В столице в разгаре беспрецедентный процесс по приведению в порядок историко-архитектурных памятников
В минувшую пятницу состоялся показ представителям СМИ некоторых результатов этой работы на сегодняшний день. В маршрут обзорной экскурсии вошли объекты, переданные для реставрации группе компаний ASG, Министерству лесного хозяйства РТ, инвесторам, купившим их на аукционах.
Главные редакторы и журналисты ведущих республиканских средств массовой информации смогли увидеть сложные реставрационные будни, услышать комментарии помощника Президента РТ Олеси Балтусовой, отвечающей за эту сферу, главного реставратора ГУП ТИГП Светланы Мамлеевой, заместителя председателя ВООПИиК Фариды Забировой, главы префектуры «Старый город» Линара Закирова и других участников большой профессиональной команды, призванной восстановить разрушающиеся объекты культурного наследия – по сути, спасти «лица необщее выраженье» татарстанской столицы.
Началась эта увлекательная экскурсия у особняка надворной советницы Ремезовой на улице Миславского, у дома №13. К работе здесь только приступили. По словам Олеси Балтусовой, владельцы исторического здания обещают до зимы закрыть кровлю, а на будущий год приступить к реставрации по проекту архитектора Ирины Аксеновой.
Жемчужина Казани
Обзор объектов на улице Карла Маркса – дома Урванцева, бывшего здания Адмиралтейской конторы (архитектор Кафтырев), домов Александрова и Банарцева (архитектор Петонди), входящих в квартал, собственником которого стала ASG Group, вела автор проектов реставрации Фарида Забирова.
– Это уникальная территория, ее называют жемчужиной Казани – ансамблевая застройка фактически восемнадцатого века. Здесь впервые был реализован регулярный план и в 1768 году состоялась торжественная закладка краеугольного камня. Вот сейчас ищем этот камень…
Увлеченный рассказ Фариды Забировой можно слушать, что называется, открыв рот. Когда с исторического здания снимают штукатурку, оно само начинает рассказывать о своем прошлом. Архитекторы-реставраторы «читают» его, как книгу. «Это для нас самый сладкий миг», – говорит Забирова.
Но планы реставраторов меняются по мере исследований – так, принято окончательное решение восстанавливать дом Урванцева по образу классицизма XIX века. Отреставрировать по проекту XVIII века, с бельведером, не получится – обследование показало, что кирпичная кладка всей наружной версты заменена после пожара 1882 года.
Реставраторы считают, что усадьба Урванцевых доходила до самого угла Большой Красной, это был единый градостроительный комплекс, и сейчас это доказывают. Эскизный проект реставрации готов, находится на экспертизе. Уже сделана кровля, укрепляются фундаменты, произведена гидроизоляция подвалов.
– Все будет готово – с фасада, по крайней мере, к июню будущего года. Работа идет по проекту «500 дней». По нормам пятьсот дней нужно было бы только на проектирование. Но мы делаем проекты в ускоренном темпе, подключив большую команду конструкторов, технологов, архитекторов-реставраторов, которые одновременно занимаются пятнадцатью объектами.
Градостроительный комплекс на ул. Карла Маркса предлагается как достопримечательное место, имеющее единый замысел.
– Здесь будет общественная зона. На первом этаже предполагаются ресторан, магазины, офисы. Наверху – гостевая представительская зона с антикварной мебелью, а также картинная галерея.
О «пятом элементе» и черной плесени
В автобусе по дороге к усадьбе Боратынских Фарида Забирова продолжает делиться впечатлениями.
– Я тридцать пять лет в этом деле, и такой «движухи» еще не было. После «пешеходных прогулок» Президента республики по старой Казани у нас появился «пятый элемент» – так я называю Олесю Балтусову. Без этого «элемента» ничего не получалось… Можно было до бесконечности в пикетах стоять – а сейчас мы работаем, вкладывая в это дело весь свой опыт. Надо все исследовать в натуре, изучить строение того же кирпича… Вот еще грибки нам досаждают – их 40 видов! Для каждого дома свой диагноз. На Московской, 37, например, уникальный грибок – лепнина здесь сделана на основе органических веществ. Если не обработаешь материал, хоть какой макияж наводи – черная плесень вылезет и все съест. В лабораториях компонуются специальные антигрибковые средства, каждый препарат «бьет» свою группу грибков. Эту работу лицом, как фасад, не покажешь. Но она идет параллельно…
Честно говоря, такие речи настраивают на аллегорический лад. Чем не черная плесень – носители отношения к старине, как к историческому хламу, от которого надо избавиться и возвести на месте старых строений высотные объекты коммерческой недвижимости? Один из ярких примеров «доброжелательного» отношения к памятникам архитектуры является собственник дома Юшкова на Театральной, который довел его до аварийного состояния:
– Там вопиющий случай, – говорит Олеся Балтусова. – Это купеческий дом с флигелем архитектора Аникина. Хозяин был крупным землевладельцем, у дома расположил висячие сады. У нас на глазах в январе прошлого года здесь вскрывалась крыша. Угол флигеля тоже был разрушен в одночасье – подошел экскаватор и вдарил ковшом… Все это мы фиксируем. И прекрасно знаем, что здание было в удовлетворительном состоянии. Можно было провести его капремонт и реставрацию. Кстати, на всех трех объектах этого собственника дела не сдвинулись с мертвой точки – помимо дома Юшкова, это номера Банарцева и дом Потехина. Эскизные проекты приносят, но до начала работ далеко…
Такие объекты находятся под охраной государства. Невзирая на их приватизацию. Подобные действия регулируются федеральным законодательством. Если господа собственники руководствуются в своих действиях не «эмоциями» любителей старины, а прагматичным рассудком, все равно, как говаривал Боратынский, «рассудок должен быть велик». Если это рассудок, а не примитивная жажда наживы.
В гостях у Боратынских
По словам Олеси Балтусовой, Президент Рустам Минниханов поддержал четыре музея, находящихся под угрозой утраты, – Горького, Ленина, Толстого и Боратынского. Он везде был лично и проникся обаянием старинной атмосферы дворянских усадеб, их ценностью для города. Проекты реставрации были профинансированы в полном объеме из бюджета.
Борис Лурье, известный реставратор, встретил экскурсантов во дворе усадьбы:
– В основе ее – уникальный для Казани дом, построенный в восемнадцатом веке. Переходил несколько раз из рук в руки еще до Боратынских. Последние деревянный дом расширили и пристроили к нему кирпичные стены. А жили они здесь около шестидесяти лет. Состав семьи менялся, происходили разные перестройки здания, что присуще каждому дому, когда там идет активная жизнь… За двести лет дом пришел в плачевное состояние. А поскольку помимо просто памятника архитектуры он несет на себе мемориальную нагрузку, задача стоит в его максимальном сохранении. Здесь будет музей семьи Боратынского.
Пригласив осмотреть дом изнутри, Лурье предупредил: «Не пугайтесь происходящего, там идет реставрация».
Честно говоря, происходящего испугаться не удалось. Сквозь вскрытые полы, торчащие доски, обнаженную дранку и тому подобное созидательный процесс все же просматривается. Да и сама белая зала, несмотря на нынешнее состояние, хранит достоинство своих колонн, лепнины на потолке с гербом владельцев дома. А еще дом хранит тайны, которые открывает лекарям-реставраторам. Например, при вскрытии полов в небольшом помещении неожиданно обнаружилось углубление, в котором стояла ванна. Директор музея Ирина Завьялова рассказала:
– У крыльца обнаружили белокаменную мостовую перед домом, позже закрытую другим камнем. В кабинете – остатки сейфа… Удивительная конструкция здания обеспечивает прекрасную акустику. Здесь будет красивый концертный зал. Будет очень уютно. Это последняя деревянная усадьба конца XVIII – начала XIX веков, аналогов мы сейчас не имеем.
Обновление Старо-татарской слободы
В Старотатарской слободе с руин домов №№ 3-5 на улице Каюма Насыри (дома-усадьбы Казаковых и Кушаевых) вывезли около 200 «КамАЗов» мусора, сообщил префект «Старого города» Линар Закиров.
Хотя к работам приступили довольно поздно ввиду отсутствия специалистов, директор ООО «КамаСтройИнвест» Делюс Сиразетдинов рассказал:
– Здесь проведены работы по укреплению фундаментов, сейчас укладываются балки межэтажных перекрытий, заказаны окна с сохранением старинной технологии. К зиме сделаем кровлю, после чего начнем восстановление фасада. Функционально назначение зданий на Каюма Насыри еще не определено. Возможно, первые этажи будут отданы под торговлю, ремесленные хозяйства – это вписывается в общую концепцию комплексного восстановления Старотатарской слободы. Компания готова вложить в комплекс площадью около двух тысяч квадратных метров столько средств, сколько потребуется.
А вот уже полностью отреставрированные объекты деревянного зодчества. Дом Шигабутдина Марджани и усадьба Исанбаевых на улице Каюма Насыри, а также дом Галиаскара Камала на улице Нариманова подняли из разрухи силами Министерства лесного хозяйства РТ.
Заместитель министра Харис Мусин у дома ученого-историка, философа и просветителя Марджани, выглядел довольным результатом работы:
– Сложности были, но нам все помогали. Даже люди старшего возраста подходили, подсказывали: был такой вот здесь штрих… Ничего не делалось без согласования со Светланой Мамлеевой, потому что мы – исполнители, а управление реставрации ставило задачу воссоздать тот облик дома, который был при Марджани. Теперь я говорю, что философ снова к нам вернулся. Это хотя и условное, но необъяснимое чувство я действительно испытываю.
Светлана Мамлеева, руководитель реставрационного проекта, рассказала:
– Сохранено максимально много подлинных элементов вплоть до того, что столярные изделия наружной облицовки были отремонтированы, они не новые, подлинные. Сруб подлинный. То же с оформлением архитектурного декора, все наличники – подлинники. Единственное, что целиком разобрали, это пристрой со двора, он полностью развалился, мы воссоздали его из другого дерева. Что касается колористического решения, его воссоздавали путем анализа историко-архивного материала, пытались найти остатки краски на облицовке, проводили консультации.
Дом Исанбаева недалеко от Апанаевской мечети реставрировали по тем же принципам. Рядом еще одно деревянное здание. Оно не является памятником старины, но вид его портил общую картину. Теперь она смотрится гармонично. Как пояснил Мусин, этот дом будет использоваться для гостевых целей Апанаевской мечетью. А в доме Исанбаевых устроят небольшой этнографический музей.
Министерство лесного хозяйства взялось за реставрацию шести объектов, один из них – памятник архитектуры 1902 года, дом драматурга Галиаскара Камала на улице Нариманова, 48, где и закончилась экскурсия.
Мы побывали внутри здания. Оно будет использовано как жилой дом гостевого типа. Поэтому внутри – батареи отопления, современный санузел, и вообще, скорее всего, только внутренняя планировка помещений осталась от прежних времен. Но мемориальный потенциал дома в неприкосновенности, тонко чувствующие люди говорят, что дух татарского драматурга в нем ощущается «до мурашек».
мнение эксперта
Помощник Президента РТ Олеся Балтусова:
– В Казани 552 объекта культурного наследия. Развернуты активные реставрационные работы на 64 зданиях исторического центра. Мы решили показать те, которые уже можно «потрогать руками». То, что двадцать лет гнило, взмахом волшебной палочки не вернешь, за полгода такую работу полностью сделать невозможно. И мы благодарны тем людям, инвесторам, чиновникам, которые восстанавливают казанскую старину.