Отставка, которую ждали и… не ждали

Вчера, как сообщила пресс-служба ОАО “КамАЗ”, в Москве состоялось заседание совета директоров Камского автозавода, в работе которого принял участие Премьер-министр РТ Рустам Минниханов.

Автор статьи: Елена ТАРАН

Вчера, как сообщила пресс-служба ОАО “КамАЗ”, в Москве состоялось заседание совета директоров Камского автозавода, в работе которого принял участие Премьер-министр РТ Рустам Минниханов. Его участие в заседании можно объяснить важностью одного из обсуждаемых вопросов, относящихся к разряду так называемых кадровых. “В связи с переходом на другую работу и по соглашению сторон совет директоров принял решение об отставке с поста генерального директора ОАО “КамАЗ” Ивана Костина, срок действия контракта с которым истек 30 января текущего года”.


Если следовать логике скупых строк пресс-релиза, то ежегодно в январе должен уходить в отставку весь директорский корпус – из-за истечения срока контрактов. И мы в один день просто обезглавим республиканскую промышленность – на радость внутренним и внешним конкурентам. Следовательно, дело не в контракте, вернее, не только в нем. Контракт “по соглашению сторон” можно было бы и продлить. Значит, вопрос в том, кого не устраивал Иван Костин и почему?


Иван Михайлович сел в кресло генерального директора автозавода в 1997 году. С тех пор его постоянно “снимали” с этой должности и “переводили на другую работу”. Слухи о его уходе возникали так часто, что мы, журналисты, даже перестали на них реагировать. “Отставка Костина? Опять? Ну, это уже не смешно”,- отмахивались в кулуарах совещаний журналисты. Весенние слухи, как оказалось, подтвердились. В этой связи стал понятным и недавний приезд в Казань министра промышленности России Ильи Клебанова (он одновременно возглавляет совет директоров КамАЗа). Его долгая встреча с Президентом РТ Минтимером Шаймиевым и невнятные комментарии о сути разговора подтвердили догадки журналистов: в Кремлевском дворце обсуждалась судьба генерального директора автозавода.


Мы можем только догадываться, какие тучи сгущались над головой Костина. Версий много, все они имеют право на жизнь. Одна из них – стремление федеральных властей поставить на КамАЗ своего человека, не из республики. Разного рода инициативы “птенцов Клебанова” (они сегодня работают в числе высших менеджеров компании), направленные против бывшего генерального директора, хорошо вписываются в эту трактовку событий. Можно предположить, что в ходе переговоров в Казани Минтимер Шаймиев не смог отстоять Костина, но в то же время уберег КамАЗ от “варяга”. Кандидатура вице-премьера – министра экономики и промышленности Сергея Когогина оказалась компромиссной, она устроила и федеральный центр, и Татарстан. Тем более, что Сергей Анатольевич хорошо знаком с проблемами автозавода не только как министр, но и как член совета директоров ОАО.


Другая версия – слишком сжалось кольцо вокруг Ивана Костина, число его недругов в разных эшелонах власти явно перетягивало число сторонников. В какой-то момент баланс был нарушен. Черных шаров в корзине генерального директора стало больше, чем белых. Совету директоров пришлось принимать непростое решение.


Теперь – несколько слов о новом генеральном директоре КамАЗа. В истории предприятия это первый руководитель, не работавший ранее в автомобилестроении. Но кого сегодня этим удивишь? Жизнь такова, что нынче важнее быть не столько узким специалистом, сколько “широким менеджером”, умеющим продавать на рынке все что угодно: будь то швейные иголки или грузовики. Дело тут не столько в специальном образовании, сколько в наличии обширных связей в Казани и в Москве, умении находить общий язык со знакомыми и незнакомыми людьми, без боязни заходить в высокие кабинеты и завязывать контакты, контакты, контакты…


Сергей Анатольевич Когогин не раз доказывал, что этими необходимыми для менеджера навыками он владеет в совершенстве. Судя по его послужному списку, он за короткий срок сделал просто великолепную карьеру. В 33 года возглавил Зеленодольский машиностроительный завод, через четыре года, в 1994 году, стал главой администрации города и района. Добавим, что Когогину в эти сложные годы удавалось “выбивать” немалые деньги из республиканского бюджета для нужд города, который оказался заложником проблем двух предприятий военно-промышленного комплекса. Еще через пять лет Сергей Анатольевич становится вице-премьером и министром экономики Татарстана.


И вот – новая ступень. И снова нелегкий хлеб. КамАЗ – труднейшее предприятие, было немало попыток поставить его прочно на ноги, но по большому счету все они пока безуспешны. Слишком глубока яма, в которую попал автозавод. Когогину будет трудно не только потому, что придется день и ночь разгребать кучу проблем. Ему будет нелегко, поскольку он идет на КамАЗ без команды. Ему еще предстоит находить общий язык и с “птенцами Клебанова”, и с людьми Костина, и одновременно проводить свою линию, может быть, не всегда совпадающую с мнением ближайших помощников. Но ситуация такова, что у него нет другого выхода: нужно доказывать, что он может удержать управление КамАЗом и ему не зря в течение пяти лет доверяли командовать промышленностью республики.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще