Муниципальная реформа вносит свои коррективы практически во все принимаемые законодательные акты. Не избежал этого и очень важный проект закона “Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан”. Хотя он уже принят в двух чтениях, тем не менее к нему поступили серьезные замечания со стороны прокуратуры. На заседании Комитета Госсовета РТ по социальной политике были рассмотрены поправки, поступившие от Правительства, которые призваны устранить все возникшие противоречия.
Самое главное, чтобы данный законопроект соответствовал федеральному законодательству и был финансово обеспечен, отметил председатель комитета Чингис Махмутов. Последнее, как выяснилось, и оказалось главной загвоздкой. Ни для кого не секрет, что с 2006 года на уровне городов и районов будет действовать не государственная, а муниципальная власть со своими полномочиями и финансами. В законопроекте этот момент оказался неучтенным, и получилось так, что в будущем местные бюджеты должны были бы раскошелиться на государственные полномочия. Что, естественно, недопустимо. Если полномочия государственные, то и деньги должны идти из соответствующего бюджета, в данном случае из республиканского.
Тем не менее некоторые категории граждан оказались в совместном финансовом ведении республики и органов местного самоуправления. Это пенсионеры, работники муниципальных и государственных учреждений и малоимущие граждане. Для них меры адресной социальной поддержки будут осуществляться на основании решений Кабинета Министров РТ и органов местного самоуправления в пределах средств, передаваемых законом о бюджете республики на очередной финансовый год, и бюджетов муниципальных образований. Как пояснил Чингис Махмутов, Правительством были произведены расчеты, согласно которым в 2006 году большинство средств уйдет органам местного самоуправления, на уровне же республики будет дефицит. “Наш закон не должен быть пустой декларацией, – подчеркнул он. – Поэтому и предусмотрено совместное финансовое ведение”.
Естественно, что социальная помощь должна оказываться равномерно на всей территории как Татарстана, так и России – независимо от того, как живет тот или иной субъект, район, город или село. Как отметил заместитель председателя комитета Василий Логинов, согласно Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” предусмотрены специальные фонды межбюджетного выравнивания на уровне Федерации, субъектов и районов. Благодаря им и будет осуществляться равномерное распределение средств.
Кроме того, предложенными к законопроекту поправками восстанавливается справедливость в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории республики. Они тоже имеют все законные права на социальную помощь. И еще одно новшество – порядок, размер и условия оказания адресной социальной поддержки будут устанавливаться не Правительством, а законодательным органом ежегодно в законе о бюджете.