Территория Казани расширится? Тукаевский район вольется в город и станет частью Набережных Челнов? Эти вопросы имеют вполне реальную основу. Еще на начальном этапе реформы местного самоуправления эксперты прогнозировали непростую ситуацию с границами и статусом муниципальных образований.
Данные прогнозы подтвердило состоявшееся вчера в Государственном Совете РТ совещание, на котором депутаты, представители органов исполнительной власти, руководители ряда районов, местных органов представительной власти республики обсудили концепцию организации местного самоуправления в Татарстане, предлагаемую Кабинетом Министров республики.
Как отметила, открывая совещание, заместитель Председателя Госсовета РТ Римма Ратникова, принятие законов по местному самоуправлению – не только самое объемное, но и самое сложное по содержанию направление законотворческой деятельности нынешнего парламента. Прежде чем Комитет по госстроительству и местному самоуправлению приступит к рассмотрению внесенных в парламент 27 законопроектов об установлении границ и статуса муниципальных образований, она предложила в режиме так называемого нулевого чтения обсудить модель, по которой будет развиваться в республике местное самоуправление.
Концепция, заложенная в основу законопроектов по местному самоуправлению, была представлена в докладе министра юстиции РТ Мидхата Курманова.
Как известно, местное самоуправление в Татарстане сегодня осуществляется на уровне сельских населенных пунктов и малых городов и поселков, а на уровне районов существуют органы государственной власти. Какими путями развивать местное самоуправление в республике, в какой форме организовать его на территории районов? В российском и татарстанском законах о местном самоуправлении предусмотрено создание муниципальных районов и городских округов. Исходя из задачи сохранить в период предстоящих непростых перемен управляемость в республике, разработчики предлагают осуществлять местное самоуправление преимущественно в рамках городских округов, предполагающих единый бюджет. Вместе с тем несколько районов республики избрали вариант создания муниципальных районов.
В ходе обсуждения был выявлен ряд острых вопросов, требующих разрешения до внесения законопроектов на рассмотрение сессии. Депутаты отметили, что предлагаемые новшества не выносились на обсуждение населения, как того требует законодательство. В республике на сегодняшний день действуют 962 органа местного самоуправления, созданные на основе законов РФ и РТ, а также постановлений Государственного Совета РТ. В предлагаемой концепции они просто проигнорированы. Их возможную ликвидацию правовое управление Госсовета РТ считает нарушением статьи 131 Конституции РФ и 117 Конституции Татарстана. Действующие муниципальные образования (а де-факто они таковыми являются) не могут быть ликвидированы даже решением самих жителей – на сходах и референдумах, есть постановление Конституционного суда РФ от 30 ноября 2000 года о том, что изменение территориальных основ местного самоуправления не может приводить к отказу от него. Такова и логика новых законов – российского и татарстанского, принятых в развитие, а не усечение местного самоуправления. Депутаты подчеркнули, что в переходный период действуют оба российских закона – и 1995 года, и 2003 года, и нельзя делать вид, что местного самоуправления в Татарстане не было вообще.
Принятые законы требуют организации местного самоуправления на двух уровнях. Первоначально должны быть установлены границы поселений, то есть территория республики распределена между муниципальными образованиями первого уровня – городскими и сельскими поселениями. И только потом городским поселениям может быть придан статус второго уровня – статус городского округа, а сельские поселения могут объединиться в муниципальные районы. А предлагаемая концепция нарушает порядок нарезки границ.
Несогласие с внесенным проектом, по которому Тукаевский район предлагалось соединить с автоградом в один Набережночелнинский городской округ, высказал глава районной администрации Тагир Харматуллин. Депутаты и приглашенные отметили, что в целом предлагаемая концепция нарушает права граждан, которым за решением житейских вопросов придется ехать в центр округа за много километров.
Руководитель Центра экономических и социальных исследований Алевтина Кудрявцева озвучила предложение о том, что существующие органы местного самоуправления можно было бы преобразовать и сохранить в виде территориальных органов городского округа с тем, чтобы приблизить власть на места. Это мог бы быть компромиссный вариант, который в то же время требует детального изучения полномочий новообразований.
Как подчеркнула, завершая разговор, Римма Ратникова, на принятие законов об установлении границ и наделении статусом муниципальных образований отведено время до 1 января 2005 года. Принятие уязвимых в юридическом плане проектов в работу – путь к протестам и судебным разбирательствам, на что ни у разработчиков, ни у законодателей нет времени. Но и полностью отвергать внесенные проекты нельзя, необходимо двигаться вперед. Она предложила объявить переходный период для того, чтобы инициаторы смогли “примирить” вносимые проекты с действующими законами и обсудить их с населением.
На состоявшемся затем заседании Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению 26 из внесенных проектов были рекомендованы для рассмотрения сессией Госсовета в первом чтении при условии устранения высказанных замечаний.