Счетная палата меняет статус

Президиум Госсовета внес на рассмотрение депутатов 47 вопросов.

Президиум Госсовета внес на рассмотрение депутатов 47 вопросов. C другими предложениями выступили депутаты М.Галеев, А.Федоров, А.Салий, Ф.Мусин, Ю.Камалтынов, Т.Водопьянова, Ф.Галимуллин, Н.Столярова, А.Гусев и С.Осколок. А.Штанин предложил рассмотреть вопрос о защите от уничтожения системы внешкольной работы с детьми в республике. По его словам, Кабинет Министров при подготовке проекта бюджета на 2005 год сокращает предусмотренные на это средства. Участвовавший в работе сессии Президент М.Шаймиев в ответ заметил, что сегодня обсуждать, собственно говоря, еще нечего, у депутатов будет возможность высказать свое мнение, когда проект бюджета поступит в Госсовет.


В результате утвержденная повестка дня включила 58 вопросов.


Госсовет повторно принял закон “О Счетной палате Республики Татарстан”, возвращенный Президентом. При его обсуждении А.Штанин указал на то, что концепция закона после работы согласительной комиссии существенно изменилась: палата из парламентского контрольного органа превращается в орган государственного финансового контроля. Норма о том, что она подотчетна Госсовету, из закона убрана. Как указало в своем заключении Правовое управление Госсовета, доводы в обоснование таких изменений Президентом не приведены. Между тем статус палаты как парламентского органа правомерно вытекает из Конституции РТ и Бюджетного кодекса РФ. Кроме того, изменение статуса приводит к внутренней противоречивости закона.


Норма о назначении председателя Счетной палаты и его заместителя не изменилась: это право остается за Госсоветом. Кандидатура председателя будет вноситься Президентом, как и было предусмотрено ранее. Но положение о кандидатуре заместителя подверглось пересмотру: ее будет предлагать председатель палаты, хотя в первом варианте это полномочие закреплялось за руководителем парламента. Наконец, в своей деятельности палата будет ориентироваться на поручения не только парламента, но и Президента (в прежней редакции глава республики мог делать лишь запросы).


Повторно был принят и закон “Об охране окружающей среды в Республике Татарстан”.


Депутаты одобрили 38 поправок к законопроекту “Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан”, который был принят во втором чтении. В частности, Кабинету Министров предписано представлять Госсовету отчет, а не информацию об исполнении бюджета. Порядок представления регламентируется Бюджетным кодексом РТ: Правительство будет направлять ежеквартальные и полугодовые отчеты не только в парламент, но и в Счетную палату и в федеральное казначейство. Годовой же отчет подлежит утверждению Госсоветом в форме закона.


К законопроекту “О местном самоуправлении в Республике Татарстан”, также принятому во втором чтении, поступило 90 поправок, 61 из них парламент одобрил. Поправки, предложенные профильным комитетом к отклонению (в основном – предложения Кабинета Министров), Правительство решило снять.


Законопроект “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан “О медицинском страховании граждан Республики Татарстан”, принятый во втором и в третьем чтениях, достался в наследство от парламента предыдущего созыва. В первом чтении он был принят 17 июля 2003 года, а срок рассмотрения во втором чтении дважды продлевался, поскольку механически приводить республиканский закон в соответствие с федеральным законодательством не имело смысла. Последнее само нуждалось в изменениях, так как реформа ОМС в России не завершена.


В январе этого года Госсовет согласился с протестом прокурора РТ на отдельные положения закона и постановление Верховного Совета РТ о мерах по его выполнению. Вот почему нынешний созыв парламента не стал тянуть с рассмотрением законопроекта. Есть и другая причина: принятие закона позволит республике участвовать в федеральных программах, и, так как проект федерального бюджета на 2005 год уже формируется, поспешить действительно стоило.


Парламент одобрил все 20 поправок, поступивших к законопроекту. Республиканской больничной кассе предстоит реорганизоваться в Фонд обязательного медицинского страхования, который будет аккумулировать средства на ОМС. Он также будет вправе осуществлять функции страховщика наряду со страховыми медицинскими организациями. Впрочем, последняя норма весьма неоднозначна. Федеральное законодательство не содержит ни прямого разрешения, ни прямого запрета на наделение фонда данной функцией. А.Штанин задался вопросом: может ли Фонд ОМС быть одновременно сборщиком средств и страховщиком? Депутат Т.Сафин, представлявший законопроект, считает, что такую возможность нужно предусмотреть на случай форс-мажорных обстоятельств: а вдруг сложится ситуация, когда страховать будет некому? Правда, прямого указания на такого рода обстоятельства документ не содержит.


Остались вопросы по одной из поправок к законопроекту “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан “О плате за землю”, который был принят во втором чтении. Депутат предыдущего созыва Л.Андреева просила не отклонять ее предложение, предусматривающее установление дополнительных льгот по плате за землю предприятиям горэлектротранспорта и метрополитена. В противном случае это может привести к увеличению платы за проезд в общественном транспорте. Рассмотреть этот вопрос планируется при подготовке к третьему чтению. Поправку, устанавливающую ставку земельного налога по группам почв, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ, депутаты одобрили.


В первом чтении принят проект постановления “О внесении изменений и дополнений в Регламент Государственного Совета Республики Татарстан”, к которому депутаты одобрили 22 поправки. Закрепляется норма об утверждении законом не только бюджета РТ, но и годового отчета о его исполнении. Вводятся понятие и порядок мягкого рейтингового голосования. Заседания парламента предлагается проводить не раз в месяц, а не реже одного раза в два месяца.


Против последней нормы выступила депутат от КПРФ Н.Столярова. По ее мнению, проводить даже одно заседание в месяц неоправданно мало, поскольку на депутатов и аппарат Госсовета ложится большая нагрузка. Она считает, что парламент должен заседать хотя бы два раза в месяц. Помимо этого, по ее словам, в поправках не отражено, что деятельность Госсовета основывается на принципах политического многообразия и многопартийности. В Регламенте следует отразить права, обязанности и полномочия фракций, а также депутатских групп и объединений. В ответ председатель Комитета по законности, регламенту и депутатской этике А.Гусев, представлявший документ, подчеркнул, что право подготовить свои поправки у Н.Столяровой никто не отнимал.


В первом чтении был также принят законопроект “О внесении изменений в Закон Республики Татарстан “Об охране и рациональном использовании животного мира”, вызванный процессом приведения в соответствие с федеральным законодательством.


Госсовет выступил с обращением к Президенту и Председателю Правительства России по вопросу внедрения системы дифференцированного налогообложения при недропользовании. В нем говорится, что сохранение налогов на добычу полезных ископаемых в нынешнем виде представляет серьезную опасность для долгосрочного развития национальной экономики. В стране простаивает каждая четвертая нефтяная скважина, резко сузились инвестиционные возможности компаний. При сохранении действующей в настоящее время системы налогообложения нефтяная отрасль Татарстана за счет вынужденной остановки малодебитных, нерентабельных скважин потеряет 3,5 млн. тонн годовой добычи нефти, что приведет к ликвидации около 20 тыс. рабочих мест и снижению налоговых поступлений в бюджеты республики на общую сумму 2,6 млрд. рублей. Такое развитие событий осложнит социальную обстановку в традиционных регионах нефтедобычи.


На заседании было объявлено о создании фракции “Единая Россия” (ее возглавил А.Гусев) и депутатской группы “Татарстан – новый век” (председатель Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев).


Следующее заседание Госсовета, которое станет последним перед депутатскими каникулами, решено провести 2 июля.


Хроника заседания


– Во втором чтении приняты законопроекты “О приватизации государственного имущества Республики Татарстан”, “О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Татарстан “О недрах”, “Об органах социального партнерства в Республике Татарстан”, “О народных художественных промыслах и ремеслах”.


– Госсовет принял Программу межпарламентского сотрудничества на 2004 год.


– Продлен срок представления материалов по законопроектам “Об обязательном экземпляре документов в Республике Татарстан” и “Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан”, а также сроки рассмотрения проекта Градостроительного кодекса (второе чтение) и внесения законопроекта “О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав” (третье чтение).


– Парламент согласился с протестом прокурора РТ на отдельные положения Закона “О пожарной безопасности”.


– Госсовет рассмотрел 35 проектов федеральных законов и обращений региональных парламентов к руководителям федеральных органов власти. Один документ не был поддержан.


Ирина БЕГИМБЕТОВА.
“Татар-информ”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще