поручение вновь произвести оценку стоимости этой компании. Правительство намерено купить как минимум контрольный пакет ее акций. Чтобы точно знать, сколько стоят эти акции, мы должны провести независимую экспертизу. В настоящее время мне никто не назвал точную цифру. Поэтому и происходит задержка, хотя деньги для этой операции в бюджете зарезервированы.
М.Ш.: Сегодня Премьер-министр мне доложил, что оценка акций произведена. (По словам Наиля Хайруллина, эту оценку произвела компания “Артур Андерсен”, но Правительство РФ по непонятным причинам требует повторной оценки акций. Хотя чего же тут не понять: в любом Правительстве есть лоббисты, которые любой ценой стремятся к тому, чтобы кто-то не получил или, наоборот, получил зарезервированные деньги. Именно эти лоббисты нередко дезинформируют власть. – Е.Т.)
М.К.: Но нам необходима оценка независимых экспертов, которые подтвердят, что это именно так. Как только это случится, мы сразу же запустим схемы лизинга.
– Как в Татарстане строятся отношения власти и малого и среднего бизнеса: по принципу “помогать” или “не мешать”?
М.Ш.: Сначала мы преодолевали себя и сумели достичь уровня взаимопонимания по принципу “не мешать”. Сейчас пришло время помогать малому и среднему бизнесу. Вы знаете, мы внедрили регистрацию своего дела по принципу “одного окна”, те же принципы внедряются и при регистрации недвижимости, другого имущества. Одновременно мы выделяем средства для поддержки конкретных проектов малого предпринимательства. Другими словами, мы проделали путь от невмешательства к поддержке предпринимательских структур.
М.К.: Я бы тоже призвал руководителей регионов первым делом заняться снятием административных барьеров на пути малого бизнеса. Это пойдет на пользу производителям. Когда конкуренции нет, когда губернатор поддерживает одно-два предприятия (а по сути, руководителей, которые там работают), это идет во вред экономике России.
М.Ш.: Трудоспособное население республики – это 1,8 миллиона человек. Заняты в производстве, социальной сфере 1,2-1,3 миллиона человек. Где же остальные? Они либо заняты на сером рынке труда, либо сидят без работы. Мы должны поддерживать малый и средний бизнес, чтобы эти люди вышли из тени и нашли себе дело по способностям и возможностям.
М.К.: Когда будут приняты законы о поддержке малого бизнеса, которые обсуждаются в Думе, эти полмиллиона человек сразу же проявятся.
– С введением банка качества нефти для татарстанских нефтяных компаний могут наступить тяжелые времена. Какие меры предпринимаются для того, чтобы учесть интересы компаний, работающих на старых месторождениях?
М.К.: Эту проблему мы обсуждали на совещании. И договорились, что руководство республики и “Татнефти” представит в Правительство свои предложения по “разруливанию” ситуации, свое видение проблемы. Мы хотим услышать от вас, какие меры компенсационного характера могут быть предложены федеральными властями, чтобы нефтяные компании сильно не пострадали от этого шага, чтобы были учтены сложные условия добычи нефти в вашем регионе.
М.Ш.: Нам важно, чтобы учитывались не только сложные условия добычи, но и пострадавшая экология региона, и социальные проблемы, ведь сегодня в нефтяной отрасли и на нее работает почти половина трудоспособного населения республики.
– Михаил Михайлович, насколько вы сегодня психологически готовы поднять штангу под названием “авиастроительный комплекс” и КамАЗ? Вы – четвертый премьер, который берется решить эти проблемы… А может быть, не мучиться и летать на “Боингах”, ездить на иномарках?
М.К.: Ответ очень простой. Никакой штанги поднимать не надо. Мы уже прошли тот период, когда нужно было поднять КамАЗ, авиационное производство. Мы должны создать условия, чтобы продукция этих предприятий покупалась. Мы должны облегчить решение этой задачи для потребителей в период запуска предприятий. Если у КамАЗа и авиационного объединения достаточно сил, чтобы производить качественную продукцию, значит, она будет покупаться. Если недостаточно, то их некачественная продукция никому не нужна.
Мы уже помогли предприятиям выстоять на первом сложном этапе. Теперь они должны сами решать многие задачи. Мы понимаем, что машиностроение – сложное производство, что оно имеет длительный период запуска, что эта продукция – дорогостоящая. Но барьеры нужно преодолевать. Мы должны избавляться от непрофильных производств. Если авиастроительные заводы будут содержать по 50 детских садов, то мы не сможем выпускать самолеты.
– Но “Аэрофлот” все-таки закупает “Боинги”?
М.К.: Насчет “Аэрофлота” у меня данных нет. Но частные авиакомпании могут закупать иностранные самолеты, чтобы не летать на машинах, возраст которых 30 лет. Они тем самым как бы подталкивают производителей – создавайте новые машины.
М.Ш.: Я должен сказать, что вопросы авиастроения, автомобилестроения невозможно было бы решить, если бы в Правительстве не было понимания проблем. Мы самостоятельно не смогли бы реструктурировать долги КамАЗа, освободить его от залога Европейскому банку реконструкции и развития. Речь шла об огромных суммах – более одного миллиарда долларов.
М.К.: И это было сделать не так просто…
– Российские премьер-министры начинали свой визит в Татарстан с Казанского авиационного объединения, а заканчивали отставкой. Получается, что казанское авиастроение то ли плохая примета, то ли злой рок?
М.К.: Я не знаю. Может быть, сказалось то, что предприятие работает не на полную мощность? Я надеюсь, что после моего визита КАПО заработает во всю силу. Что касается лично меня, то я в отставку не собираюсь.
На снимках: М.Шаймиев встречает М.Касьянова в казанском аэропорту; во время посещения казанского авиационного производственного объединения.