Сегодняшнее мероприятие свидетельствует, что мы можем многое сделать, если объединим наши усилия, – подчеркнул президент ОАО “Российские железные дороги” Геннадий Фадеев на церемонии открытия в прошедший вторник нового железнодорожного вокзала в Нурлате. В нем приняли также участие сопредседатель высшего совета партии “Единая Россия” Минтимер Шаймиев, Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов, глава администрации Нурлатского района и Нурлата Фатих Сибагатуллин, начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Лемешко, первый вице-президент ОАО “Российские железные дороги” Хасян Зябиров и другие официальные лица.
28 августа 1911 года через станцию Нурлат прошел первый поезд, а железнодорожный вокзал появился здесь двумя годами позже. Единственный в южной части Татарстана, он обслуживает Нурлатский, Черемшанский, Алькеевский, Аксубаевский районы республики, а также часть Самарской области. Возведение нового здания вокзала было начато в 2001 году, однако идея о его строительстве, по признанию Фатиха Сибагатуллина, появилась еще шесть лет назад. Согласно договоренности 75 процентов финансирования всех работ осуществил Татарстан, 25 – Куйбышевская железная дорога.
Новый вокзал – это современное двухэтажное здание с двумя пассажирскими залами (зал ожидания рассчитан на 150 мест), кассами, справочным бюро, багажным отделением, комнатой матери и ребенка, комнатой отдыха для персонала, медпунктом, круглосуточно работающим буфетом и т. д.
Столь значимое для нурлатцев и всех жителей республики событие не могло пройти незамеченным и для руководства ОАО “Российские железные дороги”. Как отметил Геннадий Фадеев, это – важнейшее событие практически для любого жителя страны, пользующегося услугами железнодорожного транспорта. Свое же пристальное внимание к Татарстану главный железнодорожник России объяснил ответной реакцией на отношение к проблемам железнодорожного транспорта со стороны руководства Татарстана и лично Президента республики. Идет ли речь о развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, поставках промышленной продукции татарстанских предприятий для нужд железной дороги (а это и нефтепродукты, и автомобили, и компрессорные установки) или о передаче жилья, объектов социально-культурного назначения – все вопросы в Татарстане решаются, подчеркнул Геннадий Фадеев.
В этом году на развитие российского железнодорожного комплекса мы направили 14 млрд. рублей, продолжил президент “Российских железных дорог”, это громадные деньги. Но в одностороннем порядке мы не в состоянии обновить весь парк электровозов, пассажирских вагонов, реконструировать и заново построить вокзалы. Здесь неоценима помощь регионов. И именно на примере Татарстана, его отношении к железнодорожному транспорту мы видим, как могут взаимодействовать региональная и федеральная власти. И мне приятно приезжать в Татарстан, потому что нахожу здесь людей, которые созидают. Не разваливают, а создают.
Мы умеем работать, а вместе можем сделать очень многое, практика это показывает, поддержал Геннадия Фадеева Минтимер Шаймиев. Только за последние два-три года в республике построено уже семь железнодорожных вокзалов. Новые объекты появились в Свияжске, Буинске, Казани, Арске, Шемордане, сегодня открыли вокзал в Нурлате, а после этого откроется вокзал в Агрызе. Хорошо, что работа, которая ведется в республике по росту объемов перевозок (а это возможно только при росте промышленности), позволяет решать эти вопросы.
Заметив, что сегодня поселок железнодорожников в Нурлате (здесь проживает значительная часть населения города) – худший (32 тысячи квадратных метров жилья составляют старые, ветхие дома), Минтимер Шаймиев подчеркнул, что и этот вопрос решается. Республика и руководство ОАО “Российские железные дороги” намерены заняться улучшением жилищных условий железнодорожников в ближайшее время. Щитовые дома, которые отслужили уже несколько десятков лет, под наши татарстанские стандарты не подходят, отметил Минтимер Шаймиев, думаю, этот поселок должен смотреться даже лучше, чем другая часть города, потому что железнодорожники этого заслуживают.
Сегодня нурлатцы – лучшие в Российской Федерации по уборке хлеба, для них становится уже нормой собирать по 60 центнеров с гектара, ряд хозяйств вышел и на европейский уровень. С размахом, с перспективой работают нефтяники района, в полную силу должен заработать и сахарный завод. В целом район и город строятся в хорошем режиме, резюмировал Минтимер Шаймиев.
В этот же день Минтимер Шаймиев, Премьер-министр РТ Рустам Минниханов, президент ОАО “Российские железные дороги” Геннадий Фадеев, президент Удмуртии Александр Волков, а также руководитель депутатской группы “Регионы России” Государственной Думы РФ Олег Морозов приняли участие в церемонии открытия нового здания железнодорожного вокзала в Агрызе.
Реконструкцию этого объекта произвели в рекордно короткие сроки – за один год и четыре месяца. После двадцати с лишним лет эксплуатации здание вокзала порядком поизносилось и могло нормально функционировать лишь в летнее время. Поэтому в мае 2002 года Горьковской железной дорогой и Правительством Татарстана было принято совместное решение о генеральной реконструкции агрызского вокзала. Она носила настолько масштабный характер, что, по сути дела, речь шла о возведении нового здания.
Сметная стоимость строительства составила 123 миллиона рублей: половину суммы внесло Правительство республики, другую – Горьковская железная дорога. Повышенное внимание к объекту было обусловлено тем, что вокзал является северо-восточными “воротами” Татарстана. Станция Агрыз – крупный железнодорожный узел, который соединяет четыре направления в дальнем и местном железнодорожном сообщении (на Москву, Екатеринбург, Ижевск, Набережные Челны) и четыре – в пригородном (на Вятские Поляны, Янаул, Сайгатку, Алнаши).
Новое здание отличается масштабностью: крыша – с куполами, стены облицованы природным камнем, пол – гранитный. В подвальном помещении находится багажное отделение. На первом этаже размещаются зал ожидания, автоматические камеры хранения. На втором – гостиница с номерами люкс, билетные кассы, справочное бюро, сервис-центр по обслуживанию пассажиров, кафе. На третьем – зал ожидания. Вокзал способен вместить до 400 пассажиров. В здании установлены электронные табло и система видеонаблюдения.
По заключению приемной комиссии, вокзал в Агрызе – самый удобный и красивый на всей Горьковской “железке”.
Железные дороги являются “кровеносными сосудами” экономики, отметил, выступая на торжестве, Минтимер Шаймиев. Объемы грузоперевозок в нашей республике постоянно растут, что является показателем роста выпуска промышленной продукции.
Примечательно, что в тот же день на привокзальной площади состоялось торжественное открытие памятника уроженцу Агрызского района, основоположнику татарской драматургии Тази Гиззату. Поэтому преобразилась и сама привокзальная площадь, которой присвоено его имя. Здесь разбит сквер, установлены скамьи. Как заметил Минтимер Шаймиев, в 2005 году исполнится 110 лет со дня рождения Тази Гиззата. Эту дату мы должны отметить всенародно, подчеркнул он.
Видимо, это символично, что одновременно возведены памятник великому драматургу и новый вокзал, сказал президент “Российских железных дорог” Геннадий Фадеев. Это как бы возвращение к нашим истокам, к культурным традициям, к истории железнодорожных вокзалов. Ведь вспомните: раньше на вокзалах часто звучал оркестр, здесь исполнялись лучшие музыкальные произведения.
Дабы участники торжественного открытия вокзала смогли прочувствовать дух истории, на третьем этаже здания расположился симфонический оркестр. Не беремся судить об акустических возможностях отреставрированного помещения, но созданная в нем атмосфера праздника впечатлила. Кстати, по образцу некоторых вокзалов ГЖД (в Нижнем Новгороде, Казани, Чебоксарах), говорят, в Агрызе также будет звучать “живая” музыка.
После состоявшейся здесь же пресс-конференции Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов и президент ОАО “Российские железные дороги” Геннадий Фадеев подписали соглашение о сотрудничестве.
Геннадий Фадеев подчеркнул при этом, что подписанный документ свидетельствует о полной поддержке регионами политики на российских железных дорогах. Как он считает, с точки зрения формирования бюджетов очень важно зафиксировать взаимные обязательства. Фадеев также отметил, что Татарстан уделяет серьезное внимание повышению эффективности железнодорожной системы. В частности, республика успешно решает вопрос погашения убыточности пригородных пассажирских перевозок.
В соответствии с подписанным документом только в течение ближайшего года ОАО “РЖД” разместит на предприятиях Татарстана заказы на сумму свыше 1 миллиарда рублей. Это компрессорные установки, цистерны, запчасти к подвижному составу. Объем поставок расписан в соглашении по годам – на перспективу.
Ирина ДУРНИЦЫНА,
Тимур ЦИУНЧУК.
“Татар-информ”,
Денис ТИХОНОВ – “РТ”.