Платные услуги: прогноз не оправдался

Картина такова: зарплата работников бюджетной сферы оставляет желать лучшего, материально-техническая база подведомственных казне учреждений находится в плачевном состоянии, а денег в бюджете не очень много, и вряд ли в ближайшее время их станет больше.

Автор статьи: Елена ТАРАН

Картина такова: зарплата работников бюджетной сферы оставляет желать лучшего, материально-техническая база подведомственных казне учреждений находится в плачевном состоянии, а денег в бюджете не очень много, и вряд ли в ближайшее время их станет больше. Как в этой ситуации поправить положение?


Премьер-министр РТ Рустам Минниханов давно пытается реализовать в бюджетной сфере прогрессивную технологию решения финансовых проблем: официально расширить спектр платных услуг населению, за счет заработанных средств поднять зарплату учителям, врачам, библиотекарям и социальным работникам, а заодно и улучшить оснащение бюджетных учреждений. При этом перечень бесплатных услуг населению должен быть гарантирован.


Брошенные в массы чиновников “семена” (был принят ряд специальных решений) дружных всходов не дали. Как выяснилось на вчерашнем заседании Правительства РТ (на нем обсуждалось прошлогоднее постановление Кабинета Министров “О платных услугах и предпринимательской деятельности бюджетных учреждений…”), министерства и ведомства спущенный Минфином план по этой статье выполнили лишь на 44 процента. С населения за оказанные услуги удалось получить лишь 916 миллионов рублей. Почему так вышло: то ли “семена” оказались некондиционными, то ли упали они на неподготовленную почву?


Ответственный за сбор “урожая” министр финансов РТ Радик Гайзатуллин назвал три причины несбывшихся прогнозов. Во-первых, так называемая сезонность – не могут же школы оказывать услуги населению летом! (Надо полагать, что к зиме работники учреждений образования поднатужатся и выполнят план по сбору денег.) Во-вторых, руководители этих учреждений не заинтересованы в расширении платных услуг, поскольку все заработанные деньги уходят в общую бухгалтерию и там “растворяются”. Какой смысл стараться, если все равно ничего обратно не получишь или в лучшем случае деньги придется выбивать всеми правдами и неправдами? В-третьих, мы не учитываем роль человеческого фактора (или роль личности того или иного руководителя учреждения). Там, где во главе школы, клуба или библиотеки стоит инициативный товарищ, находят способы зарабатывать себе на хлеб.


Последнюю мысль тут же подхватил Рустам Минниханов и начал критиковать министров, которые выходили на трибуну с отчетами:


– Вам вот бумажку написали, вы от нее оторваться не можете. Неужели трудно своими словами сказать, почему не развиваются платные услуги, что нужно сделать Правительству, а что – министерствам? Такое ощущение, что вы сами глубоко не занимаетесь этой проблемой… Свалили ее на заместителей.


Хлопотное это дело – платные услуги. Руководителей к финансовой деятельности готовить надо (они же бухучет толком не знают), с населением работать надо (попробуй объясни, почему вчера эта услуга ничего не стоила, а сегодня обрела свою цену), деньги оприходовать надо, потом распределить их в коллективе, чтобы никто не обиделся… Гораздо проще жить по старинке. К тому же районные и республиканские власти не очень требуют выполнения плана по платным услугам. Ведь заработанные деньги – это что? Это – самостоятельность, независимость бюджетных учреждений, завоеванное право распоряжаться финансами по своему усмотрению. Такой подход нравится далеко не всем.


Рустам Минниханов несколько раз в ходе заседания возвращался к полученной информации о том, что в ряде районов и городов республики школы не имеют отдельной сметы и штатного расписания, что всю их финансовую деятельность контролирует центральная бухгалтерия РОО. При такой ситуации все заработанные деньги сваливаются в одну кучу, и районные чиновники распоряжаются ими по своему усмотрению. “Какие в этой ситуации стимулы для развития платных услуг, для экономии энергоресурсов?” – задал премьер вопрос министру финансов. Министр не ответил. Зато председатель рескома профсоюза работников образования и науки Юрий Прохоров подчеркнул, что в законе об образовании четко оговорено, что все учреждения этой сферы являются самостоятельными и должны иметь собственные счета. Получается, мы нарушаем закон себе же во вред: связываем руки школам, лицеям, училищам. Главное – ради чего?


Платные услуги в образовании – это вообще болезненная тема. По Конституции, напомнил прокурор РТ Кафиль Амиров, образование в нашей стране – бесплатное, а поборы с родителей – это беззаконие. Конечно, мы не можем брать деньги с родителей за обучение детей, на ремонт классов, покупку инвентаря. Но зачем скрывать – такое происходит сплошь и рядом, сборы и так называемая спонсорская помощь школам устойчиво вошли в нашу жизнь. Без “родительских” денег школы просто не выживут. Другое дело – что именно подразумевается под платными услугами в образовании? Министр образования и науки Раис Шайхелисламов на этот вопрос ответил так: можно организовывать платные учреждения языкового профиля, по информатизации, профессиональной подготовке.


Что касается платных услуг в самой школе, то это вопрос очень спорный. Сегодня нагрузка на учителя – 30-36 часов в неделю. Многие преподаватели занимаются репетиторством. Цена часа работы колеблется от 100 до 150 рублей. Хорошая добавка к зарплате. Если то же репетиторство легализовать в форме платного кружка, то учитель из тех же 150 рублей за час получит, как подсчитал Юрий Прохоров, 28 рублей (остальное уйдет на налоги, аренду и так далее). Какой смысл работать официально? Если преподавателя все-таки “уломали” и он согласился после официальных уроков и репетиторства вести “платный кружок”, то представьте, в каком состоянии он придет на следующий день на урок – и уставший, и неподготовленный. Стоит ли овчинка выделки?


Очень трудно приживаются, как было видно из выступлений министров, платные услуги в социальной сфере (ну какие деньги можно получить с инвалидов, пенсионеров и малообеспеченных слоев населения?), культуре, даже в том же здравоохранении. По словам министра здравоохранения Камиля Зыятдинова, львиная доля собранных средств за платные услуги приходится на стоматологию. Но эта отрасль медицины всегда была платной.


Впрочем, в республике есть районы, где к проблеме платных услуг подошли неформально. К примеру, в Альметьевском районе, как отметил его глава Ришат Абубакиров, за счет платных услуг в бюджетной сфере удалось сохранить квалифицированные кадры в здравоохранении и образовании. Иначе город и район растеряли бы специалистов: разрыв в зарплате нефтяников и бюджетников увеличивался с невероятной быстротой. Теперь негативную тенденцию удалось приостановить. В Набережных Челнах администрация предоставила максимальную самостоятельность бюджетным учреждениям и не жалеет: многие перешли на самофинансирование, поднимают зарплату.


Платные услуги, хотим мы того или нет, это палка о двух концах. С одной стороны, вроде бы спасаем работников бюджетной сферы. А с другой – налагаем дополнительное финансовое бремя на все население. Как определить ту грань, которая разделяет платные услуги и поборы, желание заработать и нежелание думать, качественную работу и откровенную халтуру? У Премьер-министра, видимо, есть ответы на эти вопросы.


Завершая заседание, Рустам Минниханов подчеркнул, что Правительство не откажется от платных услуг в бюджетной сфере. Другое дело, что нужно четко определить, какие услуги бесплатные, какие – платные и сколько они стоят. Перечень услуг и цены должны публиковаться, размещаться на специальных стендах. В то же время и Минфин не должен сокращать объемы бюджетного финансирования. Тогда у учреждений появится стимул зарабатывать. Если же платные услуги будут рассматривать как источник финансирования коммунальных платежей, ремонта и основной зарплаты, то Татарстан еще долго не соберет прогнозируемый “урожай” денег.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще