К тысячелетию Казани в республике должны появиться первые платные дороги, сообщил вице-премьер – министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимир Швецов на прошедшем в четверг брифинге.
То, что в России дороги – это не дороги, а “направления”, ощущают на себе все. И власти понимают, что решать эту проблему необходимо как можно быстрее. В противном случае о реализации программы Владимира Путина, направленной на удвоение к 2010 году ВВП, можно забыть. Без опережающего развития дорожного хозяйства немыслимы преобразования в транспортном комплексе, да и во всех отраслях промышленности.
Но опять все упирается в финансы. Если в развитых странах на дорожное хозяйство расходуется три процента валового регионального продукта, в России с ее просторами – в два раза меньше. К тому же замена дорожного налога транспортным и налогом на землю сильно ударила по бюджету отрасли. В итоге, к примеру, в США (тоже немаленькая страна) на тысячу квадратных километров территории приходится свыше 900 километров автомобильных дорог, а в России – 300, в Татарстане и того меньше – 212 километров, причем только 160 из них имеют твердое покрытие. Сегодня в нашей стране около 900 тысяч километров автодорог, а для успешного развития экономики нужно как минимум 1,5 миллиона.
Что в такой ситуации делать? Ответу на этот вопрос была посвящена прошедшая недавно в Москве международная конференция “Перспективы дорожного строительства в России”, в которой приняла участие и татарстанская делегация во главе с Премьер-министром РТ Рустамом Миннихановым. Пришло время привлекать частные инвестиции в дорожное строительство и создание объектов транспортной инфраструктуры. И, как водится в цивилизованных странах, у нас тоже 15-20 процентов автодорог должны быть платными, то есть построены или реконструированы по коммерческим (окупаемым) проектам.
В Татарстане организовать платное движение планируется пока на нескольких участках. Во-первых, на автомобильной трассе Сорочьи Горы – Шали с мостовым переходом через Каму (после ввода второй очереди моста). Открытие этого маршрута обеспечит связь со многими субъектами Федерации, сократит в среднем на 5-6 часов доставку грузов в страны СНГ и Западной Европы. Протяженность платного участка составит 41 километр дороги, плюс 14 тысяч погонных метров мостового перехода. Этот коммерческий проект планируется реализовать к тысячелетию Казани.
Во-вторых, к юбилею столицы республики должен быть открыт второй платный участок – подъездная дорога протяженностью более 16 километров к международному аэропорту “Казань”, который сегодня находится в стадии реконструкции. Чуть позже станет платным расположенный в Татарстане участок федеральной автодороги Казань – Оренбург (почти 400 километров из 666 – общей протяженности). Эта трасса позволит связать регионы центральной и западной частей России с Оренбуржьем и с выходом на международный транспортный коридор, проходящий по Казахстану. Небезвозмездным будет проезд и по столичной четвертой транспортной дамбе через Казанку.
К некоторым из перечисленных проектов уже удалось привлечь инвесторов. Как сообщил Владимир Швецов, в ближайшее время ожидается визит в Татарстан представителей Международной финансовой корпорации (IFC), чтобы выработать приемлемую схему финансирования, условия гарантий для реализации проекта Казань – Оренбург (на участке от Сорочьих Гор до границы с Оренбургской областью) стоимостью 10 млрд. рублей. Интерес к финансированию дорожных работ в нашей республике проявила и английская компания PriceWaterhouseCoopers, которая, кроме того, намерена инвестировать татарстанский нефтегазохимический комплекс. А специалисты Международного института строительства (Москва) выразили желание принять участие в методической разработке платного проезда по строящейся автодороге Шали – Сорочьи Горы и мостовому переходу через Каму.
Платные трассы, конечно же, должны отличаться от других дорог повышенным уровнем благоустройства, удобства и содержания. А тарифы на проезд по ним рассчитываются по специальным методикам с учетом различных показателей. По словам Владимира Швецова, в мире дорожные расценки колеблются от 6 до 25 центов за километр, а на отдельных участках доходят до одного доллара. В какую сумму обойдется автомобилистам езда по татарстанским дорогам, покажут расчеты и время.
Для привлечения средств на строительство и реконструкцию платной дорожной сети, а также для организации работ, возврата денег инвесторам планируется создать управляющие компании. Их существование прекратится после того, как дороги окупятся. Но это произойдет не скоро, поскольку сроки окупаемости таких проектов составляют 20-25 лет.