За прошедший год от населения республики в адрес Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ поступило около 13 тысяч писем и различных обращений по поводу неудовлетворительной работы жилищно-коммунальных служб. В Госжилинспекции зарегистрировано почти 4300 жалоб. То есть в сравнении с 2002 годом люди жаловались в названные структуры соответственно на 35 и 46 процентов чаще. Этот факт министр Марат Хуснуллин озвучил на прошедшем вчера заседании итоговой коллегии Минстройархжилкомхоза РТ.
Участившиеся случаи обращений граждан в министерство и жилинспекцию министр объяснил тем, что население стало больше доверять государственным органам, в которых видит своих защитников. Правда, Премьер-министр РТ Рустам Минниханов, принимавший участие в заседании коллегии, усомнился в состоятельности такого объяснения. “Сегодня реформа ЖКХ заключается лишь в повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги. А люди хотят видеть еще и улучшение качества этих услуг”, – сказал он. Премьер удивился тому, что народ вынужден обращаться в республиканские структуры. Значит, на местах не могут разобраться с проблемами или не хотят? Тогда следует жестко наказывать жилищно-коммунальные организации, не выполняющие договорных обязательств перед населением.
По мнению Рустама Минниханова, ЖКХ – самая ответственная и сложная отрасль экономики. Тем не менее по сравнению с другими регионами России жилищно-коммунальная сфера Татарстана выглядит выигрышно. И в течение отчетного 2003 года серьезных аварий в отрасли не было.
К тому же за истекший год ЖК-организациями предоставлено услуг на сумму 13,2 млрд. рублей – показатель неплохой, ведь в республике весь годовой розничный товарооборот составил 91 млрд. рублей. Сократился в два раза разрыв в превышении кредиторской задолженности над дебиторской. По словам Марата Хуснуллина, впервые за последнее десятилетие налоговые органы претензий к отрасли не имели – налоги выплачены полностью. Кроме того, на 35 процентов выросла заработная плата работников ЖКХ, достигнув в среднем 4144 рублей. И большой плюс – к концу года задолженность по зарплате полностью ликвидирована.
Но Премьер-министр уровнем оплаты труда остался недоволен, заявив, что можно было бы улучшить показатель, к примеру, за счет экономии тепла, воды и прочего. “У вас вся система построена на затратности: чем нерентабельнее предприятие, тем больше оно надеется на дотации”, – упрекнул он.
Вместе с тем собираемость текущих платежей от населения за ЖК-услуги по сравнению с 2002 годом снизилась до 91 процента. Это при том, что жильцы оплачивали лишь 70 процентов стоимости предоставляемых услуг (остальное компенсировало государство). В нынешнем году предельный уровень платежей установлен в 90 процентов. До сих пор остро стоит проблема задолженности организаций ЖКХ за энергоресурсы: на Казани “висят” 85 млн. рублей, на Нижнекамске – 60 млн. Поэтому одна из задач нынешнего года – реструктуризация долгов. А еще – финансовое оздоровление убыточных предприятий.
По мнению Рустама Минниханова, для финансовой стабилизации в отрасли необходимо создавать в ней конкурентную среду – обуздывать монополистов и поддерживать частников. И не успокаиваться на достигнутом. “А пока действенных рецептов и механизмов для ее оздоровления у вас нет”, – резюмировал Премьер-министр.
Вскоре по поводу проводимой в республике программы реформирования ЖКХ должны высказаться народные депутаты – в ближайшее время планируются парламентские слушания по этому вопросу.