Мы покорили новую вершину в авиации

Машина – детище ЗАО “Евромиль”, которое учредили Московский и Казанский вертолетные заводы и французская компания “Еврокоптер”.

Автор статьи: Елена ТАРАН

information_items_1347366254

Машина – детище ЗАО “Евромиль”, которое учредили Московский и Казанский вертолетные заводы и французская компания “Еврокоптер”. Именно эти предприятия (а также канадская компания “Пратт энд Уитни”, изготовившая двигатель) практически за счет собственных средств реализовали проект, подготовили для нашей страны принципиально новый вертолет, который специалисты уже называют последним словом в гражданской авиации.


Немного истории

По словам генерального конструктора Московского вертолетного завода (именно это предприятие разработало новую машину) Алексея Самусенко, решение о создании современного вертолета среднего класса было принято в 1986 году. Ми-38 должен был прийти на смену вертолету Ми-8, и именно поэтому новая машина попала в федеральную целевую программу развития гражданской авиации. Но созданная машина оказалась настолько универсальной (наши российские конструкторы постарались!), что заменяет не только Ми-8, но и Ми-6.


Ми-38Конструкторские решения обеспечили надежность и долговечность машины, ее комфортабельность, большую грузоподъемность, низкий уровень шума и вибрации. Вертолет вобрал в себя все последние достижения отечественного и зарубежного авиастроения: новые материалы, современные конструкции фюзеляжа, лопастей и винта. На машине установлены канадский двигатель и французская авионика. Ми-38 можно использовать как военно-транспортный вертолет, для проведения геолого-разведочных и спасательных работ, оказания медицинской помощи и эвакуации больных, как комфортабельный геликоптер. Не случайно на презентацию новой машины были приглашены руководители федеральных силовых ведомств, Министерства по чрезвычайным ситуациям, крупных компаний, в том числе и нефтяных. Потенциальные заказчики должны видеть машину заранее и готовиться к тому, что через пару лет она появится на рынке.


Презентация

Участники проекта постарались представить свое детище во всей красе. На летном поле завода собрались многочисленные гости и журналисты. Пожалуй, последних было больше, чем потенциальных покупателей вертолета. Важность момента подчеркивало и участие в презентации Премьер-министра РТ Рустама Минниханова, вице-премьера – министра экономики и промышленности РТ Алексея Пахомова, министра торговли и внешнеэкономического сотрудничества Хафиза Салихова.


Сине-белая машина в течение пятнадцати минут поднималась и опускалась на разную высоту, делала крутые повороты, совершала маневры под углом в 30 градусов, “проходила” вдоль поля со скоростью 250 километров в час, спускалась с набранной высоты по спирали и, в конце концов, пролетела перед участниками… хвостом вперед.


После полета руководитель экипажа заслуженный летчик России Александр Климов (машину испытывали московские пилоты) доложил главному конструктору о результатах полета, после чего сразу же попал в тесный круг журналистов. Представители прессы терзали вопросами (и вместе и по отдельности) и остальных членов экипажа. Пилоты подтвердили, что совместными усилиями создана хорошая машина, что подобных вертолетов в России еще нет, что участники проекта покорили новую вершину в авиации, за что им честь и хвала.


Затем генеральный директор Казанского вертолетного завода Александр Лаврентьев предложил всем гостям посмотреть Ми-38 с близкого расстояния и заглянуть в салон. Предложением воспользовались сразу. Рустам Минниханов и ведущие специалисты министерств и ведомств долго не покидали салон вертолета, пытая (не хуже журналистов) разработчиков машины. Судя по улыбкам официальных лиц, они остались довольны и вертолетом, и представлением. Последним аккордом действа на летном поле стала фотография на память. Гости сгрудились вокруг премьера и главных героев презентации. Потом Рустам Минниханов попросил пилотов сфотографироваться с ним отдельно: видимо, высоко оценил мастерство летчиков.


Финансы

Теперь несколько слов о деньгах. Бесплатно в нашей жизни ничего приличного не построишь и не создашь. По словам генерального директора КВЗ Александра Лаврентьева, общая стоимость проекта около 700-800 миллионов долларов. Половина этих средств уже затрачена на разработку машины, создание ее первого образца, нового двигателя и авионики. Кто же вложил средства в этот проект? Поскольку Ми-38 вошел в федеральную программу, то 20 процентов затрат покрыл российский бюджет. Остальные 80 процентов выложили создатели машины. Московский вертолетный завод за счет собственных средств разработал конструкцию машины, Казанский – обеспечил ее сборку, канадская компания “Пратт энд Уитни” на свои деньги специально под Ми-38 разработала новый двигатель, а французская компания за свой счет – современную авионику. Первоначально предполагалось, что двигатель для новой машины будет освоен на Санкт-Петербургском заводе имени Климова, но рыночные реформы не позволили предприятию завершить работы в срок. В итоге пришлось воспользоваться услугами канадцев.


Впереди у создателей машины серьезные дела – необходимо до 2007 года завершить сертификационные испытания, построить для этого еще несколько прототипов вертолета. Причем сертификационные испытания необходимо провести на таком уровне, чтобы они соответствовали европейским и американским нормам эксплуатации. Только в этом случае возможно продвижение Ми-38 на зарубежные рынки.


Александр Лаврентьев отметил, что вертолет вызовет интерес у потребителей не только из-за хороших технических характеристик, привлекательна и его цена. Если европейский аналог – вертолет Н-101 стоит 25-27 миллионов долларов, американский “Сикорский” – 20 миллионов долларов, то российский оценивается чуть ли не на порядок дешевле. Предполагается, что затраты на этот проект окупятся, когда будут собраны первые 80-90 машин. Если Казанский завод освоит выпуск 10-12 машин в год, то все участники проекта могут рассчитывать на прибыль.


О перспективах сбыта новых машин генеральный директор КВЗ говорил очень осторожно, но под напором журналистов был вынужден признать, что уже сегодня есть заказчики на Ми-38. По скромным прикидкам создателей, рынок может “проглотить” до 300 машин, каждая третья будет продана на экспорт.


Перспективы

Казанский вертолетный завод даже в эти трудные времена сумел обеспечить себе надежное будущее. Предприятие осваивает и выпускает широкую гамму машин – вертолеты “Ансат” (его сертификация будет завершена в нынешнем году) и “Актай”, различные модификации Ми-17 и Ми-8, теперь начались испытания Ми-38. Правительство поддерживало и будет поддерживать казанское предприятие, заверил Рустам Минниханов, тем более, что КВЗ – это не только стабильные платежи в бюджет и дополнительные объемы производства. Коллективы, участвующие в создании Ми-38, обеспечивают работой предприятия-смежники, на которых трудится 400 тысяч человек. Вот цена вложений в машиностроение в целом и в авиацию в частности.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще