НА очередном брифинге в Кабинете Министров РТ (он состоялся в минувший вторник) выступал директор Агентства по госзаказу Яков Геллер. Он именно выступал перед журналистами, поскольку пресс-конференции в полном значении этого слова не получилось. У основной массы журналистов вопросов не было. А те единичные вопросики, что были, прозвучали скорее для проформы, нежели для прояснения ситуации.
И это хорошо, подытожил встречу Яков Геллер. Государственный заказ в Татарстане перестал быть экзотикой, скандалом, а превратился в рутинное дело. Поэтому у журналистов пропал интерес к его распределению. Тем не менее Яков Вениаминович не отказал себе в удовольствии рассказать о тех успехах, которых добилось агентство под его непосредственным руководством.
Во-первых, создан сайт, на который постоянно заглядывают предприятия – крупные и не очень, фирмы и одиночные предприниматели. Сайт, как и издаваемый агентством журнал, востребован и пользуется популярностью.
Во-вторых, на базе ТИСБИ организовано обучение членов конкурсных комиссий. В нынешнем году за парты сели более 500 человек. Теперь они уже не скажут, что по незнанию или недогляду отдали победу в конкурсе фирме, предложившей наихудшие условия для выполнения госзаказа.
В-третьих, более 40 процентов проводимых в республике конкурсов – открытые. В результате честной конкуренции была достигнута экономия в 1,6 млрд. рублей (всего объем госзаказа – 16 млрд. рублей). Сэкономленные деньги также были разумно потрачены – на нужды тех отраслей, руководители которых проявили бережливость. Ну и, наконец, в конкурсах стали активно участвовать малые предприятия, чего прежде также не наблюдалось.
Яков Геллер был самокритичен, остановившись в выступлении и на том, чего достичь не удалось. К сожалению, 36 процентов от общего объема госзаказа – это закупки у единственного источника. Это большой процент, но в 2004 году, пообещал руководитель агентства, данный показатель сократится. К недостаткам Я.Геллер отнес и тот факт, что малый бизнес, получив доступ к участию в конкурсах (20 процентов участников из этого сектора экономики), выиграл всего 7 процентов от общего объема госзаказа. Эта цифра должна быть как минимум в два раза выше. Для чего необходимо разработать нормативную базу, чтобы малый бизнес не чувствовал себя белой вороной среди акул экономики.
Кроме того, руководитель агентства не исключает, что в системе проведения конкурсов имеют место договорные, так сказать, отношения между участниками и конкурсными комиссиями. Эти самые отношения и приводят к победе желаемого претендента. Письменных заявлений на этот счет в агентство не поступало (наивно полагать, что они появятся), но устная информация до Якова Геллера доходила. Бороться с этим злом можно одним способом – через максимальную открытость в распределении госзаказа. Чем агентство в меру своих сил и занимается.