Реплика, вынесенная в заголовок, как понимаете, – из лексикона грабителя, встретившего беззащитного гражданина в темном переулке. Обычно в этой ситуации гражданин выбирает жизнь, разумно рассудив, что денег он еще заработает, а жизнь, как известно, одна. Но почему-то, оказавшись один на один с тяжелой болезнью, грозящей чем угодно, многие из наших сограждан вместо бесплатных лекарств – а следовательно, жизни – выбирают совсем небольшую денежную компенсацию. И оказываются… грабителями самих себя.
Вы правильно поняли: разговор идет о выборе, который предстоит сделать до 1 октября этого года 380 тысячам татарстанцев, получившим инвалидность по ка
Хотя, по словам заместителя министра здравоохранения Фариды Яркаевой, это существенно меньше, чем в среднем по стране, и, по последним данным, нынче число отказников сохраняется на уровне прошлого года, такая ситуация не может не тревожить. Дело в том, что деньги на закупку лекарств собираются государством в общую копилку по принципу страховки, и каждый отказавшийся от бесплатного лекарственного обеспечения «вынул» из нее свои 613 рублей. И тем самым не только обрек себя в случае обострения болезни на необходимость покупать порой очень дорогостоящие лекарства на свои кровные, но и обездолил тех, кто в препаратах крайне нуждается уже сейчас. Страховой пирог-то один…
Особенно удручает медиков тот факт, что своим отказом люди лишают себя возможности эффективно лечиться. К примеру, по словам главного внештатного психиатра Минздрава РТ Ильшата Халитова, во всех цивилизованных странах около четверти населения страдают теми или иными формами психических расстройств – к ним причисляют и действительно страдающих тяжелыми психотическими заболеваниями, и тех, кто находится в так называемом пограничном состоянии. У нас по статистике эта цифра существенно ниже – 5–8 процентов населения. Но это лишь надводная часть айсберга. Так вот, и из этой части более 60 процентов от бесплатных лекарств отказываются.
Дальше – больше. Отказники, как отметил главный внештатный эндокринолог республики Энгель Хасанов, есть даже среди больных диабетом – их у нас около ста тысяч человек. Исключение в этой группе составляют разве что те, кто нуждается в постоянных инъекциях инсулина. Ну а те, кто принимает сравнительно недорогие таблетированные препараты? Уж, казалось бы, с каждым из них индивидуально работает врач, объясняя, что заболевание это неизлечимо и чревато множеством серьезных осложнений. Для того чтобы держать организм в тонусе, диабетику нужны не только сахаропонижающие средства, но и целый список других.
Более того, из числа онкобольных более половины отказываются от соцпакета. Недавно в онкодиспансере был зафиксирован такой случай. У женщины, благополучно перенесшей несколько курсов лечения и чувствовавшей себя уже совсем здоровой, возник рецидив болезни. Потребовалось облучение. В Татарстане великолепный Центр ядерной медицины, где такое лечение могло быть оказано. Но вся сложность в том, что облучение должно сопровождаться введением дорогостоящих препаратов, а дама в прошлом году неразумно отказалась от соцпакета. Самое удивительное, что женщина оказалась супругой высокопоставленного чиновника, и 613 рублей в месяц явно не делали погоды в семейном бюджете. А на курс облучения требовалось более 100 тысяч рублей, причем таких курсов необходимо было несколько. И рассказываем мы об этом вовсе не из злорадства – мол, «богатые тоже плачут», а для того, чтобы подчеркнуть: никто из нас не застрахован от болезни, и, как сказал главный внештатный онколог Минздрава Рустем Хасанов, пренебрегать «подушкой безопасности», предложенной государством, не стоит никому. Тем более что сегодня медицина сделала огромный прорыв в борьбе с онкологическими заболеваниями и вновь появляющиеся препараты все более и более эффективны. Только подбирать их нужно индивидуально, по результатам молекулярного, генетического, гормонального анализа, порой кардинально меняя лекарственные средства уже по ходу лечения. А у новых препаратов, при всей их эффективности, есть один существенный недостаток – они очень дороги.
В унисон с коллегами говорили в тот день и главные внештатные невролог Радий Есин и ревматолог Светлана Якупова. Обидна такая ситуация, ведь есть препараты, есть знания и умение помочь людям, которые вместо жизни выбирают совсем небольшую даже в сравнении с минимальной пенсией компенсацию, утверждают они.
Все-таки стоит задуматься о том, что просто так, «за красивые глаза», инвалидность никому не дают. И если уж специалисты внесли вас в группу риска по здоровью, то отнеситесь к этому со всем вниманием. Время на раздумья у вас есть, еще можно до 1 октября заявить о своем решении взять соцпакет. И даже если вам пока хватает на выписанные препараты только половины компенсации, задумайтесь о тех, кто нуждается в лекарствах, ведь никто лучше вас, уже почувствовавших холодное дыхание болезни, не поймет этих людей. Сегодня вы поможете им, завтра – они вам. Пожалуй, это не просто страховой принцип – это принцип человечности.