Все цели программы, скорее всего, выполнены не будут, если не принять каких-то экстраординарных мер, заявил на заседании Правительства республики Сергей Климантов, руководитель рабочей группы Счетной палаты России, которая проверяла использование средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию программы “Социально-экономическое развитие Республики Татарстан на период до 2006 года”.
Параметр нарушений незначительный
Программа действует с 2001 года. Этот документ родился в ходе переговоров республики с федеральным центром о вхождении Татарстана в единое налоговое пространство с Россией. Напомним, что прежде республика жила по специальным соглашениям, в том числе и в бюджетно-финансовой сфере. Вынужденный отказ от особых условий построения бюджета и финансирования социальных и экономических проектов приводил к тому, что Татарстан терял при этом значительные средства и не мог сохранить достигнутый ранее уровень жизни населения. Чтобы смягчить проблему и была принята программа социально-экономического развития республики. Она предполагала, что Татарстан, получая из Москвы средства на финансирование ряда программ, к 2006 году сумеет расширить собственную налоговую базу и затем развиваться дальше без помощи федерального центра. В рамках программы действовала подпрограмма развития и сохранения исторического центра Казани. Этот документ, понятно, был рожден в рамках подготовки к 1000-летию города.
И вот спустя почти три года федеральный центр решил проверить, как используются средства, направляемые на столь благое дело. С 23 мая по 4 июля в республике находилась рабочая группа Счетной палаты России, которая проследила, куда пошли средства из федерального бюджета по этой статье расходов. Проверен был ряд министерств (строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства и продовольствия, здравоохранения, транспорта и дорожного хозяйства), администраций городов и районов, некоторые предприятия. В целом, как сообщил Сергей Климантов на заседании Правительства РТ, собранного специально для подведения итогов проверки, параметры нарушений были незначительные. В основном они касаются огрехов в регистрации и оформлении контрактов, в проведении конкурсов и тендеров на выполнение работ и поставку оборудования и материалов. Некоторые исполнители, как выяснилось, завышали объемы выполненных работ, не проводили экспертизу строящихся объектов. Вице-премьер – министр сельского хозяйства и продовольствия Марат Ахметов признался, что при проверке некоторых хозяйств, действительно, выявлены факты хищения минеральных удобрений и ядохимикатов, их перепродажа, завышения объема выполненных работ. Но все средства, незаконно полученные хозяйствами, а это около 1,5 млн. рублей, возвращены в бюджет. Руководители, допустившие подобную бесхозяйственность, привлечены к ответственности, некоторые дела переданы в правоохранительные органы. Выявленные факты, горячо убеждал присутствующих министр, – это следствие безразличного отношения к безвозмездным средствам, а надо, чтобы каждый бюджетный рубль был пользователям так же дорог, как свой собственный. Но до реализации подобных идей нам еще далеко, что подтвердили улыбки в зале. Свой собственный рубль как-то греет больше.
Нарушения, подобные выявленным в ведомстве Марата Ахметова, были и в других министерствах. В сумме это 5 миллионов рублей средств нецелевого использования и столько же – неэффективного. Заметим, что часть этих нарушений – на совести федерального центра, который регулярно нарушал сроки финансирования объектов и допускал их недофинансирование. Однако не нужно тешить себя иллюзиями, что у нас нет серьезных нарушений, предупредил Правительство Премьер-министр РТ Рустам Минниханов. В республике ежедневно проводится столько финансовых операций, что нужен глаз да глаз. Словом, расслабляться не стоит, нужно, чтобы эти недостатки не превратились в систему.
Программа работает, но…
Любая экономика – это всегда еще и политика. За сухими строками справок Счетной палаты РФ скрывается будущее федеральной программы социально-экономического развития Татарстана и вообще будущее многих федеральных программ. Дело в том, что Москва стремится отказываться от подобных программ, мотивируя это тем, что они неэффективны, что средства используются с нарушениями, что нужно жить строго по бюджету и никак иначе. Татарстан, раскрывая перед Счетной палатой свои бумаги, стремится доказать обратное: программа работает, и работает эффективно. По словам министра финансов Радика Гайзатуллина, с 2001 года валовой внутренний продукт вырос у нас с 217 млрд. до 287 млрд. рублей. Высокими темпами растут нефтедобыча, нефтехимия, машиностроение, и это несмотря на то, что федеральный центр оставляет все меньше средств в распоряжении регионов. Как отметил Марат Ахметов, в его ведомстве отдача от одного рубля, вложенного в сельское хозяйство, в полтора раза выше, чем в среднем по России.
Эффективность реализуемой программы отметил в своем выступлении и Сергей Климантов. Однако, анализируя ход ее выполнения, он сделал печальный вывод: все цели программы выполнены не будут, прежде всего из-за недофинансирования со стороны Москвы. Заложенные в программе средства на создание новых производств на ЕлАЗе, казанских авиационном, моторостроительном объединениях, в ОАО “Татнефть”, на других предприятиях так и не были выделены. Не удалось в полном объеме получить иностранные кредиты и кредиты в российских банках, не была предоставлена гарантия государства.
Большие трудности возникают в реализации программы развития и сохранения исторического центра Казани. Москва выполняет свои обязательства на 70 с небольшим процентов. В результате 48 объектов, отмеченных в программе, так и не начинали строить и реконструировать, 25 объектов имеют степень готовности на уровне 20 процентов. Успеем ли мы довести начатые работы до конца или Казань будет встречать гостей, одетая в строительные леса? Судя по отчетам Счетной палаты, ответ на этот вопрос очевиден.
Если ситуация с финансированием не изменится, то программу, скорее всего, не удастся реализовать в срок. Сергей Климантов предложил внести изменения в принятый документ, однако Счетная палата РФ не имеет права законодательной инициативы. Единственное, чем эта организация может помочь Татарстану, – это представить все собранные документы и вытекающие из них выводы Президенту России Владимиру Путину. Словом, Счетная палата РФ после месячной проверки на территории республики готова, выражаясь спортивным языком, сыграть на стороне Татарстана, но в интересах России.