Путевку в Турцию в приличный отель за неприлично низкую цену никто так и не предложил. Впрочем, не особо и хотелось: в августе в этих заморских краях влажно и жарко. И вот мы нежимся на популярном у жителей Альметьевска пляже в поселке Кичучатово, слушаем рассказ приятельницы о ее недавней поездке в Соль-Илецк, поедая ее же гостинец – оренбургский арбуз. И вдруг
Между шашлыками и арбузом
Идея поначалу показалась абсурдной. Нормальные люди вот так, между шашлыками и арбузом, отпуск не планируют. Но чем больше было противников, тем убедительнее звучали доводы сторонников. Останавливало лишь то, что, по словам побывавших в Соль-Илецке, курорт этот грязноват и необустроен. Однако всех грела детская мечта побывать на аналоге Мертвого моря. Очень запомнились школьные уроки, на которых мы представляли это море, покрытое людьми, лежащими на воде с книжками в руках… Даже не возвращаясь домой в Казань, снарядились в поездку.
До Соль-Илецка от нефтяной столицы Татарстана – 550 километров. Доехать можно и поездом, и автобусом (билет туда и обратно стоит 1300 рублей). Мы отправились на личном авто. Настроили GPS-навигатор и поехали.
Автобусом до Соль-Илецка добираться девять часов. На это время мы и рассчитывали, однако уложились в семь часов, причем успели посидеть в одном из придорожных кафе в Оренбургской области. Дорога порадовала – не очень разбитая, свободная, инспекторы ГИБДД не досаждали нам своим вниманием. Останавливали лишь совсем обнаглевших водителей, которые не удосуживались притормаживать перед стационарными постами. К тому же если на татарстанских дорогах за инспекторов работали камеры видеонаблюдения, то на территории Башкортостана и Оренбургской области мы встретили лишь две видеокамеры. И ни одного блюстителя дорожного порядка!
GPS-навигатор на трассе оказался штукой ненадежной – то «отставал» километров на 90, то «опережал», то вовсе не мог нас «поймать». Зато в самом Оренбурге оказался незаменимым. Не подумав об объездной дороге, мы
Ближе к Соль-Илецку на трассе замелькали бахчевые базарчики. Остановились, купили с пяток арбузов по восемь рублей за килограмм и, как выяснили позже, правильно сделали. В самом Соль-Илецке арбузами и дынями торгуют на каждом шагу, и стоят они дешевле. Но, как нам рассказали местные жители, арбузы привозят из Казахстана и выдают их за оренбургские, которые и сочнее, и вкуснее.
Приезжать лучше компанией
Тут же, на трассе, увидели сольильчан с табличками «Жилье». И хотя уже знали, где будем жить, поинтересовались расценками. Койко-место предлагалось по цене от 200 до 300 рублей в сутки. Чем ближе к озерам находится жилье – тем дороже постой, за стоянку машины во дворе берется отдельная плата – 100 рублей в сутки. За 200 рублей предлагалось снять койки в 30 минутах ходьбы от озер, за 300 (со словами «дешевле не найдете») – в 5-10 минутах.
Если нет предварительной договоренности с хозяевами, лучше самим пройтись по домам недалеко от соленых озер. Выбор есть даже в пик сезона, хозяева радушно встречают всех, демонстрируя то, чем располагают, – душ, баня, санузел и т.д. В городке в основном частные дома, внутри разделенные на двух-, трех-, четырехместные комнаты для сдачи внаем.
Приезжать лучше компанией, так как одно- или двухместных комнат здесь не найти и придется оплачивать дополнительные койки или искать компаньонов. Здесь практически каждый двор – мини-гостиница на 20-40 мест. Но это не значит, что город и горожане живут только за счет туристов. Рабочих мест в Соль-Илецке достаточно: есть завод по производству кормоуборочной техники, много ремонтных предприятий, элеватор. И, конечно же, соледобывающее предприятие, расположенное в шаговой доступности от пляжей. А еще в этом городе находится знаменитый «Черный дельфин» — одна из пяти в России колоний для пожизненно осужденных.
Всех прочих тверже
Чем же притягивает этот край, почему заставляет многих вновь и вновь проводить здесь хотя бы три-четыре дня в году? Конечно же, солеными и грязевыми озерами. «Илецкая натуральная соль всех прочих солей тверже, и будучи истолчена, получает очень белый цвет, и с воздуха в себя влажность отнюдь не принимает», – писал Михаил Ломоносов, который первым сделал анализ воды здешних озер.
На территории города-курорта их шесть: Тузлучное, Развал, Городское, Новое, Дунино, Малое городское. Одно из них условно можно назвать пресным, в двух других – сульфидная грязь, еще в одном – хлоридно-натриевая минеральная вода. Эту цепь озер, по которой можно перейти пешком (в августе они мелки, глубина некоторых едва достигает колен) без преувеличения можно назвать чудом. Каждое из озер не похоже на другое. Малое городское – аналог озера Иссык-Куль, имеет малое содержание солей, по ионному составу аналогично воде Каспийского моря. Большое городское – пресное, в нем местные жители и отдыхающие купаются, ловят рыбу, раков.
Кстати, в городе даже водопроводная питьевая вода очень соленая, но если поспрашивать местных жителей, можно отыскать родник, где вода более пресная.
Самое знаменитое озеро Развал образовалось на месте выработки соли горы Туз Тубе, когда в шахте обвалилась кровля, а воронку затопило подземными и поверхностными водами. Здесь нет никакой растительности и живых организмов, Развал не замерзает даже в сильные морозы, зато на глубине четырех метров температура держится ниже нуля. Вода настолько перенасыщена солью, что вошедший в нее человек тут же ощущает, как тело покрывается кристалликами. Здесь можно свободно лежать на поверхности воды – ощущения незабываемые!
Вот свидетельство академика Петра Палласа, который посетил Соль-Илецк в 1769 году: «Рассол столь густ и тяжел, что если человек войдет в него по грудь, то его вздымает, а на поверхности рассола человек может лежать, как на доске». Эти впечатления, впрочем, можно получить и в городской квартире – если удастся, конечно, в ванну засыпать соответствующее количество соли.
Плавать в Развале можно, но тогда принять вертикальное положение без помощи посторонних уже не получится: тело, как поплавок, выталкивается. Брызгаться или шлепать по поверхности руками не стоит: соленая вода, попади она в глаза, тут же вызывает громкий рев у детей и чертыхание у взрослых. Спасает в этом случае лишь «скорая помощь» – бутылка с пресной водой, которой следует ополоснуть глаза.
Это озеро среди лечащихся славится как «кожное»: вода оказывает гиперосмолярное, раздражающее и антимикробное воздействие. В такой воде, наверное, можно и огурцы засаливать, а вот человеку находиться в ней более 20 минут не рекомендуется. Любое лекарство полезно только в малых дозах. Но от этих советов народ отмахивается: поскольку за вход на пляж уплачено, то нужно взять свое по полной программе… Поэтому, видимо, карета «скорой помощи» на озерах бывает два-три раза в день – иные страждущие долечиваются до потери сознания, а порой – и потери пульса.
От солнца тоже следует беречься – оно палит неимоверно. Самая распространенная форма одежды, помимо, конечно, купальника и плавок, – обычный белый хлопковый платок с прорезью для головы: в нем можно не только появляться на солнце, но и купаться в озере, защищая от палящих лучей плечи и спину.
Рядом с Развалом – озеро Дунино. Это кубометры грязи, очень много брома, умиро-творяющего людей раздражительных, страдающих нерв-
ными срывами, полезного «начинающим» гипертоникам, язвенникам. Озеро с меньшей концентрацией соли, но все же достаточной, чтобы не тонуть. Впрочем, тонуть или хлебать воду нежелательно и по другой причине: мы зачерпнули в платки воды (она нам показалась подозрительно желтоватой) и обнаружили массу рачков и артемий, которые, собственно, и придают озеру своеобразную окраску.
«Соленка» – отдых для небогатых
На территорию самого курорта, именуемого местными жителями «соленка», можно пройти через турникет. Плата за вход – 100 рублей в будние дни, 200 – по выходным, детей до 7 лет и инвалидов пускают бесплатно. Особым комфортом курортная зона не отличается. Похоже, ее арендаторы, потратившись на сооружение заборов, нескольких душевых и туалетов, более ничем себя не обременяют.
Но разочарования можно избежать, если изначально исходить из того, что отдых и лечение на сольилецких озерах предназначены для людей скромного достатка. Впрочем, и для привередливых, не желающих тусоваться с простым людом, есть почти цивилизованные отели и VIP-зоны на пляжах. И только озера – общие для всех.
Из развлечений для приезжих – дискотеки, кафе и рестораны, разбросанные вдоль всего побережья. Цены вполне приемлемые. Полиция вежливая, но бдительная. На улицах города опасаться следует водителей – многие едут, даже не сигналя, прямо на пешеходов. Впрочем, и пешеходной разметки здесь нет.
По словам городского главы Николая Першина, от деятельности ООО «Соль-Илецк-курорт» бюджет получает ежегодно более трех миллионов рублей, а в целях пополнения казны ведется работа по легализации гостиничного бизнеса: летом чиновники ходят по дворам и начисляют дополнительную плату за воду, вывоз мусора. «Но пока денег не хватает даже на самое необходимое – на уличное освещение, например, на ремонт и строительство дорог и тротуаров, объектов коммунальной инфраструктуры», – признает местный градоначальник.
Вблизи озер все лето действует самостийный палаточный городок. Его обитатели не платят ни за аренду территории, ни за стоянку машин. В наш приезд там, похоже, заправляли татарстанцы: над машинами и палатками реял знакомый красно-бело-зеленый флаг.
От кочевых племен…
Городом Соль-Илецк стал не сразу, он вообще несколько раз менял название. В начале XVIII века это был ничем не примечательный населенный пункт. С 1744 года он начал развиваться промышленной разработкой соляных копей. В 1754-м для защиты поселка соледобытчиков от кочевников была построена крепость Илецкая Защита, а в 1865 году поселению были присвоены статус города и имя Илецк.
После Октябрьской революции город вновь был признан поселком, получил название Илецкое, в 1935-м назывался снова Илецкая Защита. Только спустя десятилетие, в 1945-м, он обрел имя Соль-Илецк.
А вот история освоения лечебных грязей, каменной соли, рапы и других ресурсов здешних озер насчитывает не одно столетие. Говорят, в древние времена здесь лечились кочевники, которые в благодарность за полученное исцеление выставляли вдоль озера на копьях лоскуты завязанной в узелки яркой ткани с монетами.
Современным жителям Соль-Илецка близка легенда, которая гласит, что именно их грязи спасли в свое время императора Александра III. В 1888 году он попал в железнодорожную катастрофу, при этом удержал на своих плечах крышу вагона и спас тем самым сыновей и супругу.
Неимоверное напряжение сказалось на здоровье царя, и двором были направлены гонцы для поиска лечебных средств. Так до Петербурга дошли слухи о чудодейственной лечебной грязи в степях Оренбургской губернии. На уникальные соленые озера направили экспедицию, которая и доставила в столицу лечебную грязь и соляную воду. Лечение императору помогло, и в благодарность он издал указ о создании здесь лечебно-оздоровительной зоны.